Когда замечатльный композитор Георг Фридрих Гендель сочинял свою оперу „Юлий Цезарь в Египте“, он и представить себе не мог, как в 21 веке смогут испортить такую замечательную музыку. И слава Богу, что он не дожил до наших дней. Возобновленная версия его оперы „Юлий Цезарь в Египте“ на сцене Немецкой Оперы на Рейне в Дюссельдорфе превзошла все мои худшие опасения, что касается режиссерской работы. Думаю, что сам композитор, увидя сие творение, умер бы на месте.
„Пришел, увидел, победил“, это явно был девиз постановки, ведь речь идет о Юлии Цезаре, однако какими способами режиссер Филипп Химмельманн осуществлял задуманное можно только ужаснуться.
Создалось такое впечатление, что в этой постановке он попытался избавиться от некоторых комплексов, осложняющих его жизнь. Во-первых оперу сократили вдвое, вместо 6 часов только 3, (и это понятно, ведь вряд ли кто-либо бы пришел на оперу Генделя, длящуюся столько времени - такое под силу только любителям опер Вагнера). Действие оперы было конечно же перенесено в 21-й век с современными костюмами, и началась опера в... ресторане, именно сюда пришли пообедать Корнелия с сыном. И именно туда ворвался Цезарь в камуфляжной форме солдата американской армии, с вооруженной охраной с автоматами. Впечатление ужасное, разве что „группа захвата“ не начала стрелять по публике. Судя по всему это могло вполне входить в замысел режиссера, ведь так много крови на сцене, как в этой постановке, я давно не видела даже на телевидении. В этот же ресторан врывается и другая вооруженная „группировка“ под руководством Акиллы, включавшая в себя проституток, одетых в черные кожаные костюмы. Они символизуруют охрану Акиллы. На минутку мне показалось, что я ошиблась адресом и попала в публичный дом. Акилла кидает на обеденный стол отрубленную голову. На этом „гениальная мысль“ режиссера не остановилась. Он решил, что маловато изменений в опере, надо бы больше. Отрубленная голова фигурировала на протяжении всего первого акта. По ходу действия все участники сцены подходили к „бывшей“ голове Помпея, залезая ногами на стол, плюхались на колени и измазывали себя в его крови. Вспомнились фильмы про убийц и маньяков, видимо режиссер насмотрелся кино, и воплощал свои тайные фантазии на сцене. Корнелия появлялась везде в обнимку с головой, вся в окровавленном костюме. Все это было по меньшей мере отвратительно. Но самое „эффектное“ режиссер сотворил в сцене домогания Акиллой Корнелии. На сцене сидит привязаный на цепи сын Секст, а в это время Акилла насилует у него на глазах его мать, Корнелию, причем делает он это очень натурально. Тасканием певицы за волосы, раздев ее до комбинации и отрезав ножом пуговицы на костюме дело, к моему глубокому сожалению, не ограничилось. Певица Марта Маркез в роли Корнелии принимала во время этой сцены различные „позы“, скорее напоминающие порнографический фильм, чем оперную постановку. Столько натурализма в опере видеть как-то не хотелось, и после этой сцены, ваша покорная слуга покинула постановку. Что было дальше, можно лишь догадываться.
Ко всему этому надо сказать, что певцы были в этот вечер не на высоте, кроме Сильвии Хамваси в роли Клеопатры, которая хоть и походила в этой постановке на дешевую проститутку из деревенского борделя, все равно получила свою долю аплодисментов у публики, которая в этот вечер совершенно неохотно хлопала солистам. Контратенор Тим Мед в партии Птолемея скорее раздражал своей манерой пения и нервной актерской игрой. Вероятно это тоже задумка режиссера сделать из Птоломея эдакого манерного молодого человека, неврастеника, катающегося по полу с очередной любовницей. Гюне долюс Гюрле в роли Цезаря не впечатлил вообще, эта сложная, теситурная партия ему явно не удалась.
Понравился лишь оркестр, который состоял на половину из аутентичных инструментов и очень неплохо играл под управлением дирижера Райнера Мюльбаха. Хотелось бы услышать этих музыкантов в концертном исполнении, думаю, что опера от этого только бы стала лучше восприниматься публикой, и, как это было доказано на концертной премьере „Риголетто“ на следующей день, ничуть не пострадала от отсутствия режиссуры.
В заключении можно сказать лишь одно: режиссер явно издевался над публикой и оперой, мне очень жаль потерянного времени и нервов от просмотра такой постановки, и, в частности, стольких сцен насилия. Всем тем, кто все же желает посмотреть эту постановку в апреле 2010, мой совет не приводить с собой детей до 16-ти лет, дабы не травмировать их психику.
Дюссельдорф
Солисты:
Юлий Цезарь - Гюнес Гюрле
Клеопатра - Сильвия Хамваси
Птолемей - Тим Мед
Корнелия - Марта Маркез
Секст Помпей - Тереза Кронталер