Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

«Паяцы» в Михайловском

21 ноября Михайловский театр представил в один вечер две психологические драмы — оперу Р.Леонкавалло «Паяцы» и балет Х.Лимона на музыку Г.Перселла «Павана мавра».

Постановку «Паяцев» знаменитым режиссером Лилианой Кавани отличает психологическая ясность, тонкость проработки характеров. Жесткая интерпретация и внимание к судьбам людей в пограничных ситуациях определили серьёзность и скрупулезность трактовки, приблизили персонажей к сегодняшнему зрителю. Напряженный сюжет предельно сжат — это предчувствие катастрофы и обрыв действия на кровавой развязке. Логика и мотивация берут верх над зрелищностью.

В спектакле заняты Бадри Майсурадзе (Канио), Анна Нечаева (Недда), Юрий Ившин (Тонио).

Большой участвует в постановке «Царской невесты» в Екатеринбургском театре оперы и балета

«Царская невеста», «прогон» которой пройдет 24 ноября, - совместный проект с Большим театром России, который с этого театрального сезона стал генеральным партнером Екатеринбургского театра. Сотрудничество в постановке «Царской невесты» нашло свое выражение в переносе на екатеринбургскую сцену декораций и костюмов классической постановки 1966 года, автором которых был великий театральный художник Ф.Ф.Федоровский. Кроме того, в Екатеринбург из Большого театра пригласили режиссера М.Панджавидзе и дирижера П.Клиничева.

Директор Большого театра Анатолий Иксанов направил приветствие руководителям уральского театра по случаю премьеры «Царской невесты», в котором, в частности, отметил: «Сама жизнь и время выдвигают новые требования и новые задачи, открывают новые перспективы перед творцами театрального искусства Москвы и Екатеринбурга. И я уверен, что решаться и воплощаться они будут взаимно».

А вот что говорит Михаил Панджавидзе: «Моя задача – отойти от оперных штампов, особенно, когда штампы начинают выдаваться за традиции русского психологического театра. Мы хотим оживить лубочную эстетику, живописную декорацию, наполнить спектакль живыми человеческими взаимоотношениями. Чтобы не потерялась драматургия, те мелочи, которые создают ощущение живой человеческой истории».

Мет на пути к «реабилитации»: между Веной и Миланом

После скандального провала «Тоски» на открытии сезона, Метрополитен Опера, по мнению музыкальных обозревателей, «нуждается в реабилитации». Похоже, театр на пути к этому. И публика, и критика меняют гнев на милость, принимая новые спектакли. Во всяком случае, последняя премьера, опера Яначека «Из мертвого дома» по известному произведению Достоевского, которая прошла 12 ноября, получила весьма благосклонные отклики.

Этот спектакль прежде всего примечателен дебютами на сцене нью-йоркского театра: режиссера-постановщика П. Шеро (Chereau), дирижера Э.-П. Салонена, словацкого тенора С. Маргита (Margita) и молодого певца Э. Стоклоссы (Stoklossa).

По мнению критиков, Шеро и художнику Пердуцци удалось создать гнетущую, лишенную какой-либо надежды атмосферу тюремного заключения. Действие происходит в пространстве между тремя высокими бетонными стенами и прекрасно гармонирует с монотонной повторяемостью мелодии и ритмики, подчеркивая испытываемые героями чувства разочарования, одиночества, тоски, измены и беспочвенных фантазий.

Вместе с тем, спектакль, идущий 90 минут без перерыва, воспринимается на одном дыхании. Шеро увеличил на 20 человек число хористов, чтобы заполнить пространство, сделать действие более живым и динамичным.

Следует заметить, что постановка осуществлялась в Европе, при участии нескольких театров. В виду финансового кризиса такое кооперирование вовсе не лишено смысла. Самое первое представление состоялось на фестивале в Вене два года назад. Завершится показ следующей весной в Ла Скала.

По мнению местных критиков, директор Мета мистер Гелб «заслуживает благодарности за то, что привез и показал в Нью-Йорке эту постановку». Процесс «реабилитации» пошел?

Пласидо Доминго запел баритоном

Выдающийся 68-летний тенор дебютировал в баритональной партии Симона Бокканегры (в одноименной опере Верди) на сцене берлинской Staatsoper. Возможно, этой партией он решил завершить свою певческую карьеру, за 40 лет создав более 130 оперных образов, спев в 3 400 спектаклях. Абсолютный рекорд среди теноров!

Музыковеды вспоминают, как еще пять лет назад Доминго заявил, что хотел бы в конце сценической карьеры «вернуться в более низкую тональность», в которой начинал петь, будучи еще совсем молодым. Но это еще не означает, что певец навсегда ушел от теноровых партий. В этом сезоне он планирует выступить в Лондоне (Ковент Гарден) как тенор (в «Тамерлане» Генделя), а затем как баритон («Симон Бокканегра»). Кстати, этот вердиевский шедевр с его участием также увидят и услышат любители оперы Нью-Йорка, Милана и Мадрида.

Почему Пласидо выбрал именно роль Бокканегры? Возможно, по той причине, что здесь он играет человека своего возраста. При этом центральная в опере партия дает ему широкие возможности проявить блестящий драматический талант, продемонстрировать недюжинные актерские данные.

Как отмечают посетившие спектакль обозреватели, его голос в необычном для тенора баритональном диапазоне не потерял своего блеска. Естественно, что высокие ноты, требующие от исполнителей этой партии напряжения, ему давались очень легко. Правда, в низком регистре голосу подчас не хватало мощи. Так или иначе, по окончании спектакля зрители устроили Доминго 20-минутную овацию.

В «Кавалере розы» Р. Флеминг теперь играет жизненную драму

Спустя 9 лет Рене Флеминг вновь блистает на сцене Мета в заглавной партии Маршальши, графини Верденберг. Но если раньше графиня в исполнении Флеминг представала утонченно-иронической аристократкой, все понимающей и многое прощающей, то сегодня ее героиня переживает настоящую драму жизни. Она ревнует, она несчастна. Такова нынешняя любопытная интерпретация.

Другая звезда в составе исполнителей спектакля, идущего сейчас в Мете, - Сьюзан Грэхем (Октавиан), известная и любимая американцами меццо-сопрано. Хотя она очень старается изображать юношу, все же ее медового оттенка нежный голос с мягким вибрато навел одного из критиков на не вполне деликатную мысль о «гермафродитном происхождении» этого персонажа.

Миа Перссон (Софи) своим легким серебристым сопрано и игрой напоминает Флеминг десятилетней давности и, возможно, это помогает зрителю понять, почему Октавиан бросает стареющую подругу ради ее молодой alter ego.

В основе спектакля – постановка Роберта О'Харна 1968 года с некоторыми несущественными изменениями. Дирижирует оперой – Эдо де Ваарт.

Портрет Мэрилин Хорн – в Национальной портретной галерее

Знаменитая американская певица Мэрилин Хорн (меццо-сопрано) презентовала свой портрет Национальной портретной галерее (Вашингтон). Портрет был выполнен художником Джоном Футом в 1971 году, когда Мэрилин дебютировала на сцене Мета в партии Адальжизы (опера «Норма»), - одной из ее самых любимых.

Трудно поверить, но карьера Хорн насчитывает 70 лет! Начало было положено песней, которую исполнила четырехлетняя Мэрилин, тогда еще просто Мэри, на предвыборном съезде в поддержку президента Франклина Рузвельта. Возможно, тот давний эпизод предопределил наклонность певицы к общественной деятельности. Она возглавляет фонд своего имени (Marilyn Horne Foundation), который призван поддерживать и поощрять вокальное искусство.

Мельбурн: директор оперы обещает ставить…оперы!

Назначенный в июле новым художественным директором Австралийской оперы Линдон Террачини пообещал жителям Мельбурна тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга», правда, не раньше, чем в 2012 году.

Все последние годы любители оперного искусства в этом городе громко выражают неудовольствие, что оперы идут слишком редко, что всем надоели бесчисленные мюзиклы, что уже давно к ним не приезжали мировые звезды.

Соглашаясь с этим и отвечая на критику, Террачини обещал, что «публика получит то, что вправе ожидать от оперной компании ("Opera Society")». Более того, выразил уверенность, что по части больших премьер Мельбурн опередит Сидней – негласную оперную столицу страны.

Террачини не скрывает, что реализация его обещаний напрямую зависит от финансов, которые он надеется найти у спонсоров. В этой связи уместно заметить, что его предшественница на этом посту, Симона Янг, ушла в отставку, когда ее попытки обеспечить финансовую поддержку оперному театру, провалились.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ