Не очень большая рецензия на большой концерт

Опера-гала и Ян Латам-Кёниг в «Новой опере»

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Оперные гала-концерты (оркестровые рециталы или сборники разных исполнителей) в последнее время случаются если и не часто, то, во всяком случае, довольно регулярно. Иногда это события местного «разлива», а иногда – с «доливом» зарубежных звезд, а то и не звезд вовсе, а просто широко разрекламированных в народе исполнительских имен. При этом очень часто эпитетом «зарубежный» следовало бы снабжать и наиболее известных российских «секс-символов» оперной медиа-индустрии, раскрученных искусственно, пополнивших ряды западноевропейской номенклатуры и постоянно занятых отработкой своих личных контрактов за рубежом.

На этот раз всё было не так. Доверительно теплая, воистину интимная музыкальная обстановка царила в обсуждаемый вечер 12 ноября в столичной «Новой опере». И как могло быть иначе, когда за оркестровым пультом мероприятия стоял Ян Латам-Кёниг, дирижер из Великобритании, с именем которого связана эпохальная постановка на этой сцене вагнеровского «Лоэнгрина». Названной работой открылась новая страница в жизни коллектива: на смену в известной степени семейной доморощенности «Новой оперы» пришли четко обозначенные и четко устремленные в будущее западноевропейские ориентиры. Мы словно услышали другой оркестр «Новой оперы», тот, который мы никогда в жизни не смогли бы услышать под руководством Эри Класа! И это было поразительно!

Ян Латам-Кёниг активно сотрудничал и сотрудничает с такими известными мировыми оперными домами, как главные музыкальные театры Вены и Парижа, Рима и Мюнхена, «Ла Фениче» в Венеции, «Массимо» в Палермо, «Ковент-Гарден» в Лондоне, однако очень трудно назвать этого дирижера номенклатурным в привычном рутинном понимании. И поэтому вдвойне ценно то, что московская публика, как никакая другая, падкая на рекламу и сенсации, раскрыла этому удивительно тонкому и рафинированному музыканту свои искренние восторженные объятья. Помимо «Лоэнгрина» в стенах театра с ним уже был и незабываемый «ввод» в «Набукко» Верди, а в январе следующего года в рамках традиционной «Крещенской недели» ожидается «Военный реквием» Бриттена.

К программе оперного гала-концерта маэстро подошел не просто, как к набору арий, разреженных увертюрами и интермеццо. Мы услышали дуэты из «Богемы» Пуччини (Рудольфа и Мими), «Искателей жемчуга» Бизе (Зурги и Надира), «Нормы» Беллини (Нормы и Адальджизы из II акта), «Трубадура» Верди (Леоноры и графа ди Луна), «Паяцев» Леонкавалло (Сильвио и Недды). И в каждом из исполненных шлягеров – заигранных и сотни раз переигранных! – будь то названные дуэты, увертюры к «Норме», «Набукко», интермеццо из «Манон Леско» Пуччини, «Сельской чести» Масканьи или отдельные оперные арии, звучание оркестра было эмоционально живым, подкупающе свежим, удивительно точно передающим оттенки представленных оперных стилей. Однако, несмотря на все усилия дирижера, явные и неявные, на всю его профессиональную самоотдачу и музыкальный такт, далеко не все певцы-солисты «пошли за ним в этот вечер»

…Концерт состоялся в рамках Фестиваля вокально-хоровой музыки им. Виктора Попова, посвященного 75-летию со дня его рождения. Помимо оркестра театра «Новая опера» в нем приняли участие как солисты труппы, так и студенты Академии хорового искусства им. Виктора Попова. На этот раз старая театральная «гвардия» в лице Эльвиры Хохловой и Анастасии Бибичевой в дуэте из «Нормы» и, в особенности, Натальи Креслиной в романсе Сантуццы из «Сельской чести» лишь номинально, что называется, отработала свои номера. Если первые две певицы так и не нашли общую дорогу со стилем изящно воздушного итальянского бельканто, то последней исполнительнице, наоборот, катастрофически не хватило музыкального драматизма, хотя она всеми силами и пыталась «вытащить его наружу». Иными словами, в первом случае была явная вокальная передержка, во втором – недозрелый эрзац веристских страстей.

Олег Диденко в прошлом всегда ассоциировался с исполнительской добротностью и «надежностью», но на этот раз своей вопиющей антимузыкальностью, расшатанной, несфокусированной эмиссией и пением буквально «поперек музыкального стиля Россини» в арии Дона Базилио из «Севильского цирюльника» просто поверг в уныние! Словно вторя ему, Андрей Бреус абсолютно заурядно и формально безучастно «доложил» куплеты Эскамильо из «Кармен» Бизе. Наоборот вполне достойно показали себя Евгений Ставинский в романсе Фиеско из «Симона Бокканегры» Верди и Елена Митракова в арии Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини. Зато кульминацией вечера, несомненно, явились дуэт из «Искателей жемчуга» в исполнении Алексея Татаринцева и Василия Ладюка, а также ария Жоржа Жермона из вердиевской «Травиаты» в исполнении последнего. Василий Ладюк, типично лирический баритон, обладатель голоса небольшого, практически лишенного обертонов, точечно сфокусированного, но при этом прекрасно оснащенного технически, и Алексей Татаринцев, вальяжно артистичный и замечательно выученный лирический тенор-эквилибрист с подкупающе красивым благородным тембром, продемонстрировали потрясающе тонкое стилистическое чутье. Среди оперных героев «среднего и позднего Верди» не так уж и много чисто лирических баритоновых партий. Жорж Жермон – одна из них, поэтому в ней Василий Ладюк ощущал себя просто, как рыба в воде. К числу ярких интерпретаций и вокальных удач следует отнести и дуэт из «Трубадура» в исполнении Игоря Головатенко и Галины Бадиковской.

Солисты театра Алексей Татаринцев, Василий Ладюк, Анастасия Бибичева, Олег Диденко, Елена Митракова и Евгений Ставинский – в прошлом выпускники Академии хорового искусства им. Виктора Попова. Наряду с ними свои первые, пусть неуверенные, но во многом обнадеживающие шаги на большой сцене сделали нынешние студенты Академии. Среди них – Ярослав Абаимов (ария Тамино из «Волшебной флейты» Моцарта), Кристина Бикмаева (дуэт из «Богемы» с Алексеем Татаринцевым) и Павел Колгатин (романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти). Последнее имя следует запомнить особо, ибо выступление Павла Колгатина стало очень серьезной заявкой на рождение новой творческой индивидуальности, располагающей к тому же весьма солидной палитрой природных качеств настоящего лирического тенора (возможно, в будущем – даже лирико-драматического: время покажет). Лишь Жала Исмаилова и Артем Гарнов в дуэте из «Паяцев» пока ничем расположить к себе не смогли, но будем надеяться, что у них всё еще впереди.

Закончился вечер под виртуальный звон бокалов с воображаемым шампанским, ибо финальным номером, правда без хорового сопровождения, стала «Застольная» из «Травиаты», вполне оптимистично распетая на три голоса – а может быть, и задорно «распитая на троих»: что в том такого? – Еленой Митраковой, Эльвирой Хохловой и Алексеем Татаринцевым. И всё же был и четвертый участник оперно-концертного застолья – маэстро Ян Латам-Кёниг, дирижер-тамада, без которого этот праздник музыки, пусть и неодинаково ровный с точки зрения своей вокальной составляющей, не стал бы таким запоминающимся и по-настоящему ярким.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ