Спектакль Саратовского академического театра оперы и балета – оперетта Жака Оффенбаха «Бандиты или Дело о трех миллионах» (премьера состоялась 28 мая 2009 г.) – побил все рекорды: он выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска» сразу в пяти номинациях: «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле»; «Лучшая работа дирижера» – лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев; «Лучшая работа режиссера» – Андрей Сергеев; «Лучшая работа художника в музыкальном театре» – народный художник России Владимир Арефьев; «Лучшая мужская роль в оперетте/мюзикле» – заслуженный артист России Виктор Демидов (министр финансов); Виталий Могилин (бандит Морда).
Итак:
I премия
Андреева Лариса (меццо-сопрано, Россия)
Мунгунцецег Содномцерен (сопрано, Монголия)
Чотобаев Медет (тенор, Казахстан)
Ерохин Николай (тенор, Россия)
II премия
Терентьева Ольга (сопрано, Россия)
Ферзба Екатерина (сопрано, Россия)
Чимэд Энхтайван (баритон, Монголия)
III премия
Терентьева Елена (сопрано, Россия)
Михайленко Елена (сопрано, Россия)
Татаринцев Алексей (тенор, Россия)
Кузьмин-Караваев Максим (бас, Россия)
Ферзба Алхас (бас, Россия)
Дипломы получили:
Лобанова Мария (сопрано, Россия)
Шумкова Марфа (меццо-сопрано, Россия)
Светов Алексей (баритон, Россия)
Осокин Максим (бас, Россия)
Обращает на себя внимание успех родных сестер Терентьевых. Обе закончили Российскую академию музыки им. Гнесиных по классу народной артистки России профессора М.Миглау и, несмотря на молодость, уже обладают престижными премиями (завоеванными в том числе и в Италии), исполняют ведущие партии в Новой опере. Кроме того, успех сопутствовал и супружеской паре студентов Московской консерватории Екатерине и Алхасу Ферзба. Более чем странной кажется первая премия у Николая Ерохина – обладателя весьма крупного голоса, на чем, собственно, все его достоинства и заканчиваются. Впрочем, нет, мы забыли еще об одном, весьма немаловажном: он – ученик члена жюри конкурса, декана вокального факультета Московской консерватории П. Скусниченко…
Десять лет назад, в декабре 1999 года, Королевская опера вновь въехала в «Ковент-Гарден» после капитального ремонта и реставрации здания. Этот, в общем, не самый примечательный юбилей стал для обозревателя газеты «Телеграф» Руперта Кристиансена поводом опубликовать обстоятельный обзор достижений оперных театров Великобритании за последнюю декаду. Вот некоторые пассажи из его статьи.
Хотя ремонт здания лондонской Королевской оперы в свое время расценивался как «дорогое и сомнительное предприятие», результат превзошел ожидания – за прошедшие годы народ валом валил на спектакли, подняв посещаемость до 90%, что по меркам Англии, страны в общем-то неоперной, просто феноменально.
Несколько менее успешным оказался реконструкция «Колизея», где выступает труппа Английской национальной оперы, которая сейчас едва сводит концы с концами. От банкротства театр спасают меры по сокращению административных расходов и отказ от приглашения дорогостоящих постановщиков и артистов, что, конечно, сказывается на уровне спектаклей.
За пределами Лондона тоже произошли памятные события. Валлийская национальная опера не так давно въехала в новое здание Wales Millennium Centre, довольно популярное в народе место для представлений и концертов. Оперная труппа известна скорее своей основательностью, нежели блеском, хотя есть надежда, что новый музыкальный руководитель Лотар Кёнигс вдохнет «недостающую театру божью искру».
В городе Лидсе для «Оперы Севера» (“Opera North”) отремонтировали здание Grand Theatre, обеспечив дополнительные репетиционные помещения и еще одну студию. Однако творческие и финансовые достижения театра носят двойственный характер. Во всяком случае, заслуживает похвалы стремление труппы рисковать доходами во имя творческих экспериментов.
Шотландская опера переоценила свои возможности, ошибочно посчитав, что Совет по культуре Шотландии компенсирует расходы по постановке тетралогии «Кольцо нибелунга». В результате пришлось уволить всех хористов. Под вопросом дальнейшее существование театра.
По-прежнему удивляет популярность летнего музыкального фестиваля оперы в Глайндборне. Молодые руководители Гус Кристи, Дэвид Пикард, Владимир Юровский добились, по мнению Кристиансена, «необычайно высокого уровня» фестиваля.
На второй день открытия сезона в «Ла Скала», 8 декабря, прошел концерт Пласидо Доминго в честь сорокалетия его дебюта в этом театре. Глаза певца наполнились неподдельными слезами, когда в конце вечера он опустился на колени перед заходящимися в овациях поклонниками.
Ровно сорок лет назад он впервые вышел на прославленную сцену в партии Эрнани (в одноименной опере Верди). С тех пор он всегда здесь был желанным гостем, выступая в операх «Отелло», «Бал-маскарад», «Тоска», «Девушка с Запада», «Кармен», «Парсифаль» и многих других спектаклях, включая любимые им сарсуэлы.
Памятный юбилей прошел под знаком Вагнера, с Д. Баренбоймом за дирижерским пультом. Прозвучали отрывки из оперы «Валькирии» со следующим составом солистов: Пласидо Доминго (Зигмунд), Нина Штемме (Зиглинда), Кванчул Ёун (Хундинг). Любители Вагнера в этот вечер уже предвкушали радость встречи с тетралогией, премьера которой в «Ла Скала» запланирована на весну и уже сегодня именуется «гвоздем сезона».
Но, конечно, основное внимание публики приковал к себе сам Доминго. Как пишет Giornale della Musica, певец «с момента появления на сцене доминировал в течение всего незабываемого вечера, энергичный, эмоциональный, яркий, как и его персонаж».
В откликах на концерт итальянская пресса не скупилась на комплименты, неизменно называя Доминго «scaligero» (в дословном переводе «ласкаловец», т.е. принадлежащий семейству театра «Ла Скала»).
Несмотря на весьма почтенный возраст, Франко Дзеффирелли по-прежнему цепко и зорко следит за всем, что происходит в оперном мире, тем более в родной Италии. На днях он выступил на презентации «Травиаты» в Римской опере, с претензиями к внешнему виду и вокальной форме знаменитой сопрано Даниэлы Дэсси.
На этом Дзеффирелли не успокоился и там же обрушился на постановку «Травиаты» в театре Гамбурга, назвав увиденное им на сцене «сборищем проституток и педерастов». Когда один из пришедших на пресс-конференцию журналистов позволил себе заметить, что подобные выражения более подошли бы для Берлускони (презентация проходила до нападения на премьер-министра), маэстро отрезал, что «Берлускони его друг и достойный человек», а затем продолжил свое сверх эмоциональное выступление словами, которые пресса не решилась воспроизвести. Такому темпераменту, пожалуй, и молодые позавидуют!
Впрочем, желая избежать скандала, Франко Дзеффирелли в тот же день вечером публично извинился за свою несдержанность, оправдываясь, что, дескать, «его спровоцировали».