Впервые с начала реконструкции Большой театр пустил в основное здание публику: 2 февраля в отреставрированном Хоровом зале прошел камерный концерт артистов Молодежной оперной программы Большого театра.
«Я счастлив, что после 2005 г. в нашем любимом здании вновь зазвучала прекрасная музыка и замечательные голоса наших певцов. Надеюсь, это можно рассматривать как символическое возвращение жизни в наш театр, - отметил генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.
В ходе реставрационных работ в Хоровом и Экспозиционном залах генеральным подрядчиком компанией "СУИпроект" ("Сумма Капитал") была проделана немалая работа: восстановлена клеевая живопись на стенах, уникальный паркет и лепнина на сводах потолков и в нишах. Посетители главного театра страны смогут снова увидеть знаменитые бронзовые канделябры и люстру Хорового зала.
Два года был закрыт предмет особой гордости неаполитанцев – их оперный театр Сан-Карло. И вот он вновь предстал во всем своем великолепии.
В 1817 году, путешествуя по Италии, Стендаль так описывал свои впечатления, впервые побывав в этом театре: «В первое мгновение мне показалось, будто я перенесен во дворец какого-нибудь восточного властителя. Глаза мои ослеплены, душа полна восхищения. …Зал отделан золотом и серебром, ложи темно-голубого, небесного цвета. Украшения барьера, образующего перила лож, рельефные, отсюда их великолепие: это пучки золотых факелов, перемежающихся с крупными лилиями. Через определенные промежутки этот необыкновенно пышный орнамент прерывается серебряными барельефами… Я так доволен залом, что мне понравились и музыка, и балет» («Рим, Неаполь и Флоренция», Полн. собр. соч., том 9, стр. 279-280, М. 1959).
300 рабочих трудились не покладая рук, освежая орнаменты и барельефы, оснащая сцену современными технологиями, расширяя помещения для репетиций. Самое полезное обретение – система кондиционирования, о которой не позаботился король Неаполя из династии Бурбонов, открывая театр в далеком 1737 году. И в душные летние вечера спектакли шли с открытыми настежь дверями.
Еще одна цитата из Стендаля: «Не могу насытиться Сан-Карло: ведь насладиться архитектурой удается так редко! Что же до наслаждения музыкой, то здесь его искать не приходится: очень плохо слышно. Впрочем, с неаполитанцами дело обстоят иначе: они уверяют, что отлично слышат» (там же).
Реставрация и ремонт обошлись в 67 миллионов евро. Смешная по московским меркам сумма! За такие деньги у нас согласятся разве что освежить квадригу на фасаде Большого театра.
Опера Чикаго обнародовала репертуар на сезон 2010-2011, сделав упор на проверенные кассой спектакли.
Новый сезон откроется 1 октября вердиевским «Макбетом» с Томасом Хэмпсоном в заглавной роли. А с 15 октября пойдет гарантирующая хорошие сборы «Кармен» с молодой меццо-сопрано Кейт Олдрич, которую весной заменит знакомая москвичам по последней премьере «Кармен» в Большом театре Надя Крастева.
5 ноября, спустя десятилетие, на сцену возвращается «Сон в летнюю ночь» Бриттена, а еще через две недели «в прокат» запускается «Бал-маскарад» с Сандрой Радвановски в партии Амелии.
В афише значатся еще три популярных у публики композитора: Пуччини («Девушка с Запада» с Деборой Войт), Вагнер (Лоэнгрин» с Йоханом Бота), Гендель («Геркулес»).
Генеральный директор театра Уильям Мейсон, выступая на пресс-конференции, сказал, что по финансовым причинам количество спектаклей сокращается на 11%, с 77 до 68: «Это общенациональная тенденция, обусловленная падением продажи билетов и абонементов». Теми же финансовыми трудностями он объяснил отсутствие в репертуаре современных и национальных американских произведений.
Объявление программы нового сезона Оперы Лос-Анджелеса (2010-2011 гг), более чем скромной по названиями и именам, вновь породило дискуссию вокруг нынешнего состояния театра и перспектив его руководителя Пласидо Доминго.
Выдающийся тенор подвергается критике со всех сторон, и более всего - за репертуарную политику. Напомним, что по инициативе маэстро гвоздь нынешнего сезона - фестиваль вагнеровского «Кольца», который предусматривает троекратное исполнение цикла (сначала каждой из четырех опер отдельно, а затем все подряд) плюс всякие дополнительные мероприятия, обрамляющие главное действо. Фестиваль встал в копеечку - $32 миллиона, немалые по нынешним кризисным временам средства, вполне достаточные для годового содержания двух провинциальных театриков, к которым Оперу Лос-Анджелеса, конечно, не отнесешь. Половину средств согласилась выделить окружная администрация. Остальные - из бюджета театра, значительная часть которого формируется спонсорами. Среди последних особенно сильно ворчат представители еврейской общины Лос-Анджелеса, недовольные тем, что львиная доля спонсорских денег идет на популяризацию композитора, известного своим антисемитизмом.
Наблюдатели и критики сомневаются в административной компетенции Доминго. Когда его приглашали возглавить коллектив Оперы Лос-Анджелеса в 2003 году, предполагалось, что он будет в основном заниматься выступлениями на сцене и за дирижерским пультом, а текущие административные дела тогда же были возложены на специально приглашенного для этой работы Эдгара Бетцела. Но после смерти последнего в 2007 году замены ему не нашлось и по сей день. Так Доминго объединил в своем лице и музыкальное, и административно-финансовое руководство.
В этом свете скромность бюджета и афиши нового сезона рассматривается многими как признание ошибок в руководстве театром, как шаг в направлении прагматизма и ответственной финансовой политики.
Администрация Оперы Сан-Франциско обнародовала финансовые итоги прошедшего сезона 2008-2009. Результаты на удивление благополучны. Бюджет удалось сбалансировать на приличном уровне в $68 миллионов долларов, включая 400 тысяч прибыли.
Отмечены хорошие сборы от спектаклей, особенно летом прошлого года, что объясняется парадом звезд: Бечала, Хворостовский, Нетребко, Георгиу, Фритолли, Варгас, Рэми, Корбелли. И этот список можно продолжать. Но нельзя забывать, что половину всех поступлений составляют пожертвования.
Финансовые перспективы текущего и будущего сезонов выглядят менее лучезарно. Сегодня дефицит составляет 2 миллиона и, несмотря на героические усилия администрации и труппы, согласившихся на снижение зарплат и гонораров, пока не дают должных результатов. Продажи билетов падают и даже приглашенные звезды не в силах остановить тенденцию. Как заявил на днях генеральный директор оперного театра Дэвид Коклей, «только существенная модификация нынешней политики фиксированной стоимости билетов сможет добавить оптимизма в наших ожиданиях будущего».
Англичанка Джулия Джойнс, получив приличное музыкальное образование на родине, надолго обосновалась в Германии. В оперном театре Кельна она провела немало лет, работая репетитором, концертмейстером, заместителем дирижера, прежде чем стала признанным оперным и симфоническим дирижером.
Сегодня она главный дирижер Оперы Сан-Карло в Лиссабоне, часто выступает с Венским филармоническим оркестром, а также в разных театрах континентальной Европы. В Италии Джойнс произвела фурор, поднявшись на дирижерский подиум в операх Вагнера (появление женщины во главе оркестра при исполнении произведений Моцарта или Россини не произвело бы на итальянцев такого впечатления).
И вот 48-летнюю маэстро приглашают выступить в родине. «Нигде в мире, кроме Британии, мне не задают вопросов, связанным с моим полом», заявила она в интервью журналисту газеты «Гардиан» (guardian.co.uk). Хотя Джойнс – не первая женщина, вставшая у дирижерского пульта британского оркестра, ее приезд вызвал интерес, не имеющий прямое отношение к музыке. Надоедливые расспросы английских журналистов о сложностях женской карьеры в той сфере музыкального мира, где доминируют мужчины, ее не на шутку раздражают. Ведь в Лиссабоне, где она работает, половина всех дирижеров – женщины, и никто ее не донимает гендерными проблемами.
Именно такое объявление появилось на афише премьеры оперы Берга «Лулу» в Большом театре Женевы. Это редко исполняемое произведение создано по мотивам драм немецкого писателя Франка Ведекинда и повествует о том, как сексуально привлекательный танцор соблазняет и доводит до смерти женщин и мужчин.
Спектакль ставит французский театральный режиссер Оливиер Пи (Olivier Py). Он уже прославился «откровенными мизансценами» в 2005 году, когда его постановка «Тангейзера» вынудила дирекцию театра ввести такой же возрастной запрет на посещение спектакля.