В недавних выпусках нашего журнала прошла серия материалов А. Матусевича об австрийском столичном театре – о Венской государственной опере. Сегодня мы предлагаем нашим читателям небольшие репортажи с австрийских провинциальных сцен.
Новые, свежие ветры чувствуются уже в первой половине театрального сезона в Австрии. К тому же два театра стартуют в нынешнем сезоне с новыми интендантами: в оперном театре в Граце заступила на должность Элизабет Соботка, а в театре федеральной земли Зальцбург - Карл Филипп фон Мальдегем.
С настроением. В Зальцбурге бриз стал сразу холодным, - еще до премьеры «Свадьбы Фигаро» появились громкие заголовки в газетах. Из-за «непреодолимых споров в художественных вопросах», а так же из-за недоверия певцов к режиссеру постановки, пригласили другого режиссера — Рудольфа Фрея. Не мудрено, что постановка получилась скомканной. На сцене бродят актеры в странных современных костюмах вокруг большой кровати с черным балдахином. На ней лежат, разговаривают и даже ползают. Пространство вокруг разрисовано цветочками и деревцами. И лишь финальная сцена в саду выглядит так, как будто ее задумывал настоящий режиссер, так как лишь она одна создает настроение, когда в зеленом цвете фигуры превращаются в тени и таким образом дорога к путанице открывается.
Победитель здесь лишь Лео Хуссейн, новый молодой музыкальный «шеф» театра. Своими темпераментными жестами он вдохновляет оркестр Моцартеум на огненное, но полное нюансов исполнение. Они «дышат» вместе с певцами. В постановке участвуют много молодых певцов. Красавица Каролина Пликова в роли Сюзанны, Хуберт Вильд в партии Фигаро. Линда Зоммерхагэ прекрасна в партии Керубино. Симон Шнор был графом полным решительности, но производил на сцене слишком наигранное впечатление, что можно списать за счет его молодости. Разочарование принесла Юлианне Борг в партии графини, она не справилась со своим наполненным вибрато сопрано.
Убогий зал. Грац, где новый интендант открыла свой первый сезон знаменитой оперой Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», мог тоже похвастаться молодыми певцами. Йоханн Шмекенбехер был хорош и резок в партии Бекмессера, хочется отметить его прекрасную артикуляцию. Бурхард Фритц в партии Штольцинга обладает великолепными, яркими верхами. Израильское сопрано Гал Джеймс, которую нам еще предстоит услышать в этом сезоне в партии Русалки и в партии Графини из «Свадьбы фигаро», хоть и пела в этот вечер прекрасно, но ее артикуляция оставляла желать лучшего. Марлин Милер (Давид) и Джамиля Кайзер (Магдалена) были оба прекрасны. А Ганс Закс? Молодой певец из Норвича Джеймс Рузерфорд, получивший музыкальное образование в Лондоне, безусловно, блистает на сцене. В 2006 году он выиграл конкурс имени Вагнера в Сиэтле и с тех пор дебютировал уже на многих сценах в Европе и Америке. Он поет очень изыскано, с широким вибрато на форте. Филармонический оркестр Граца под управлением Йоханнеса Фритша пытались играть тонко, однако баланс между ними и певцами был найден лишь в середине произведения, и тогда музыка ожила.
«Приветствуй Бога ярким звуком, и будь немецким процветанием, словом и песней», стояло крупными буквами на сцене, - это не единственный символ в этой постановке, напоминающий о влиянии нацистского режима на единственную комедийную оперу Вагнера. Режиссер Александр Шулин окунул происходящее на сцене во времена 1948 года. Действие происходит в заброшенном, мрачном зале, где не только репетирует хор, но еще и занимаются спортом. От этой задумки очень страдает второй акт, который несет в себе столько поэзии и настроения. Вероятно, это все и вызвало негативную реакцию у публики, столь заметную на премьере, после появления перед занавесом всего режиссерского состава.
Большой бросок. В отличие от Зальцбурга и Граца, где премьерные спектакли произвели на публику двойственное впечатление, в Тирольском государственном театре, где уже много лет работает и служит гарантом успеха Бригитта Фасбендер, начало сезона удалось. Был сделан очередной «большой бросок». Фасбендер создала великолепный ансамбль. Она знает, как надо ставить оперы, чтобы действие было интересным, высоким в музыкальном и художественном плане. Так это произошло и в «Троянцах» Гектора Берлиоза, в одном из центральный произведений французской оперы 19-го века. Одни размеры оперы уже заставляют потрудиться над этим произведением любой оперный театр. В первой части на сцене стоят плотно прижавшись друг к другу черные стены, с небольшими просветами синего неба, стены символизируют опасность, угрожающую Трое. Во второй части нельзя было придумать большей противоположности: вместо черных стен и замкнутого пространства мы видим широкий пляж на фоне голубого неба и моря. На пляже одетые в современные шикарные одежды люди, и среди них Дидона, женщина-политик, произносящая речи и раздающая ордена. Мишель Бридт (мы недавно встречались с ней: в венской постановке «Ариадны на Наксосе» - прим. ред.) спела эту партию очень «стильно», с прекрасной фразировкой. Дженифер Шаманди была очень экспрессивна в партии Кассандры, Бернд Валентин пел прекрасным голосом партию Хореба, Лизианна Тремблэй была прекрасной Анной. Так же стоит отметить хорошую игру оркестра, который справился с этой весьма непростой партитурой.
Хельмут Кристиан Майер
«Сцена» («Buehne») – австрийский театральный журнал, ноябрь 2009
года
Перевод Эллы Пружанской
На фото:
"Свадьба Фигаро" в Зальцбурге
"Нюрнбергские мейстерзингеры" в Граце
Мишель Бридт в роли Дидоны