О том, к чему приводит «сверление в левой части головы»

«Любовный напиток» в Лирик-опере Чикаго

Сергей Элькин
Оперный обозреватель

До чего прелестны эти комические оперы Доницетти! Сколько в них шарма, изящества и простоты, сколько очаровательных, игривых, веселых мелодий, сколько света и радости заложено в них!

Комические оперы Доницетти испортить трудно. Даже если вам покажутся несколько старомодными постановка, костюмы, декорации, если даже голоса солистов будут не всегда отвечать вашим высоким требованиям, музыка итальянского композитора сделает свое дело, и вы выйдете из зала с улыбкой на лице и мыслями, приятными во всех отношениях. С улыбкой на лице вышел из зала и ваш покорный слуга после нового старого “Любовного напитка” в Лирик-опере Чикаго. И долго еще в голове крутились игривые мелодии из этой оперы.

Особенно вот эта, похожая на итальянскую серенаду, про “слезинку украдкой...”

“Когда у меня в голове рождается комическая музыка, я чувствую неотвязное сверление в ее левой части, когда же серьезная - я чувствую то же сверление справа”, - с апломбом утверждал Доницетти, словно желая показать, с какой легкостью возникали у него эти самые “сверления”. В случае с “Любовным напитком” у композитора явно было “сверление в левой части головы”, ибо музыка этой оперы – легкая, воздушная, прозрачная, комическая. “Любовный напиток” Доницетти – это настоящий праздник музыки, праздник оперного совершенства.

Биограф композитора Арнальдо Фраккароли пишет, с чего началась работа над этой оперой. А началась она с того, что друг Доницетти поэт Феличе Романи пересказал ему содержание комедии драматурга Скриба о пылком юноше, влюбленном в красивую и капризную девушку; о бравом сержанте, который немедленно зовет в жены красивую и капризную девушку, в которую влюблен пылкий юноша; о шарлатане, который торгует разными мазями и настойками от всех болезней, у которого пылкий юноша покупает бутылку вина, которую плут выдает за любовный напиток, чтобы приворожить красивую и капризную девушку. Парень выпивает напиток и ожидает, что красавица сразу же упадет к нему в объятия. Она же, наоборот, капризная такая, назло влюбленному юноше (скорее в шутку, чем всерьез) обручается с сержантом гарнизона. А тут как раз богатый родственничек умирает, и юноше достается несметное богатство. Красивая и капризная девушка признается ему в любви. Нет, она не знала о наследстве. Просто любовь красивых и капризных девушек во времена Доницетти была чрезвычайно переменчива – сегодня с сержантами готовы под венец идти, а завтра выходят за простолюдинов...

Композитор в восторге от либретто, хлопает в ладоши и тут же, читая стихи, начинает сочинять музыку. Две недели (“долгих” две недели! Бывало, он сочинял и за десять дней) вдохновения, премьера в Милане 12 мая 1832 года и сто семьдесят восемь счастливых лет жизни оперы – такова история “пустячка” под названием “Любовный напиток”!

Опера Доницетти дает необыкновенный простор для театральной фантазии. Как великолепно можно обыграть слова плута Дулькамары, которые он произносит в середине своей выходной арии, когда предлагает снадобья от всех недугов: “Я забываю о себе, когда думаю о своей стране”! Как сочно можно поставить сцену, когда бравый сержант Белькоре прощается с селянками словами: “Что за чертова армия! Опять приходится покидать своих любовниц...”. Увы, всего этого в спектакле “Любовный напиток” на сцене Лирик-оперы нет. Музыкальный критик газеты “Chicago Tribune” Джон фон Рейн, мне кажется, немного погорячился, когда написал, что “смешнее “Любовного напитка” никогда ничего не видел”. Не знаю, что так развеселило уважаемого коллегу. Еще одна комическая опера Доницетти “Дочь полка”, поставленная французским режиссером Лораном Пелли в Метрополитен-опере два года назад, была гораздо остроумнее и динамичнее. Вот там как раз в стремительном темпе сменяли друг друга уморительно смешные, виртуозно поставленные мизансцены. А в Лирик-опере все было подчеркнуто традиционно и старомодно.

Собственно говоря, ничего другого ожидать не приходилось – театр третий раз возобновляет постановку Джулио Чазалетти 1978 года, сделанную в лучших традициях Франко Дзефирелли (художник-постановщик – Улиссе Сантиччи, режиссер возобновления – Винсент Лиотта). 1978 год создания спектакля для Лирик-оперы – это почти новая постановка. Если в этом сезоне нам снова показали “Тоску” Дзефирелли образца 1964 года, то о “Любовном напитке” и говорить не приходится.

Одинокое дерево в центре сцены, женщины и мужчины в крестьянских костюмах (только что с поля), жилище Адины, балкон, под которым стоит несчастный Неморино и ждет, когда на него взглянет любимая,.. – традиционная картина оперных постановок пятидесятых-семидесятых годов XX века. Даже выезд повозки Дулькамары, запряженной живой лошадкой в качестве “оживляжа”, не меняет общего настроения.

Нет, постановка – это не главное в чикагском “Любовном напитке”. То, что я увидел на сцене Лирик-оперы, укладывается в одно слово: БЕНЕФИС! Бенефис “давал” впервые выступающий на чикагской сцене молодой итальянский тенор Джузеппе Фильяноти. Такое впечатление, что маэстро Доницетти написал партию Неморино специально для него. Фильяноти “купается” в роли, захватывая внимание зрителей на протяжении всего спектакля. Это было, вне всякого сомнения, выдающееся исполнение: яркое, страстное, зажигательное. Певец великолепен в этой партии: его волшебный по красоте тембра и безупречный по технике голос играючи справлялся с вокальными сложностями доницеттиевских арий, а главный романс Неморино “Una furtiva lagrima” был спет невероятно проникновенно. Давненько Лирик-опера не слышала таких оваций и криков “браво”. “Дух Неморино – это доброта и простота сердца, - говорит итальянский тенор. - Он не просто комичен, но и серьезен, когда влюбляется в Адину. Без серьезного отношения к Адине Неморино не может петь “Una furtiva lagrima”. Я стараюсь придать моему герою чувственность, не оставляя комической составляющей.”

После окончания учебы в Академии Ла Скала Джузеппе Фильяноти стажировался у Альфредо Крауса. Профессиональный дебют певца состоялся в 1998 году в родном городе Доницетти Бергамо в опере “Дон Себастьян”. Успех пришел к нему после опер Россини “Танкред” в Пезаро и “Моисей и Фараон” в Ла Скала с Риккардо Мути за дирижерским пультом. Фильяноти гордится своим музыкальным любопытством: “Не всех певцов интересуют партии Тита или Идоменея. Принято считать, что проще завоевать успех в “Риголетто”. А мне интересны новые роли. Сейчас с нетерпением жду моего первого Рудольфа в “Богеме”. Эту партию я пою в следующем сезоне в Брюсселе”.

Неморино, похоже, становится “визитной карточкой” певца. Эту партию он в прошлом сезоне пел в Метрополитен-опере, Ковент-Гардене и Барселоне, в этом – в Парижской опере, Мюнхене, Лос-Анджелесе и вот теперь в Чикаго. С героями Доницетти Фильяноти не расстается. После Чикаго певец отправляется в Анкону (Италия), где в “Teatro delle Muse” поет Дженнаро в опере “Лукреция Борджиа”. В планах Фильяноти – Дон Оттавио в “Дон Жуане” В.А.Моцарта в Баварской опере (март, апрель, июнь) и Гофман в “Сказках Гофмана” Ж.Оффенбаха в Парижской опере (май, июнь). Ставит “Сказки...” Роберт Карсен.

По неофициальной информации, генеральный директор Лирик-оперы Уильям Мэйсон предложил Фильяноти будущие контракты в Чикаго. “Старина Билл” знает: таких певцов надолго отпускать нельзя! Тем более, после успешного боевого крещения в партии Неморино, которая считается подлинным украшением тенорового репертуара. Мэйсон видел в этой роли почти всех великих певцов. “Любовный напиток” был впервые показан в Лирик-опере в 1955 году. Будущему директору оперы тогда не было и четырнадцати, но он помнит, как с восхищением слушал Леопольда Симоно - первого исполнителя партии Неморино в чикагском театре. В разные годы эту партию на сцене Лирик-оперы пели Альфредо Краус, Лучано Паваротти (он пел эту партию дважды, в двух постановках), Карло Бергонци. Джузеппе Фильяноти оказался достойным продолжателем великих традиций.

На протяжении всей истории Лирик-оперы традиционный итальянский репертуар составляет в театре центральное место. Так было во времена основательницы театра Кэрол Фокс, так продолжалось в годы руководства Оперой Ардис Крейник, так продолжается и сегодня. Верди, Пуччини, Беллини, Россини, Доницетти – без этих имен не обходился, да и сейчас не обходится ни один сезон. Музыкальный критик газеты “Chicago Sun-Times” Эндрю Патнер вспоминает, как на одной из пресс-конференций, объявляя новые планы театра, Ардис Крейник наклонилась к нему и шепотом призналась: “Вы знаете, я так люблю итальянские “спагетти-оперы”!”

“Италоцентричность” Лирик-оперы не скрывалась, а, наоборот, всячески подчеркивалась. Даже свое название молодая труппа позаимствовала у итальянцев: “il teatro lirico”. В театре выступали лучшие оперные голоса Италии (а значит, и мира): Джульетта Симионато, Этторе Бастиани, Рената Тебальди, Джузеппе ди Стефано, Карло Бергонци, Рената Скотто, Пьетро Каппуччилли, Лучано Паваротти. Многие итальянские певцы, дирижеры, ассистенты помогали становлению чикагского театра. Первым генеральным менеджером Лирик-оперы был итальянец Пино Донати, главным советником театра - выдающийся баритон XX века Тито Гобби. Уильям Мэйсон называет его “крестным отцом” Лирик-оперы.

Это не значит, что все ограничивалось итальянскими исполнителями и итальянским репертуаром, но “итальянские ингредиенты” составляли основу “оперного меню” чикагского театра. Нынешний руководитель Лирик-оперы Уильям Мэйсон вспоминает, как ему пришлось выучить итальянский язык, чтобы работать помощником Пино Донати: “В то время итальянцами были не только многие ведущие певцы, но и дирижеры, режиссеры, ассистенты. В шестидесятые годы люди, приезжавшие из Италии, не говорили на английском языке... Сейчас все по-другому. Все говорят по-английски, и у меня даже нет возможности попрактиковаться в итальянском”.

Ну что ж, в эти недели у мистера Мэйсона есть замечательная возможность вспомнить язык. Постановочная команда “Любовного напитка” почти вся состоит из итальянцев. Одна из двух “иностранок” в итальянском составе исполнителей - американская певица Николь Кэбелл в партии Адины. Экстравагантная и непредсказуемая, интеллектуальная и артистичная, она дерзко ворвалась на оперный небосклон и твердо заняла там свое, особое место. Сочный, сильный, красивый, с очень гладким легато глубокий голос, блестящая техника, артистичность, изящество исполнения... – у Николь Кэбелл есть все качества для великолепной карьеры. Не сомневаюсь, певицу ждет большое будущее. Но в партии Адины, как мне показалось, она все-таки не дотягивала до уровня Фильяноти. Верхи звучали неровно, и было впечатление, что певица слишком волновалась.

Николь Кэбелл родилась в Калифорнии. В ее роду были афроамериканцы, корейцы, выходцы с Кавказа... – легче сказать, кого в этой “народной каше” не было! Николь была ребенком “нормальным” и классической музыки не слушала. Играла на флейте в школьном ансамбле и в баскетбол, имитируя во время игры пение оперных певцов. “Почему бы тебе не записаться в школьный хор?” – спросила ее как-то мама. Николь послушалась совета и записалась, а через какое-то время даже участвовала в школьном мюзикле. Потом были годы занятий вокалом с педагогами из Школы музыки Индианского университета, непродолжительная учеба в Джульярдской школе и три года в Центре оперного пения при чикагской Лирик-опере. Сегодня ее педагогом по-прежнему остается директор Центра Джоанна Роланди, супруга музыкального руководителя Лирик-оперы сэра Эндрю Дэвиса. За годы учебы в Чикаго молодая певица участвовала в пяти спектаклях Лирик-оперы, а в июне 2005 года (через три месяца после окончания учебы в Школе) стала победительницей всемирного конкурса молодых исполнителей в Кардиффе, проходящего под эгидой Би-Би-Си. За последние несколько лет Кэбелл дебютировала в лучших оперных театрах мира. Она исполнила партии Памины в “Волшебной флейте” В.А.Моцарта в Метрополитен-опере, Мюзетты в “Богеме” Дж.Пуччини в Санта Фе, в Вашингтоне и “Ковент-Гардене”, Микаэлы в “Кармен” Бизе в Берлинской опере.

Николь Кэбелл отличается особой тщательностью в составлении концертной программы. Я слушал ее несколько раз на музыкальном фестивале в Равинии и в Чикагском культурном центре. Ни одного оперного шлягера, ни одной итальянской арии за весь вечер – на это решится далеко не каждый исполнитель! Публике ведь подавай привычное, узнаваемое. Не будем далеко ходить за примерами: восходящая оперная звезда Витторио Григоло для своего дебюта в Чикаго собрал, пожалуй, все самые популярные арии из опер Верди и Пуччини. Был грандиозный успех, овации, цветы. Голос у молодого итальянского тенора, и правда, великолепный. Только хотелось бы, наряду с привычными “La donna e’mobile” и “Nessun dorma”, услышать что-то не такое затасканное. А вот на концертах Николь Кэбелл всегда можно услышать малоисполняемые произведения. Я помню в ее исполнении песни Листа, греческие песни Равеля, песни “аргентинского Шуберта” Карлоса Гуаставино, отрывки из цикла “Мед и проклятие” Андре Превена. Помню с блеском исполненную “Библию спиричуэлз” - легендарную песню певца, композитора и педагога Эдварда Ботнера “O What a Beautiful City”, а также спиричуэл “Sometimes I Feel Like a Motherless Child”.

В планах у Николь Кэбелл – Мюзетта в Метрополитен-опере, концерты с Чикагским симфоническим оркестром и гастрольное турне с оркестром театра Ла Скала.

А что же остальные исполнители? Они все были хороши в профессиональном смысле, без явных провалов, но и без взлетов. В партии Дулькамары итальянский баритон Алессандро Корбелли продемонстрировал отличные приемы буффонного пения. Где он только не пел своего плута! Мадрид, Нью-Йорк, Лейпциг, Барселона, Сан-Франциско, Хьюстон – далее везде... На протяжении двух десятилетий Корбелли является признанным мастером итальянских комических опер. Интересно, что в сезоне 1991-92 годов в Лирик-опере он пел в “Любовном напитке” Белькоре. А я помню милые ребячества Корбелли в партии Дона Маньифико в “Золушке” Дж.Россини (постановка Ж.-П.Поннелля, Лирик-опера, сезон 2005-06 годов).

Партию Белькоре технично исполнил итальянский баритон Габриэле Вивиани. В прошлом – фаготист, он обратил на себя внимание благодаря победам на небольших вокальных конкурсах в Кальяри и Тревизо. Его американский дебют состоялся в прошлом сезоне в опере Сан-Франциско. Критики писали, что он стал достойным партнером Натали Дессей в совсем другой доницеттиевской партии – Энрико в “Лючии ди Ламермур”. Вивиани очень бережно относится к своему голосу. Он говорит: “Я пока не берусь за “Трубадура” и “Бал-маскарад”. До 2013 года мне хватит Белькоре и Малатесты (в “Дон Паскуале” Г.Доницетти)”.

Партию Джаннетты, подруги Адины, эмоционально исполнила молодая американская певица, студентка второго курса Центра оперного пения при Лирик-опере Анджела Маннино.

Отлично звучали хор (хормейстер - Дональд Налли) и оркестр Лирик-оперы. Дирижер – Бруно Кампанелла, признанный “маэстро бельканто”. В давнем интервью журналу “Opera News” дирижер признался, что сделал себе имя сам. Он продирижировал двумя операми Доницетти и решил, как сейчас говорят, “позиционировать” себя как специалиста в опере бельканто. Он отказывался от всех прочих предложений, говоря: “Вы понимаете, я специализируюсь в бельканто”. Постепенно он убедил в этом себя и других, но, что самое главное, действительно стал специалистом в этой области оперного искусства. Он дирижирует операми Россини, Беллини, Доницетти в Европе и Америке. Время от времени появляется в Лирик-опере. Конечно, в своем репертуаре. “Капулетти и Монтекки” В.Беллини, “Золушка” Дж.Россини, а теперь вот – “Любовный напиток”.

Режиссер спектакля итальянец Джулио Чазалетти начинал как актер в миланском “Piccolo Teatro”, участвовал в лучших спектаклях Джорджо Стрелера, в том числе в легендарной постановке 1947 года “Слуга двух господ”. После семи лет работы со Стрелером актер решил отправиться в “собственное плавание”. Он обратился к режиссуре и стал свободным художником. Среди постановок Чазалетти – оперы Монтеверди, Россини, Доницетти, Респиги, Прокофьева, Бриттена. Долгие годы режиссер был желанным гостем в Ла Скала. Его репертуар в миланском театре простирался от оперы Доменико Чимарозо “Il marito disperato” до “Сатирикона” Бруно Мадерны. В США Чазалетти известен, в основном, постановками на оперном фестивале в Сполето. Режиссер работал в оперных театрах Санта Фе, Далласа, Хьюстона и Сан-Франциско.

Возвращаясь к “Любовному напитку”, скажу, что, конечно, можно было придумать гораздо более интересное театральное решение спектакля. Ведь искрометная музыка Доницетти как бы подталкивает актеров к большей живости, подвижности, яркости. Из удачных эпизодов можно выделить остроумно обыгранную Баркароллу для двух голосов во втором акте оперы (почти по либретто: “Это лучшее, что мы слышали в опере”), сцену вербовки Неморино в армию (бурную реакцию зала вызвали слова Белькоре: “Присоединяйся к нам. Всего – двадцать скудо. Честь и слава включены”) и финал оперы, к которому, наконец-то, все разыгрались. Белькоре-Вивиани артистично соглашается с потерей любимой. “Мир полон женщин, и у меня их будут тысячи,” – поет бравый сержант. Дулькамара-Корбелли осторожно подходит к нему и напоминает: “Тебе понадобится эликсир любви”. Адина-Кэбелл остается с Неморино-Фильяноти, Дулькамара – с деньгами и уверенностью в том, что напиток работает, Белькоре – со своей самоуверенностью, а “колхозники и колхозницы” – с ощущением, что когда-нибудь они повторят судьбу главных героев. Изящная форма, немного сентиментальности, бравурный финал - все, как и положено в комической опере. Даже унылая в первом акте лошадка улыбнулась в финале и лукаво подмигнула зрителям.

Чикаго

На фото:
сцена из спектакля (Фотография предоставлена пресс-службой Лирик-оперы. Фотограф – Дэн Рест)

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Чикагская Лирик-опера

Театры и фестивали

Николь Кабелль

Персоналии

Любовный напиток

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ