Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Фестиваль барочной оперной музыки в Новосибирске

С 20 по 23 февраля Новосибирский театр оперы и балета проводит Международный Фестиваль MusicAeterna, один из масштабных проектов 65-го сезона театра. В программе фестиваля концерты с участием звезд барочной оперы Симоны Кермес, Деборы Йорк, Арно Ришара, Маркуса Брутшера, Стефании Хаутзель и Олега Рябеца.

Главными героями фестиваля станут коллективы театра: камерный оркестр MusicaAeterna и камерный хор New Siberian Singers, отмечающие в этом сезоне свой первый юбилей – они были созданы на базе театра по инициативе главного дирижера Теодора Курентзиса пять лет назад.

Вольпе возвращается в Мет, чтобы помочь Гелбу

Метрополитен Опера попросила экс-директора театра Джозефа Вольпе помочь администрации преодолеть разногласия с профсоюзом. Как подчеркивают журналисты, инициатива исходила от нынешнего генерального директора Петера Гелба, чьи отношения с Вольпе не отличались особой близостью и теплотой. Однажды Вольпе сравнил Гелба с «могулами Голливуда 40-х годов», чей стиль работы отличался особой жесткостью и резкостью.

Проблема заключается в дефиците бюджета, который к концу текущего сезона может составить 4 миллиона долларов. Дотации сократились на 10 миллионов, эндаумент (фонд поддержки) уменьшился на треть. New York Observer отмечает: «Решение Гелба вернуть Вольпе выглядит как крик о помощи, как признание, что он не способен справиться с проблемой, которую успешно решал его предшественник».

Хотя подоплеку конфликта театр не раскрывает, в прессу просочились сведения, что профсоюзы не согласны с планами администрации урезать зарплаты штатным работникам и расширить практику привлечения рабочих, не входящих в профсоюз.

Зазвучавшие после премьеры скандальной «Тоски» обвинения в «творческом провале» Гелба сегодня дополнились сомнениями и в его административной компетенции.

«Риенци» в Берлине

Опера «Риенци», написанная Вагнером, когда ему было 32 года, не относится к числу любимых детищ композитора. Он даже убрал ее из репертуара Байрейта. Опера и поныне исполняется довольно редко. Возможно, по этой причине ее премьера в Deutsche Oper в Берлине привлекла внимание прессы.

Обозреватель Associated Press Майк Силверман в пространной рецензии напоминает, что Гитлер в отличие от композитора обожал эту оперу и даже будто бы захватил с собой оригинальную партитуру, спускаясь весной 1945 года в берлинский бункер. Не исключено, что эта легенда и вдохновила постановщика Филиппа Штоельца (Philipp Stoelzl) на перенос действия оперы в XХ век, в Альпы, со всеми сопутствующими аллюзиями и намеками. Здесь и бункер, и знамя со свастикой, украшенное вензелем R, и златокудрая сестра главного героя Ирена, смахивающая на любовницу Гитлера. А чтобы у зрителей не осталось никаких сомнений в цинизме героя, режиссер основательно покромсал сюжет. Так, например, эпизод прощения участников заговора, призванный показать благородство Риенци, вызвать симпатию к нему, режиссер превратил в отвратительную сцену издевательства – Риенци фотографирует злополучных заговорщиков «на добрую память», прежде чем отправить их на казнь.

Как пишет рецензент, режиссура вызвала бы протест у Вагнера, но по музыкальной части придраться не к чему. Наибольший успех выпал на долю американской меццо-сопрано Кейт Олдрич, спевшей партию подростка Адриано: «золотые звуки певицы хотелось бы слушать в каждой сцене спектакля». Достойно провел спектакль исполнитель заглавной роли, немецкий тенор Торстен Керл, которому особенно удалась большая ария "Allmaecht'ger Vater". Финская сопрано Камилла Нилунд отлично справилась с высокими нотами трудной партии Ирены. Прекрасным оркестром энергично дирижировал Себастьян Ланг-Лессиг.

Натали Дессей блистает в «Сомнамбуле» на парижской сцене

Выступление французской певицы в шедевре Беллини, показанном Метрополитен Оперой год назад, прошло мало замеченным. Возможно, это объясняется режиссерскими причудами Мэри Циммерман, которая перенесла действие оперы в современный Нью-Йорк. О неубедительности той постановки мы уже писали. Публика встретила и спектакль, и исполнителей прохладно.

Зато на сцене Opera Bastille Дессей выступила во всем блеске. «Примадонна пела Амину восхитительно, демонстрируя богатые вокальные краски, эластичную фразировку, очаровывая своим голосом, короче говоря, несравненно лучше, чем в спектакле Мета», делится своим впечатлением парижский корреспондент газеты «Нью Йорк Таймс».

Пословица «дома и стены помогают» здесь едва ли уместна. Скорее всего, певицу окрылило возвращение в более привычную для ее героини обстановку альпийской деревни, свободную от режиссерских выкрутасов и натужных попыток соединить мелодизм начала XIX века с хаосом современного мегаполиса. Марко Артуро Марели не стал радикально «обновлять», «осовременивать» пасторальный сюжет. И спектакль, поставленный совместно Венской оперой и Ковент Гарденом, от этого только выиграл. Успех Дессей разделили тенор Хавиер Камарена, баритон Микеле Пертузи, дирижер Эвелино Пидо и др.

Музыканты изгоняют дирижера

В Palais Garnier – скандал. За два дня до премьеры «Идоменея» сменился дирижер. Эммануель Хаим известна как специалист по музыке барокко. Она любит древние инструменты, придавать звучанию оркестра шарм аутентичности. По этой причине, видимо, ее и пригласили дирижировать премьерой оперой Моцарта в постановке шведского режиссера Люка Бонди. По той же причине она вошла в конфликт с музыкантами, которые, в конце концов, избавились от нее.

Комментируя эту шумную историю, газета «Монд» подчеркивает, что музыканты оркестра Парижской оперы недаром заслужили славу «убийц дирижеров»: «Это чисто французский феномен. Если немецкие, британские или американские музыканты не согласны с дирижером, они все равно будут играть на пределе своих возможностей, надеясь, правда, что в будущем с ним больше не встретятся».

Критики отмечают, что на премьере спектакля оркестр под управлением спешно призванного Филиппа Уи (Philippe Hui) выглядел блекло.

Опера на тему Интернета

28-летний композитор из Нью-Йорка Нико Мули пишет оперу на тему преступления, совершенного подростком с использованием Интернета. В основе либретто – реальная история, произошедшая в Манчестере в 2004 году.

14-летний подросток, представившись в чате «британской шпионкой», уговаривал приятеля, двумя годами старше, совершить убийство. Сам парень пытался покончить c собой, был доставлен в госпиталь с колотыми ранами, а позднее обвинен в подстрекательстве к убийству и обмане правосудия. Его старший друг, влюбившись в «корреспондентку», был обвинен в подготовке преступления. Оба помещены под строгий надзор властей.

В телефонном интервью из Лондона агентству АП молодой композитор рассказал: «Преступления в Интернете очень интересны для моего поколения. Я помню, с каким огромным вниманием читал репортажи Би-Би-Си по этому делу. Ни следователи, ни журналисты, кажется, тогда не понимали, что такое Интернет в реальности – а это пространство лжи и эротики».

Премьера оперы с рабочим названием «Два парня» намечена на июнь 2011 года в Английской Национальной Опере. Мет планирует ее представить на своей сцене осенью 2013 года.

Анжела Георгиу не скоро споет Кармен

Мы уже сообщали, что знаменитая румынская сопрано первоначально дала согласие петь Кармен в первых шести спектаклях, возобновленных в конце прошлого года на сцене Метрополитен Оперы, однако затем отложила дебют на весну и вместо нее триумфально выступила Элина Гаранча.

На днях стало известно, что Георгиу вообще не будет выступать в этой опере в текущем сезоне. Она объяснила свое решение отложить дебют тем, что ее драматическая подготовка к этой партии пока уступает музыкальной и требуется время для доводки. В спектаклях 28 апреля и 1 мая ее заменит американка Кейт Олдрич.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ