Ave Maria, gratia plena, Dominus tecum.
Benedicta tu in mulieribus, et benedictus fructus ventris tui, Jesus.
Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus, nunc et in hora mortis nostrae.
AmenРадуйся, Мария, благодати полная, Господь с Тобою.
Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас грешных, ныне и в час нашей смерти.
Аминь
Этот концерт изначально не задумывался как посвящение памяти Ирины Константиновны Архиповой. Но неумолимо-безжалостное время успело вынести свой роковой приговор – 11 февраля на 86-м году жизни великая русская певица покинула этот мир – и упомянутый концерт под названием «Ave Maria», организованный Академией хорового искусства имени В.С. Попова и состоявшийся на сцене Большого зала Московской консерватории, де-факто стал таковым. Программа в том виде, в котором она прозвучала 4 марта, была задумана и скомпонована профессором В.С. Поповым еще в 1996 году. Безусловно, в ней ему удалось органично соединить западноевропейскую и русскую духовную музыку и доказать, что различия в воплощении образа Богоматери в основном лишь только внешние, зиждущиеся на жанровых особенностях. Действительно, образ Девы Марии в обеих традициях демонстрирует высшее выражение мировой любви и гармонии: он обращен к природе человека, его способности пробуждать в себе всё самое лучшее.
В вокально-органно-хоровом вечере приняли участие Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова, солистка Большого театра России, лауреат международных конкурсов Динара Алиева (сопрано), Алексей Петров (дирижер), Любовь Венжик (партия органа) и Юрий Архангельский (соло на трубе). Концерт открылся исполнением «Адажио соль минор» Альбинони* для струнных и органа, которое, будучи лишенным звучания струнной группы, то есть своей подлинной музыкальной души, продемонстрировало лишь сухой и маловыразительный органный аккомпанемент. Такую интерпретацию единственного за весь концерт полностью инструментального номера следует признать всё же малоудачной. Зато чередующиеся католические и православные вокально-хоровые песнопения (в сопровождении органа и a cappella) выстроились в удивительно красивый и образно впечатляющий музыкальный ряд. Общее ощущение сопричастности к чему-то величественному и абсолютно вечному от номера к номеру развивалось по нарастающей: «Ave Maria» Баха – Гуно и «Под Твою милость» Чеснокова, «Ave Maria» Керубини и «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова, «Agnus Dei» Бизе и «Ангел вопияше» Мусоргского, «Ave Maria» Масканьи** и «Мати Божия» Чеснокова, «Ave Maria» Тости и «Достойно есть» Дмитриева. В заключительном блоке программы прозвучали «Ave Maria» Верди***, «Hallelujah» Генделя**** и «Ave Maria» Каччини. Последний номер даже пришлось бисировать, настолько восторженными были овации зрительного зала (хотя соло на трубе могло, со всей очевидностью, быть и значительно проникновеннее того, что мы услышали). Главный коллективный участник концерта – Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова – продемонстрировал высочайший класс ансамблево-слаженного музицирования: значимость прозвучавших хоровых страниц вечера нисколько не уступала уровню профессионального мастерства солистки.
Нынешний концерт-посвящение во многом символичен. Пять лет назад (12 апреля 2005 года) на этой же сцене Ирина Архипова выступила в качестве солистки вокально-органного вечера, где среди прочего репертуара исполнила две «Ave Maria» – Шуберта и Каччини. Тот давний концерт был посвящен 80-летию певицы, торжества по случаю которого тогда были приурочены не ко дню ее рождения в январе, а к апрелю (месяцу, в первый день которого состоялся дебют примадонны на сцене Большого театра). Выйти на концертный подиум в 80 лет – это уже настоящий артистический подвиг! Я хорошо помню свои ощущения от того вечера. Это был не просто концерт. Это был творческий итог необъятного множества вокальных жизней, что прожила артистка за полвека беззаветного служения Музе. А саму «земную жизнь» певицы, подлинную и прекрасную, просто нельзя было «отрецензировать» в рамках одного отдельно взятого концерта! Можно было лишь выразить чувства… Щемящие и величественные… Немного грустные и безусловно восторженные… Отчасти наполненные легким смятением и ощущением безвозвратности…
Помню, вся публика в едином порыве встала тогда, приветствуя певицу, теперь уже навсегда отошедшую в разряд легенд отечественной оперной сцены. Подспудно ощущалось, что этот вечер был концертом-прощанием, но верить в это совсем не хотелось, хотя именно так и случилось: это было последнее публичное выступление великой артистки. Глубоко символично и то, что именно в этом зале – Большом зале Московской консерватории – в феврале нынешнего года состоялась гражданская панихида, прощание с певицей. И именно отсюда великая артистка отправилась в свой последний путь. Думается поэтому, что флюиды самой идеи посвятить концерт 4 марта с тематическим названием «Ave Мария» памяти Ирины Архиповой впервые пронеслись в воздухе в тот самый момент. В связи с этим вспоминается и виниловый аудиоальбом советского времени с тем же названием «Ave Maria». Сборник записей «живых» выступлений певицы в залах Москвы, Ленинграда, Киева и Вильнюса в союзе с органистом Олегом Янченко стал мини-антологией жанра этого духовного песнопения и включил в себя произведения Шуберта, Листа, Керубини, Верди, Баха – Гуно, Луцци, Тости, Каччини, а также самого Олега Янченко. Однако программа обсуждаемого мартовского концерта, перекликаясь с перечисленными композиторскими именами, символична еще и тем, что православные хоровые песнопения, органично включенные в его ткань, словно постоянно напоминали публике, что Архипова, внеся неоспоримый вклад в мировое оперное искусство, прежде всего, была великой русской певицей.
В оформлении роскошно изданного буклета нынешнего концерта и конверта названного альбома фирмы «Мелодия» использована репродукция одной и той же картины («Мадонна Литта» Леонардо да Винчи): пусть и графический, но всё же связующий символ! Однако символичность обсуждаемого концерта заключена еще и в том, что после многократного исполнения программы в России, Европе, Америке и Японии и выхода в свет диска «Ave Maria», именно Виктор Сергеевич Попов, основатель Академии хорового искусства, пригласил Динару Алиеву на один из подобных концертов в Московском международном Доме музыки для исполнения с хором «Ave Maria» Каччини. Выступление было столь успешным, что после концерта маэстро, поздравив молодую певицу, воскликнул: «Эту артистку ждет большое будущее, она будет петь на лучших сценах мира!» Тот концерт 15 февраля 2008 года, как и концерт Ирины Архиповой 12 апреля 2005 года, стал последним выступлением Виктора Попова, которого через несколько месяцев после этого не стало. И вот уже нынешнее поколение артистов достойно продолжает исполнительские традиции, а пророческие слова дирижера относительно Динары Алиевой стремительно обретают реальные очертания.
После окончания Бакинской академии музыки в 2004 году Динара Алиева – солистка Бакинского театра оперы и балета, солистка Большого театра России, Михайловского театра в Санкт-Петербурге, Штутгартского оперного театра. В ее активе – участие в гала-концерте фестиваля «Крещендо» в парижском зале «Гаво» (2007), в «Русских сезонах» в Оперном театре Монте-Карло (2009), в концертном исполнении оперы Верди «Травиата» в Салониках, посвященном 30-летию со дня смерти Марии Каллас (2007), и в ежегодном концерте в Афинах в день памяти этой легендарной гречанки (16 сентября 2009 года), дебют в нью-йоркском Карнеги-Холл в рамках фестиваля «Музыкальный олимп» (2008), гастроли в Токио (2009). Широкий репертуар певицы включает главные сопрановые партии в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Моцарта, Верди, Пуччини, Леонкавалло, Шарпантье, Гуно и Бизе. В основе камерного репертуара исполнительницы – произведения Чайковского, Рахманинова, Шумана, Шуберта, Брамса, Вольфа, Вилла-Лобоса, Форе, Гершвина, сочинения современных азербайджанских композиторов.
Обладательница мощного, чувственного голоса, имеющего надежную техническую оснастку и полновесный тесситурный диапазон, на оперной сцене особенно хороша в ролях сильных и решительных героинь, но и в лирических партиях певица всегда находит нужные краски, умело, применяя технику mezza voce и поражая высоким уровнем певческой культуры и стилевого соответствия. Свои восторги в адрес певицы успели уже выразить Юрий Темирканов, Елена Образцова, Монтсеррат Кабалье и Тереза Берганца. Что и говорить: похвала таких признанных мэтров от музыки поистине дорогого стоит! Концерт «Ave Maria» в Большом зале Московской консерватории открыл новую грань дарования исполнительницы. Западноевропейские духовные песнопения – жанр, конечно, не оперный, но и традиционно камерным его не назвать. Экстатическая страстность и торжественность музыкально-интонационного воплощения подобного рода музыки должна сочетаться с непременной просветленностью чувства, высочайшим лирическим даром, тончайшими оттенками звукового посыла, уверенным ощущением фразы и стиля. Всё это нашло самое благодатное воплощение в интерпретациях Динары Алиевой. От номера к номеру зарабатывая творческие дивиденды, она окончательно завладела слушателями во время исполнения «Ave Maria» Каччини, хронологически самого раннего из представленных произведений (XVI век). Однако следует всё же обратить внимание и на три невероятно яркие концертные кульминации, которыми в трактовке певицы стали опусы Керубини, Масканьи и Верди. Когда интерпретация исполнителя и замысел композитора сливаются в единой музыкально-духовной гармонии, сердца меломанов наполняются светом, а на Небесах начинает петь хор Ангелов. Слушатели, пришедшие в Большой зал консерватории на концерт «Ave Maria», посвященный памяти Ирины Архиповой, однозначно поймут, что это не пустые слова, ибо каждый из них частичку Небесного хора Ангелов смог унести с собой в своем сердце.
Примечания:
* В свете последних исследований «Адажио» Альбинони – плод гениальной мистификации, а его авторство «под Альбинони» принадлежит Ремо Джадзотто (1910 – 1998) – итальянскому композитору и музыковеду.
** Вряд ли этот опус является оригинальным сочинением Масканьи, так как его аккомпанемент – переложение оркестрового интермеццо из оперы композитора «Сельская честь» (1890). По-видимому, именно по этой причине авторитетный сайт о творчестве Масканьи, признавая существование подобного опуса, не указывает ни года его «создания», ни даты, ни места «первого исполнения», ни автора текста.
*** Верди, буквально благоговея перед Данте, создает две небольшие пьесы на слова парафраз поэта из Библии – «Pater Noster» и «Ave Maria»: их совместная премьера состоялась 18 апреля 1880 года в Милане. По-видимому, обращение к Данте уже почтенному мастеру прибавило вдохновения перед написанием оперы «Отелло». Сходство музыки «Ave Maria» с молитвой Дездемоны из этой оперы несомненно.
**** Эта пьеса – номер для смешанного хора из англоязычной оратории Генделя «Мессия» (1741).
На фото:
Динара Алиева