Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Журнал «Форбс» о Татарском театре оперы и балета

Октябрьский номер журнала «Форбс» опубликовал статью о театре оперы и балета в Казани, отметив, что он – «единственный (в России) театр, где провели реформу по западному образцу. Результат – аншлаги и высокая рентабельность».

«В России театры оперы и балета существуют почти целиком за государственный счет… На содержание Мариинского театра, например, в 2008 году было потрачено из бюджета 1,93 млрд рублей. При бешеной популярности (470 000 зрителей посетили 446 спектаклей) ведущий петербургский театр смог отработать лишь 23% бюджета. Находящийся в процессе реконструкции Большой театр дал 235 спектаклей и заработал 16% от своего бюджета.

А Татарский театр оперы и балета в минувшем году отработал 20% бюджета, дав лишь 105 представлений. Бюджет казанского театра — всего 145 млн рублей, но по наполняемости зала (92,8% в 2008 году) он уступает лишь Большому (96,8%), обходя по этому показателю все остальные столичные и провинциальные театры.»

Причина такого успеха – в реформе театра. В 1986 году в него пришел новый главный режиссер Валерий Раку. Оперы впервые стали ставить на языке оригинала (до этого они шли только на русском и татарском языках). А в 1988 году произошли и первые изменения в организационной структуре: весь коллектив перевели на контракты сроком на год, которые ежегодно перезаключаются (или не перезаключаются). Система контрактов позволила постепенно избавляться от «балласта». Зрители оценили реформы: к концу 1980-х наполняемость зала на балетных и оперных спектаклях выросла с30-40% до 80-85%.

В начале 1990-х посещаемость пошла на убыль: у людей просто не стало денег, чтобы ходить в театр, обесценились зарплаты. Платить работникам хоть какие-то деньги помогали редкие зарубежные гастроли. Во время одного турне руководство театра познакомилось со своим будущим партнером — голландским агентством Euro Stage, которое помогло поставить гастрольные туры на поток. Так театр окончательно перешел на европейскую систему организации: для каждой постановки отбираются режиссер, дирижер, художник и солисты (их услуги оплачивала Euro Stage). С середины 1990-х казанский театр очень много гастролирует, давая за сезон 150-160 оперных и балетных спектаклей за рубежом, по этому показателю его опережал лишь Мариинский театр.

Молодежная программа Большого запущена

Большой театр обнародовал результаты конкурсных прослушиваний в Молодёжную оперную программу. Отбор прошли:

Вокалисты
Алексюк Юлия (сопрано)
Волкова Оксана (меццо-сопрано)
Гимадиева Венера (сопрано)
Говзич Илья (тенор)
Кадурина Александра (меццо-сопрано)
Касьян Светлана (сопрано)
Колгатин Павел (тенор)
Рудак Борис (тенор)
Шушаков Константин (баритон)
Яровая Алевтина (сопрано)

Пианисты
Гришаев Артём
Небольсин Павел

Скоро на сайте Большого театра будут помещены биографии всех участников Молодёжной программы.

Неугасающее эхо скандальной «Тоски»

Прошло более трех недель со дня премьеры на сцене Мета оперы «Тоска» в постановке Бонди. Но эмоциональная дискуссия вокруг неоднозначного спектакля в прессе и Интернете продолжается. К ней подключаются оперные «тяжеловесы». В их числе - бывший руководитель Королевской оперы в Лондоне, а сейчас президент культурного фонда имени Джона Ф.Кеннеди (Center for Performing Arts) Микаел Кайзер. Он присутствовал на премьере и реакция публики, освиставшей постановщиков, но главным образом разгромные выступления журналистов его очень удивили.

«Почему-то так сложилось, - пишет он, - что когда режиссеры пытаются по-новому взглянуть на оперные шлягеры, публику это бесит. Может быть, дело в дороговизне билетов. А может быть, это боязнь, что новаторский подход станет правилом и все классические произведения подвергнутся пересмотру» (huffingtonpost.com).

«Мне нравится замечательная, высоко реалистическая режиссура Франко Дзеффирелли… Но есть много интересного и в постановке Люка Бонди. Хотя в конечном счете я не нахожу ее достаточно убедительной, но предложенная режиссером попытка выстроить взаимоотношения между тремя главными действующими лицами мне представляется довольно интересной».

«Но даже если и не нравится работа режиссера, если она вызывает гнев и раздражение, публичное освистывание – это уж чересчур! Работа в искусстве всегда сопряжена с риском. Травля серьезных деятелей культуры, ставящих творческие эксперименты – не самый лучший способ стимулировать новаторство в искусстве», - отмечает Кайзер.

Экономная «Аида» - веление времени

Под несмолкаемый шум по поводу «Тоски» почти не замеченным прошло возвращение на сцену Метрополитен Оперы «Аиды» в постановке Сони Фризелл двадцатилетней давности. Почему именно этой, ничем особым не примечательной постановки? Все дело в средствах, недостаток которых остро испытывает даже Мет. Спектакль, как принято говорить, «малобюджетный». Никакого сравнения с роскошными декорациями и костюмами в спектаклях Дзеффирелли!

В отсутствии потрясающего зрелища почитатели оперы смогли сосредоточиться на музыкальной стороне. И она, по мнению обозревателей, соответствовала высоким стандартам Мета. Хорошо известные любителям оперы исполнители: Виолета Урмана (Аида – мы ее слушали в этой партии по телеканалу «Культура», который показал запись спектакля, поставленного Дзеффирелли в Ла Скала, и дал слово для комментариев певицы), Йохан Бота (Радамес), Долора Зайик (Амнерис), Карло Гуэльфи (Амонасро). А также - Роберто Скандьюцци (Рамфис), Стефан Кокан, дебютировавший на сцене Мета в роли египетского царя, Дженифер Чек (жрица).

Придирчивые критики не удержались от замечаний в адрес титулованных исполнителей. Джеймс Оестрейч (Oestreich) из «Нью-Йорк Таймс» посчитал, что Урмана и Бота местами форсировали звук, особенно в верхних нотах. К тому же Бота упал, покидая сцену в первом действии, но, похоже, обошлось без ушибов. Зайик, напротив, начала партию вполголоса, но постепенно распелась и провела заключительные картины мощно и эффектно.

Зрителям исполнение тоже понравилось, что выразилось в щедрых аплодисментах, которыми наградили солистов и хор. А вот вышедшего на поклоны дирижера оркестра Д. Гатти, зал встретил более чем прохладно, прогудев свое «бу-у-у». «Ну что еще надо этой избалованной публике!», - восклицает наш критик, - «Они хотят Риккардо Мути? Пусть успокоятся – получат его скоро, в феврале. В опере «Аттила».

Но что все отметили с плюсом и без оговорок, так это «свежую, изощренную» хореографию Алексея Ратманского.

Волна зрительской фронды докатилась до берегов Темзы

Гудением встретили зрители первый премьерный спектакль начавшегося нового сезона Королевской Оперы – строгую, аскетичную постановку оперы «Тристан и Изольда» режиссера Кристофа Лоя.

Как отмечает «Санди таймс», вся сцена - это две комнаты в глубине банкетного зала, где идут приготовления к свадебному празднеству. Но то, что там происходит, имеет мало отношения к изложенному в театральном буклете сюжету. На первый план выходит некий подтекст: «постановщики явно хотели восстановить первоначальный замысел Вагнера - написать «Тристана и Изольду» как «камерную психологическую драму». Но они не учли необузданный гигантизм композитора. Можно пожалеть солистов, вынужденных исполнять музыку, вовсе не предназначенную для струнного квартета».

Дирижер Антонио Паппано пытался придать оркестру «сдержанно-интимное звучание», то ли по причине своеобразного понимания страстной музыки Вагнера, то ли желая подстроиться под невеликий лирический тенор Бена Хеппнера (Тристан). Его пение контрастировало с тем, что продемонстрировала Нина Штемме, которая уже успешно исполняла эту партию в 2003 и 2007 гг в Глайндборне. «Возможно, ее голос не идеален для Изольды, - пишет газета, - он несколько взрывной, с коротким дыханием, недостаточным легато. Но певица исключительно музыкальна, она выразительна в такой степени, что трудно вспомнить лучшее исполнении этой партии на сцене «Ковент Гардена».

В целом же, по мнению «Санди таймс», спектакль, несмотря на режиссерскую тенденциозность, представляет собой серьезное музыкальное свершение, которое «не заслуживает негативной реакции, продемонстрированной зрителями».

Чикагская опера открыла сезон серенькой «Тоской» и сверкающим «Фаустом»

Театр решил открыть сезон ничем не примечательной постановкой «Тоски» из-за Деборы Войт в заглавной партии. Расчет полностью оправдался. Зал заполнился до отказа. Что касается знаменитой певицы, то, как считают местные обозреватели, ее голос, прекрасно звучащий в операх Вагнера и Рихарда Штрауса, не вполне подходит для партии Тоски. Эпизодами ей не хватало лиризма. Высокие ноты брала без проблем, но с заметным ускорением, как бы концентрируясь на конечном результате.

Свою долю критики получил и ее партнер – Владимир Галузин, чей «зычный тенор, возможно, хорош в родном русском репертуаре, но ему явно не хватает блеска и итальянской элегантности, свойственной музыке Пуччини». Партию Скарпиа как всегда великолепно спел Джеймс Моррис.

Спектакль полностью скопирован с постановки в Ковент Гардене в 1964 году, сделанной специально для Марии Каллас. Ставил тогда оперу маэстро Дзеффирелли, чья более поздняя работа над этой оперой для Мета была в этом году отвергнута «как устаревшая» в пользу спорной версии Бонди – об этом мы уже сообщали.

В отличие от первого представления нового сезона Чикагской оперы, второй показанный спектакль – «Фауст» - вызвал одни восторги. И это не удивительно, если принять во внимание состав главных исполнителей: Петр Бечала (Фауст), Анна Мария Мартинец (Маргарита), Рене Папе (Мефистофель). Постановщик Франк Корсаро внес некоторые изменения в собственную режиссуру сезона 2003-2004. И «Тоской», и «Фаустом» дирижировал музыкальный руководитель театра сэр Эндрю Дэйвис.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ