С 20 по 23 февраля Новосибирский театр оперы и балета проводит Международный Фестиваль MusicAeterna, один из масштабных проектов 65-го сезона театра. В программе фестиваля концерты с участием звезд барочной оперы Симоны Кермес, Деборы Йорк, Арно Ришара, Маркуса Брутшера, Стефании Хаутзель и Олега Рябеца.
Главными героями фестиваля станут коллективы театра: камерный оркестр MusicaAeterna и камерный хор New Siberian Singers, отмечающие в этом сезоне свой первый юбилей – они были созданы на базе театра по инициативе главного дирижера Теодора Курентзиса пять лет назад.
Метрополитен Опера попросила экс-директора театра Джозефа Вольпе помочь администрации преодолеть разногласия с профсоюзом. Как подчеркивают журналисты, инициатива исходила от нынешнего генерального директора Петера Гелба, чьи отношения с Вольпе не отличались особой близостью и теплотой. Однажды Вольпе сравнил Гелба с «могулами Голливуда 40-х годов», чей стиль работы отличался особой жесткостью и резкостью.
Проблема заключается в дефиците бюджета, который к концу текущего сезона может составить 4 миллиона долларов. Дотации сократились на 10 миллионов, эндаумент (фонд поддержки) уменьшился на треть. New York Observer отмечает: «Решение Гелба вернуть Вольпе выглядит как крик о помощи, как признание, что он не способен справиться с проблемой, которую успешно решал его предшественник».
Хотя подоплеку конфликта театр не раскрывает, в прессу просочились сведения, что профсоюзы не согласны с планами администрации урезать зарплаты штатным работникам и расширить практику привлечения рабочих, не входящих в профсоюз.
Зазвучавшие после премьеры скандальной «Тоски» обвинения в «творческом провале» Гелба сегодня дополнились сомнениями и в его административной компетенции.
Опера «Риенци», написанная Вагнером, когда ему было 32 года, не относится к числу любимых детищ композитора. Он даже убрал ее из репертуара Байрейта. Опера и поныне исполняется довольно редко. Возможно, по этой причине ее премьера в Deutsche Oper в Берлине привлекла внимание прессы.
Обозреватель Associated Press Майк Силверман в пространной рецензии напоминает, что Гитлер в отличие от композитора обожал эту оперу и даже будто бы захватил с собой оригинальную партитуру, спускаясь весной 1945 года в берлинский бункер. Не исключено, что эта легенда и вдохновила постановщика Филиппа Штоельца (Philipp Stoelzl) на перенос действия оперы в XХ век, в Альпы, со всеми сопутствующими аллюзиями и намеками. Здесь и бункер, и знамя со свастикой, украшенное вензелем R, и златокудрая сестра главного героя Ирена, смахивающая на любовницу Гитлера. А чтобы у зрителей не осталось никаких сомнений в цинизме героя, режиссер основательно покромсал сюжет. Так, например, эпизод прощения участников заговора, призванный показать благородство Риенци, вызвать симпатию к нему, режиссер превратил в отвратительную сцену издевательства – Риенци фотографирует злополучных заговорщиков «на добрую память», прежде чем отправить их на казнь.
Как пишет рецензент, режиссура вызвала бы протест у Вагнера, но по музыкальной части придраться не к чему. Наибольший успех выпал на долю американской меццо-сопрано Кейт Олдрич, спевшей партию подростка Адриано: «золотые звуки певицы хотелось бы слушать в каждой сцене спектакля». Достойно провел спектакль исполнитель заглавной роли, немецкий тенор Торстен Керл, которому особенно удалась большая ария "Allmaecht'ger Vater". Финская сопрано Камилла Нилунд отлично справилась с высокими нотами трудной партии Ирены. Прекрасным оркестром энергично дирижировал Себастьян Ланг-Лессиг.
Выступление французской певицы в шедевре Беллини, показанном Метрополитен Оперой год назад, прошло мало замеченным. Возможно, это объясняется режиссерскими причудами Мэри Циммерман, которая перенесла действие оперы в современный Нью-Йорк. О неубедительности той постановки мы уже писали. Публика встретила и спектакль, и исполнителей прохладно.
Зато на сцене Opera Bastille Дессей выступила во всем блеске. «Примадонна пела Амину восхитительно, демонстрируя богатые вокальные краски, эластичную фразировку, очаровывая своим голосом, короче говоря, несравненно лучше, чем в спектакле Мета», делится своим впечатлением парижский корреспондент газеты «Нью Йорк Таймс».
Пословица «дома и стены помогают» здесь едва ли уместна. Скорее всего, певицу окрылило возвращение в более привычную для ее героини обстановку альпийской деревни, свободную от режиссерских выкрутасов и натужных попыток соединить мелодизм начала XIX века с хаосом современного мегаполиса. Марко Артуро Марели не стал радикально «обновлять», «осовременивать» пасторальный сюжет. И спектакль, поставленный совместно Венской оперой и Ковент Гарденом, от этого только выиграл. Успех Дессей разделили тенор Хавиер Камарена, баритон Микеле Пертузи, дирижер Эвелино Пидо и др.
В Palais Garnier – скандал. За два дня до премьеры «Идоменея» сменился дирижер. Эммануель Хаим известна как специалист по музыке барокко. Она любит древние инструменты, придавать звучанию оркестра шарм аутентичности. По этой причине, видимо, ее и пригласили дирижировать премьерой оперой Моцарта в постановке шведского режиссера Люка Бонди. По той же причине она вошла в конфликт с музыкантами, которые, в конце концов, избавились от нее.
Комментируя эту шумную историю, газета «Монд» подчеркивает, что музыканты оркестра Парижской оперы недаром заслужили славу «убийц дирижеров»: «Это чисто французский феномен. Если немецкие, британские или американские музыканты не согласны с дирижером, они все равно будут играть на пределе своих возможностей, надеясь, правда, что в будущем с ним больше не встретятся».
Критики отмечают, что на премьере спектакля оркестр под управлением спешно призванного Филиппа Уи (Philippe Hui) выглядел блекло.
28-летний композитор из Нью-Йорка Нико Мули пишет оперу на тему преступления, совершенного подростком с использованием Интернета. В основе либретто – реальная история, произошедшая в Манчестере в 2004 году.
14-летний подросток, представившись в чате «британской шпионкой», уговаривал приятеля, двумя годами старше, совершить убийство. Сам парень пытался покончить c собой, был доставлен в госпиталь с колотыми ранами, а позднее обвинен в подстрекательстве к убийству и обмане правосудия. Его старший друг, влюбившись в «корреспондентку», был обвинен в подготовке преступления. Оба помещены под строгий надзор властей.
В телефонном интервью из Лондона агентству АП молодой композитор рассказал: «Преступления в Интернете очень интересны для моего поколения. Я помню, с каким огромным вниманием читал репортажи Би-Би-Си по этому делу. Ни следователи, ни журналисты, кажется, тогда не понимали, что такое Интернет в реальности – а это пространство лжи и эротики».
Премьера оперы с рабочим названием «Два парня» намечена на июнь 2011 года в Английской Национальной Опере. Мет планирует ее представить на своей сцене осенью 2013 года.
Мы уже сообщали, что знаменитая румынская сопрано первоначально дала согласие петь Кармен в первых шести спектаклях, возобновленных в конце прошлого года на сцене Метрополитен Оперы, однако затем отложила дебют на весну и вместо нее триумфально выступила Элина Гаранча.
На днях стало известно, что Георгиу вообще не будет выступать в этой опере в текущем сезоне. Она объяснила свое решение отложить дебют тем, что ее драматическая подготовка к этой партии пока уступает музыкальной и требуется время для доводки. В спектаклях 28 апреля и 1 мая ее заменит американка Кейт Олдрич.