Концерт Ларисы Костюк

Концерт Ларисы Костюк
Оперный обозреватель

Из редакционного портфеля

Сегодня мы открываем новую рубрику – «Из редакционного портфеля». Дело в том, что событий в мире оперы так много, что очень часто мы не успеваем публиковать материалы обо всех, даже актуальных, да и не хотим перегружать наших читателей излишеством статей и рецензий. Мы почти всегда стоим перед выбором, что чему предпочесть. Но наш принцип – ни один интересный материал не должен пропасть – стараемся свято соблюдать. Сегодня мы публикуем материал о концерте, прошедшем достаточно давно, но который, тем не менее, заслуживает внимания: это выступление Ларисы Костюк в Камерном зале Московского международного дома музыки 6 декабря уже теперь ушедшего от нас 2009 года.

Лариса Костюк – настоящая примадонна "Геликон-оперы". Она много и очень успешно поёт в своём родном театре. Недавно она спела главную партию императрицы Екатерины Великой в опере "Царица" на сцене Кремлёвского дворца съездов. Эта роль ей очень удалась: её голос лился и просто заворожил публику, несмотря на огромные размеры зала. Кроме вокального образа певица создала и интересное сценическое воплощение роли царствующей императрицы. Несколько лет назад Костюк замечательно пела Марину Мнишек в постановке "Бориса Годунова", Мадам де Круасси в опере Ф. Пуленка "Диалоги кармелиток", Любашу в " Царской невесте", Графиню в "Пиковой даме" и многие другие партии. Спустя десять дней после премьеры "Царицы" Костюк дала сольный концерт в камерном зале Дома музыки. Певица подготовила специальную программу, неожиданную и очень интересную. Она пела редко исполняемые сочинения конца девятнадцатого и двадцатого веков. В первом отделении были исполнены сочинения Н. Метнера и С. Рахманинова.

Произведения Н. К. Метнера (1880–1951 гг.), талантливого русского композитора и друга Рахманинова, который ценил его творчество очень высоко, редко звучат на нашей концертной эстраде. Несколько лет тому назад по инициативе пианиста Б. Березовского были проведены три метнеровских фестиваля, на которых исполняли его фортепианную, скрипичную и вокальную музыку. И ситуация с исполнением сочинений Метнера начала понемногу меняться. Костюк начала свой концерт с исполнения "Сюиты-вокализа" Метнера (соч. 1927 г.). Это непростое сочинение, требующее безупречного вокала и, что важно, хорошего legato. Певица отлично справилась со всеми "подводными камнями" в композиции Метнера.

Затем были исполнены пять романсов С. Рахманинова: "В молчаньи ночи тайной" (слова А. Фета), "Полюбила я на печаль свою" (слова А. Плещеева из Т. Шевченко), "Сон" (слова А. Плещеева из Гейне), "Молитва" (слова А. Плещеева из Гёте) и "О, не грусти" (слова А. Апухтина). Содержание всех романсов было печальным и даже трагическим. У певицы отличная дикция, и она точно донесла смысл и внутренний подтекст романсов. Особенно хороши были романсы: редко исполняемая "Молитва", полная отчаяния, и "Полюбила я на печаль свою". Голос певицы звучал безупречно и трагический тон её пения нашел отзвук и понимание в зале. У Костюк глубокое, сочное меццо-сопрано, ровно звучащее во всех регистрах. Но жаль, что она давала много звука, и небольшой зал Дома музыки был "тесен" для голоса певицы. И доверительная интонация при исполнении романсов как бы ушла в "тень". Но сам тембр голоса, замечательная вокальная техника Костюк и умение донести слово и его оттенки до слушателей вызвали восторг всего зала.

Аккомпанировал певице пианист Михаил Егиазарьян, который хорошо справился с пианистическими трудностями в романсах Рахманинова и в сюите Метнера. Также прозвучал "Вокализ" Рахманинова в исполнении флейтистки Д. Галочкиной, кларнетиста В. Азаренкова и пианиста М. Егизарьяна.

Хотя первое отделение концерта произвело очень хорошее впечатление, но главный сюрприз ждал нас позже. Во втором отделении Костюк исполнила цикл Г. Малера "Песни странствующего подмастерья". Цикл состоит из четырёх песен и создан он композитором в 1885 г. Слова написаны самим композитором. Вот общепринятые названия частей цикла: "Бел, как снег, твой свадебный наряд", "Солнце встало над землёй", "Кинжал, как пламя жгущий", "Голубые глазки, лучистый взгляд". Существует новейший перевод песен, сделанный музыковедом И. В. Карпинским, который ближе к тексту Малера и точнее передаёт его смысл: "Когда у моей любимой будет свадьба", "Шёл я утром по полю", " У меня раскалённый нож", "Голубые глазки моей возлюбленной". Эти песни полны горьких и мучительных раздумий об одиночестве героя, о его скитаниях по миру. Сам факт исполнения этого цикла российской певицей - просто что-то невероятное. За все годы моей долгой жизни – такого не было! Костюк пела очень насыщенным звуком, который просто летел в зал, и никаких вокальных проблем у неё нет. Также у певицы замечательная дикция, и она отлично владеет немецким языком. Красота голоса, и беспредельная техника – всё это помогло певице донести текст Малера. А главное - Костюк глубоко проникла в замысел этого шедевра, и поведала нам о страданиях героя этих песен, как говорится, не только спев их, а "выстрадав" эти песни. Честь ей и хвала за её искусство!

После цикла Малера были исполнены две песни Леонарда Бернстайна: "Простая песня" из мессы и "Поздравление", посвященное дирижёру К. Бёму, под аккомпанемент гитары С. Расторгуева и флейты Д. Галочкиной (кстати, на хорошем английском языке). Эта незамысловатая и "лёгкая" музыка после мрачного малеровского цикла стала очаровательным и весёлым финалом концерта. Прекрасно составленная и тонко спетая программа певицы - большая редкость на российской эстраде. На сцене царствовала женщина удивительной красоты, статная, прекрасно одетая, и чей голос открывал перед слушателями необыкновенные горизонты. И хочется её слушать вновь и вновь. Удивляет позиция Большого театра, где просто нет такого роскошного меццо-сопрано, но почему-то Костюк редко поёт на его сцене. Очень жаль.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ