В конце января я оказалась на Кубе, и в один из вечеров в Гаване отправилась на оперу "Тоска", которую ставили в Гран Театро де ла Гавана совместно с театром Южной Кореи. Лучший момент спектакля, вызвавший овации зрителей, можно посмотреть на YouTube.
На Кубе я прислушивалась к стенам: в некоторых домах играет классическая музыка. Музыку здесь любят: даже ночью в парке рядом с монументом Максимо Гомесу я слышала, как молодой человек играет гаммы на трубе.
Не так давно в рамках ежегодной Международной книжной ярмарки в гаванском «Гранд-театре» давали еще и русский балет. Для кубинцев это был реальный шанс увидеть «Щелкунчика» и «Жизель», ведь не факт, что кто-то из кубинцев когда-нибудь доберется до Большого или Мариинки.
«Тоску» здесь ярко поставили еще в ноябре - подавали в качестве десерта на Неделе, посвященной итальянской культуре. В этот раз оперу исполнял театр корейского города Тэджон (который был создан в пятом по величине мегаполисе Южной Кореи в 1988 году) в постановке режиссера Хуана Амана.
С иностранцев касса просит 20 кук (при курсе 1,22 кука за евро), но можно пройти и с кем-то из персонала, если знаешь испанский язык и способен договориться. Я выбрала последний вариант и за 10 куков сидела в партере. Поскольку многие любят ходить вечером на спектакли, цена на билет для местных стоит во много раз дешевле - 20 песо: это около 25 рублей. На обратной стороне билета, который мне не дали, было бы здорово нарисовать кофту с оленем: в зале не обойтись без теплого свитера - очень сильный сквозняк.
Маленький оркестрик (в составе человек 10-15 от силы) заскрипел, настраиваясь перед спектаклем, а я уже успела замерзнуть. Поднимается занавес ... на сцене практически нет декораций: в центре скромно висит полотно с Мадонной, напоминающей рафаэлевскую. По сравнению с постановкой в Большом, которая может развлечь зрителя визуально, здесь ты остаешься наедине с певцом, которому ни за какую ширму не спрятаться. Судя по отзывам иностранцев, оказавшихся в кубинской столице в этот период, по форумам (вначале многие сомневались, а стоит ли идти, ведь ничего нет хуже для театрала, чем плохой спектакль), тут не только опера, но и балет - прекрасный. Это неудивительно: балетную школу «Гранд-театра» до сих пор патронирует известная кубинская балерина Алисия Алонсо, которая за 50 лет в театре создала свои собственные традиции вращения и «па».
С 1915 года на сцене «Гранд-театра» прошло множество известных оперных постановок, театр набирал свои обороты, поэтому сейчас здесь никто ничего не доказывает, а к ариям относятся так, как и положено в оперном театре: публика их просто любит.
В зале за весь вечер не нашлось никого, кто стал бы омрачать себе вечер от недовольства оркестром. Общую канву мелодии оркестр под управлением корейского маэстро Джу Хюн Кима держит, и тут же собирается, если вдруг сбивается темп. Есть ощущение, что все необыкновенно стараются, и это отчетливо слышно в музыке не самых прекрасных (по качеству звука) инструментах. Зато кубинский хор, состоящий из десятка подростков, совершающих по сцене «песенный променад», вполне можно заслуженно покритиковать. Во-первых, за лоскутное исполнение. Лоскутное - это когда много голосов выбивается из общей музыкальной композиции.
Детские голоса, - это, конечно, прекрасно. Но еще лучше, когда дети не просто выходят на сцену что-то спеть, но и точно знают, как именно нужно спеть, откуда и куда при этом двигаться. Впрочем, это ведь дети. И дети эти - кубинские пионеры, которые ходят в одинаковой форме, по вечерам играют на улице в бейсбол, застенчиво улыбаются в ответ и покупают себе хот-дог только по выходным.
Но вернемся из кафе, где дети стоят в очереди за хот-догом, в зал имени Гарсии Лорки, где корейский театр совместно с кубинским исполняют «Тоску» и попробуем почувствовать его атмосферу.
Она тут удивительна. К счастью, здесь нет московских театральных контролерш, уставших от борьбы с наглостью зрителей, которые желают сесть не на свои места. Трех ярусов в театре хватает на всех: кто-то во время действия в порядке вещей может начать активно обсуждать оперу, все первое отделение подтягиваются девушки, громко цокая каблуками. Вдруг начинают лаять собаки с улицы, сначала это отвлекает, но поняв, в чем дело, все в зале друг на друга смотрят и улыбаются.
А опера идет: особенный восторг вызывает Тоска, сопрано Джи Ён Ли, она проживает роль страстно, до конца. У Джи Ён Ли сильный голос и приятный тембр, ее артистизм и харизма увлекают тебя. Зрители требуют бис прямо в середине спектакля, после хитовой Vissi d’arte. Нигде я не встречала такой ажиотаж у публики: после исполненной арии, которая получилась у Джи Ён Ли только со второго раза, - от волнения не пошел голос, - зал поднимается и, пребывая в состоянии экстаза, аплодирует стоя: кто-то зычно восклицает на весь зал «Grazia!». Джи Ён Ли смущенно благодарит и только тогда спектакль продолжается, постепенно набирая стремительную скорость развития событий.
Партию Каварадосси исполняет кубинский тенор Умберто Берналь и, бывает, перебарщивает в интенсивности звука: поддавливает на диафрагму, из-за чего звук получается неровным и слишком громким. Увы, такова особенность многих теноров, думающих только о штурме верхних нот, но техникой пения по-настоящему не владеющих.
А вот у корейского певца Дай Янг Пака, кажется, нет проблем. Он поет партию Скарпиа густым баритоном, не зажимая внутри себя ни звука, ни эмоций. При этом он высок, хорош собой и абсолютно органично смотрится рядом с главной героиней. Если при прослушивании в его исполнении знаменитых куплетов Тореадора внимательно присмотреться, можно заметить другую технику звукоизвлечения и освобождения мышц нижней челюсти. Она немного отличается от той, которую мы привыкли видеть на сцене Московской консерватории. С таким же особым положением поет и сопрано Джи Ён Ли…
Рядом со мной сидит небольшая компания кубинцев и грызет кукурузные хлопья, будто в кинотеатре: они рады, молоды, никто не делает им замечаний за поведение. Молодой человек знает каждую партию и тихо подпевает, ничуть не смущаясь, даже не подозревая, что может кому-то этим помешать... Гавана – мир непосредственности и открытых эмоций!