Много даже для «Метрополитен-опера»

Много даже для «Метрополитен-опера»
Оперный обозреватель

Без федеральных и городских вложений, только «на свои» провела первый фестиваль «Под знаком вечности» Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Но смогла при этом показать зрителям «Орлеанскую деву» Чайковского, которая не ставилась в городе около шестидесяти лет.

«Консерватория должна обязательно иметь крупный международный фестиваль, – считает его художественный руководитель, и.о. ректора Сергей Стадлер. – Нам в наследство достались великие тени. Кроме того, нужно соответствовать сегодняшним международным стандартам – и нам придется им соответствовать, даже если это будет очень трудно».

Первый фестиваль целиком связан с именем Фридриха Шиллера, 250-летие которого отмечается в этом году. Стихи и сюжеты поэта вызвали к жизни столько музыкальных произведений и так повлияли на российскую культуру, от декабристов и Пушкина до наших современников, что пройти мимо годовщины было нельзя. Фестиваль открылся «Одой к радости», которую Бетховен включил в 9-ю симфонию. На следующих концертах звучали стихи поэта, вокальная и камерная музыка его эпохи и фрагменты четырех «шиллеровских» опер Верди.

Но самой значительной постановкой стала опера Чайковского, также написанная на сюжет драмы Шиллера. Последний раз в Петербурге (еще Ленинграде) ее ставили в 1945 году – в Кировском театре с великой Софьей Преображенской в заглавной партии. А ведь это произведение называют одной из вершин русского оперного искусства.

Режиссер «Орлеанской девы» Екатерина Федорова четыре года назад окончила консерваторию по классу музыкальной режиссуры. Среди ее постановок – «Борис Годунов» (но не Мусоргского, а Иоганна Маттезона, учителя Генделя – барочная опера, несколько лет назад показанная на сцене Михайловского театра) и «Ричард Львиное Сердце» Гретри. Казалось бы, судьба Жанны д'Арк – всего-навсего еще один сюжет на историческую тему. Но режиссер оценивает оперу иначе: «В ней очень сложный материал, огромное количество хоров. Вроде бы где-то слышатся и «Пиковая дама», и «Онегин», но она не настолько легко воспринимается с первого раза. Искренне скажу: мое первое впечатление, когда я ее послушала, было скорее против, чем за. Конечно, пара дуэтов любовных… А сцена сожжения Жанны д'Арк – просто «чернуха». Но потом, когда слушаешь и слушаешь, как вслушиваешься в Баха и разбираешь эти фуги, понимаешь – Боже мой, что за математика, как долго в этом копаться! – а потом постепенно влюбляешься в это. То же самое произошло здесь. Музыка действительно потрясающая. Верди делал на тот же сюжет «Жанну д'Арк», но у него больше позитива, а Чайковский все это выстрадал».

Его Иоанна – настоящая трагическая героиня. Режиссер вслед за композитором представляет историю Орлеанской девы иначе, чем подвиги реального исторического персонажа. «Мне кажется, у Чайковского как бы рассказывается житие святой, он не сомневается в ее святости, – говорит Екатерина Федорова. – Были ли ее видения потусторонними голосами – или лесными духами, как представляется ее отцу? Для Верди это вопрос: какая же она, как ее воспринимать – как колдунью или как святую? У Чайковского сомнений нет».

Пока опера поставлена в полуконцертном варианте, актеры выходят на сцену с папками, движения ограничены, хотя для солистов подобраны костюмы в духе эпохи, а хор – в свободных балахонах на средневековый манер.

«Это не потому что я предпочитаю такую версию, – объясняет Сергей Стадлер (он дирижировал «Орлеанской девой»). – У нас в бюджете театра в графе «на новые постановки» стоит красивая цифра «ноль». Поэтому мы вынуждены ставить полуконцертную версию: театр должен жить. Я надеюсь, что теперь, когда мы все это показали, сможем сшить костюмы. Сейчас о нас больше заботятся и Министерство культуры, и город». Полный сценический вариант предполагает и регулярность постановки «Орлеанской девы», тем более что эта опера не идет сегодня ни в одном другом театре не только Петербурга, но и всей России.

Первый фестиваль был насыщенным. Сергей Стадлер не скрывает: «Для нас это очень много, в такие сжатые сроки этого было бы много даже для “Метрополитен-опера”». Достаточно сказать, что основных репетиций, в декорациях и с оркестром, было всего две, у артистов и музыкантов на подготовку была только неделя. Но они справились, хотя это – огромная опера, в четырех действиях, по длительности она приближается к вагнеровским.

При этом в консерваторском театре поют не только профессионалы, но и студенты, готовые выйти на публику. Консерватория это поощряет.

«Студенты поют здорово. Может быть, и есть какие-то недочеты, но даже у народных артистов много недостатков. А здесь – молодежь, и такая музыка сложная! – говорит солист Мариинского театра, народный артист России Сергей Алексашкин, ведущий в консерватории класс вокала. – Замечательно, что появился такой фестиваль. Публика соскучилась по такой музыке и принимала прекрасно».

Нынешнее руководство консерватории намерено возродить популярность своего театра, куда в прежние годы любили ходить петербуржцы. Фестиваль – этап на этом пути.

Фото с официального сайта Петербургской консерватории

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ