9 октября гала-вечером в Уэльс Миллениум Центре (Wales Millennium Centre) начались десятидневные гастроли Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Великобритании. На сцене главного зала Уэльса, который был с помпой открыт пять лет назад при участии Мариинского театра, прозвучал третий акт «Валькирии» Р. Вагнера с национальным героем Уэльса харизматичным бас-баритоном Брином Терфелем в партии Вотана. Уик-энд Мариинской оперы на сцене Миллениум Центра включал также вечер музыки П. Чайковского с концертным исполнением «Иоланты» и музыкой из «Щелкунчика» 10 октября и Реквием Дж. Верди при участии Терфеля 11 октября.
Следующие концерты прошли в Бирмингеме в Симфоническом Зале 14 и 15 октября. Здесь оркестр и хор Мариинского театра вместе с Симфоническим оркестром и хором Бирмингема под управлением маэстро Гергиева исполнил «Кантату к 20-летию Октября» С. Прокофьева и Реквием Г. Берлиоза при участии мариинского тенора Сергея Семишкура.
Еще одна остановка тура – Белфаст, Северная Ирландия, Фестиваль Королевы. Здесь 16 октября в главном зале культурного комплекса Вотерфронт (Waterfront) оркестр под управлением Гергиева исполнил Седьмую симфонию Д. Шостаковича и Correspondances А. Дютийё при участии Анастасии Калагиной, которая солировала и в российской премьере этого произведения патриарха французской музыки.
Заключительный концерт британского тура запланирован на 18 октября в крупнейшем городе Шотландии Глазго на сцене Королевского Концертного зала в рамках Международного сезона классической музыки. В программе: Шостакович и Дютийё.
Череда нобелевских награждений совпала с вручением знаменитому тенору первой в истории премии имени Биргит Нильсон. Премию размером в один миллион долларов Пласидо Доминго получил в Стокгольме за «непревзойденный вклад в оперное искусство» из рук короля Карла XVI Густава. Торжество проходило в Королевской опере Швеции.
Почти 10 лет назад Б. Нильсон определила первого лауреата премии ее имени, но наказала держать это в секрете вплоть до ее смерти. Певица умерла в 2005 году.
Выступая на церемонии награждения, Доминго сказал, что собирается направить премию на награждение победителей основанного им конкурса Operalia в специальной категории исполнителей вагнеровского репертуара, в котором блистала Нильсон. Он подчеркнул значимость премии, назвав ее «Нобелевской премией в области музыки».
Нынешний главный дирижер оркестра Мюнхенской филармонии Кристиан Тилеманн, с 2011 года возглавит Staatskapelle Dresden. Для оркестра и жителей Дрездена – это большая удача. Несмотря на молодость, Тилеманн приобрел в Германии огромную популярность. Его называют выдающимся, аттестуют «как лучшего сегодня дирижера» в этой стране. В его характеристике встречается и слова «гений», «гениально».
В немецкой опере Кристиан чувствует себя как рыба в воде. Это подтверждают те, кому посчастливилось слушать с ним вагнеровские оперы в Байройте и Вене. К сожалению для него, нынешняя работа в Мюнхене ограничивает возможности оперного дирижирования. Дрезденский контракт, по слухам, позволит ему более полно реализовать свою привязанность к Вагнеру и другим немецким композиторам. Но это не единственная причина предстоящего переезда.
Как пишут местные газеты, у него довольно сложные отношения с мюнхенскими коллегами. Недоброжелатели утверждают, что «он не терпит рядом с собой другие таланты», из-за чего с оркестром редко выступают знаменитые музыканты и приглашенные дирижеры. Но даже недовольные им оркестранты признают, что найти замену такого же профессионального уровня будет не просто, если вообще не невозможно.
Ежегодно отмечая день рождения великого земляка традиционным фестивалем, власти и музыканты провинции Парма подготовили этой осенью обширную программу. С 1 по 28 октября Teatro Regio di Parma и небольшой уютный театр в Буссето (провинция Парма), где родился Верди, предлагают оперные постановки, концерты, выставки и другие мероприятия, посвященные памятной дате. Главные события нынешнего фестиваля – Реквием, «Двое Фоскари» и «Набукко» с участием мировых звезд.
Оказавшись под шквалом критики, директор Метрополитен-Оперы Петер Гелб и приглашенный им для постановки «Тоски» шведский дирижер Люк Бонди перешли в контрнаступление. Воспользовавшись подходящим случаем – участием в круглом столе «A Creative Time panel» в Нью-Йоркской публичной библиотеке, Бонди заявил: «Я шокирован поднятым скандалом. Я не подозревал, что в Нью-Йорке опера «Тоска» является священной библией».
В тон ему выступил и присутствующий на дискуссии директор Мета. Гелб, в частности, отметил, что «опера это не религиозный манускрипт. В постановке «Тоски» Бонди руководствовался исключительно намерением сделать оперу живой и энергичной (vibrant)». Гелб явно дал понять, что и впредь рассчитывает новаторскими постановками привлечь в театр «новую аудиторию».
То, о чем многие только догадывались, на днях стало свершившимся фактом: А.Георгиу и Р.Аланья расстались друг с другом. В интервью газете «Фигаро» Роберто признался, что «они уже давно не вместе, но Анжела противится разводу». Почти одновременно его де-юре супруга заявила, что начала бракоразводный процесс.
Их свадьба состоялась 13 лет назад в Нью-Йорке. «Посаженным отцом» был сам тогдашний мэр города Джулиани. Десять лет совместных выступлений в разных странах мира, множество аудио и видео-записей – теперь все это в прошлом. Уже два года как их брачный и профессиональный союз фактически распался. Наверно, всем меломанам будет не хватать дуэта выдающихся певцов, которых не даром называли «золотой оперной парой».
В упомянутом выше интервью газете «Фигаро» Роберто Аланья раскрыл некоторые цифры своих доходов, которые дают представление о заработках мировых звезд оперы.
За каждый спектакль он зарабатывает 13 000 евро. Но в бумажнике остается намного меньше. Половина уходит на налоги. Плюс накладные расходы. «Я сейчас нахожусь в Лондоне, - говорит певец, - где в общей сложности должен прожить полтора месяца (пять спектаклей «Кармен» в Королевской опере). А только аренда квартиры недалеко от Ковент Гардена обходится в 1 500 евро в неделю».
Когда ему очень нужны деньги, Роберто отправляется в Абу-Даби или Японию, где за концерт зарабатывает, по его словам, 100 000 евро (в Европе и Америке за сольный концерт он получает «всего» 60 000 евро).
Было бы любопытно узнать, получил ли певец хоть что-нибудь в Милане за сорванную им «Аиду» в Ла Скала? Напомним, что пару лет назад он демонстративно ушел со сцены в самом начале оперы, после романса Радамеса, освистанный мстительными миланцами за нелестный отзыв о них незадолго перед выступлением. Назначенный ему дублером Антонелло Паломби был вынужден спешно вылететь на сцену в чем был – в джинсах и рубашке, чтобы пропеть дуэт с Амнерис и как-то завершить прерванную сцену. Хотя голос дублера ничем не примечателен и он явно выпадал из звездного ансамбля исполнителей, публика, злорадствуя, устроила ему демонстративную овацию.
Сондра Радвановски должна петь 27 октября в опере «Эрнани» на сцене Чикагской оперы. Журналисты гадают: как она выйдет на сцену – с костылем или в инвалидной коляске?
Сондре не повезло дважды. Сначала ее пытались ограбить. Она намертво вцепилась в свою сумочку, и вор ретировался ни с чем. Но в пылу борьбы порвала связки правого колена. Спустя несколько дней, во время спектакля «Трубадур», ее партнер, тенор Марко Берти, неловко упал на колени, придавив и сломав ей палец левой ноги. С трудом и болью довела Сондра партию до конца. Сразу же после спектакля ей наложили гипс. Тем не менее, певица готовится выйти в «Эрнани».
Еще более драматичный случай этим летом произошел с певицей Джойс Ди Донато. Исполняя партию Розины в «Севильском цирюльнике» на сцене Королевской оперы в Лондоне, она сломала ногу. Мужественная женщина допела оперу до конца…в кресле-коляске.