Руководство Метрополитен Оперы по праву гордится организацией прямых трансляций своих спектаклей на экраны кинотеатров страны. Тысячи американцев получают возможность за сравнительно небольшую цену ($20-$30) в режиме реального времени смотреть и слушать оперные шедевры в исполнении выдающихся певцов и музыкантов. Трансляции эффективны и популярны: они на деле «несут искусство в народные массы».
Теперь монополии Мета в этом деле приходит конец. Американская пресса сообщает, что, начиная с 7 декабря, сеть кинотеатров Laemmle Theaters в Южной Калифорнии будет вживую показывать оперные спектакли из миланского театра Ла Скала и барселонской оперы.
И это не разовые мероприятия, а целая программа на семь месяцев, включающая регулярный показ спектаклей с участием таких звезд как Пласидо Доминго, Диана Дамрау, Йонас Кауфман, Бен Хеппнер, Эрвин Шрот… В программу включены популярные оперы: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Похищение из Сераля»…. Приятно отметить, что в этом списке и опера Чайковского «Пиковая дама», которая будет идти на сцене Барселоны.
С учетом разницы во времени между западным побережьем Америки и Европой, трансляции будут начинаться утром в 9 часов и в тот же день повторяться, уже в записи, в 16.30. Нам же остается только надеяться, что когда-нибудь такая форма популяризации оперы будет доступна российским меломанам.
22 ноября начались гастроли оркестра Мариинского театра. Оркестр даст концерты в городах Кумамото, Осака, Хиросима, Фукуока, Нагоя, Саппоро, Токородзава, Токио. В афише гастролей представлена симфоническая и оперная музыка русских композиторов. С оркестром выступает солист оперы бас Михаил Петренко.
Мировые агентства принесли печальную весть: на 82 году жизни скончалась шведская певица Элизабет Сёдерстрём. В официальном некрологе, обнародованном Королевской оперой Швеции, говорится, что она «обладала уникальной способностью воздействовать на аудиторию равно и голосом, и артистизмом».
Певица известна далеко за пределами своей родины. Она прославилась на сценах Метрополитен Оперы, Ковент-Гардена и других ведущих театров мира.
Наполовину русская (по матери), она с успехом выступала в Советском Союзе. Исполнением партии Графини в Метрополитен она завершила свою оперную карьеру в 1999 году.
Сёдерстрём в свое время прославилась исполнением партий героинь в операх Яначека. Поговаривают, что она в немалой степени способствовала росту популярности произведений этого чешского композитора. Ее смерть совпала по времени с премьерой «Кати Кабановой» на сцене Чикагской оперы, где в заглавной партии выступила финская певица Карита Маттила.
Не удивительно, что побывавшие на премьере музыкальные критики, вспоминая блистательные выступления шведки, сравнивают с ней финскую певицу. Увы, судя по этому спектаклю – не пользу последней. Её голос в этот вечер «звучал сухо и на удивление жидко, словно певица была простужена». Отмечают, что в этом спектакле ей наиболее удались любовный дуэт и трагический финал. Но в целом Маттила, не раз с успехом исполнявшая эту партию в разных театрах, включая Мет, на этот не оправдала ожиданий.
Зато самое хорошее впечатление произвел Брэндон Джонванович в партии Бориса, «харизматичный тенор с большим голосом», триумфально дебютировав на сцене Чикагской оперы.
Больше всего от критиков досталось постановщику спектакля Пауле Вильямс, по вине которой «опера выглядела местами статично, а местами – хаотично». Она явно «перегружала» певцов, вынуждая их петь в сложных для вокала положениях, например, заставив главную героиню кружиться по сцене, исполняя арию.
36-летняя меццо-сопрано Эмми Блэк найдена мертвой в небольшой деревушке Keyingham (округ East Yorks). Ее называли очень талантливой певицей. Она успешно гастролировала с концертами в Британии и странах Европы, одновременно училась в Королевской академии музыки. Эмми любили в Англии и прочили ей большое будущее. В июне Блэк перенесла сложную операцию на сердце и только-только возобновила выступления. Болезнь сердца, видимо, и стала причиной преждевременной смерти.
В первых числах ноября оперный театр в Сан Диего открыл в Twitter (пользующийся во всем мире огромной популярностью, особенно у молодежи, онлайн-сервис для микро-блогов, ограниченных 140 символами) проект, посвященный истории оперы.
Проект предполагает написание в формате коротких блогов истории оперного искусства за последние 400 лет. Основные тексты готовит директор по музыкальному образованию театра Николас Ревелес. Историческое повествование начинается с 1580 года. Первый блог появился 2 ноября.
Каждый день Н. Ревелес дает по два коротких блога. Например, в блоге от 12 ноября читаем: «1607 год: столица оперы переходит от Флоренции к Мантуе, где впервые звучит «легенда оперы» - «Орфей» Клаудио Монтеверди».
Это не первый в сервисе Twitter оперный проект. Особенность и привлекательность таких проектов – возможность участия в написании тех или иных оперных историй и даже либретто любителей оперы, пользователей этого сервиса.