Завершились гастроли Мариинской оперной труппы в Центре им. Кеннеди в Вашингтоне. Каковы же итоги? О них лучше всего судить по откликам зрителей. Мнения четко разделились. Одни испытали восторг от представившейся возможности (не частой для американцев) послушать музыкантов прославленного театра во главе со знаменитым Валерием Гергиевым. Другие же, напротив, остались неудовлетворенными, считая что «игра оркестра и пение не были равнозначными и ровными».
Судя по критическим заметкам, в Америке ожидали от нынешних гастролей большего. В этом контексте любопытно высказывание Анны Миджетт на сайте издательства «Вашингтон пост», по мнению которой, «Гергиеву приходится так часто и много выступать, чтобы заработать средства для театра, что у него просто не хватает времени поддерживать неизменно высокий уровень исполнения. Он, похоже, сделал выбор в пользу количества за счет качества». Как это отразилось на оперном искусстве, представленном Мариинским театром в Вашингтоне? Критик считает, что «Гергиев возвращает первоначальный смысл и значение оперы – прежде всего, забавлять публику, и лишь во вторую очередь - нести высокие смыслы».
Насколько справедливо такое суждение – пусть решают наши читатели.
Там 20 марта начались гастроли Мариинки, которые продлятся 8 дней. В рамках проходящего в Гонконге международного фестиваля оперная труппа дважды покажет оперу Бриттена «Поворот винта», а балетная труппа – пять представлений «Дон Кихота».
Завершат выступления театра два концерта оркестра театра под управлением Гергиева. Прозвучит музыка Вагнера, П.И.Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.
Королевская опера объявила в Лондоне о своих планах на сезон 2010-2011. Несмотря на кризис, посетителей Ковент Гардена ждут 10 премьер (!), пять обновленных и 14 восстановленных спектаклей. Мощная заявка!
Среди премьер – «Царская невеста», которая здесь будет поставлена впервые (апрель будущего года). Спектакль станет дебютным в этом театре и для британского режиссера Пауля Куррена (Paul Curran). Но сцене будут в основном русские солисты, в их числе - Марина Поплавская.
Русские голоса прозвучат и в других операх – Анна Нетребко («Манон»), Ольга Бородина («Адриана Лекуврер» и «Аида»), Дмитрий Хворостовский («Риголетто»). Объявленный список мировых звезд выглядит внушительно: А. Георгиу («Травиата», «Адриана», «Тоска»), Б. Терфель («Тоска»), И.Кауфман («Адриана», «Тоска»), Р.Аланья («Аида»), Р.Вийясон («Вертер»), П.Бечала («Ромео и Джульетта»), Карита Маттила («Тоска»).
Интерес вызывает новое произведение композитора Марка-Антония Тернейджа «Анна Николь» - об американской модели, скончавшейся в 2007 году в возрасте 39 лет. Мировая премьера состоится 17 февраля следующего года.
Это очень престижное в США состязание молодых вокалистов имеет более чем 50-летнюю историю. Финальный тур нынешнего конкурса прошел воскресным днем 14 марта на сцене Мета. Девять финалистов были отобраны из полутора тысяч претендентов. И только пять из них стали победителями, получили призы по 15 тысяч долларов каждый. Кто они, свежие голоса, новые имена? Рассказывает обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Энтони Томмасини.
Самый молодой из финалистов 22-летний Элиот Мейдор – «крепкий, но местами неуверенно звучащий голос». Блистательно спел каватину «Фигаро» из «Цирюльника» и сцену из оперы современного композитора Джона Адамса «Атомный доктор» («Doctor Atomic»).
Самая старшая по возрасту финалистка, 30-летняя сопрано Леа Кроччето, «произвела впечатление уже сложившейся певицы, обладательницы богатого, мягкого, большого диапазона голоса». Исполнила арии из «Эрнани» и «Ласточки» Пуччини.
25-летней Рейчел Виллис-Соренсен, возможно, еще предстоит выбрать для себя оперный репертуар. В финале она спела арию Эльзы из «Лоэнгрина» и «Сome Scoglio» из «Так поступают все».
Натаниель Пик из Техаса, 28-летний тенор, спел арии из «Макбета» и «Африканки» «аккуратно, осторожно, но вместе с тем достаточно экспрессивно».
Последняя из победителей, 25-летняя Голден Медоу заслужила самые дружные аплодисменты зрителей «сочным, чувствительным исполнением» отрывков из «Дон Карлоса» и оперы Барбера «Антоний и Клеопатра».
Все победители – американцы. Остальные финалисты, точнее финалистки - две из Южной Кореи, одна из Израиля и еще одна американка - остались без наград.
Председательствовала в жюри Мэрилин Хорн, заменившая в последнюю минуту Джойс ДиДонато, которая не смогла прилететь в Нью-Йорк из-за непогоды.
В теле и радиокорпорации Би-Би-Си завершается работа над программой из трех серий об итальянской опере. Вся ее история будет втиснута в три одночасовые серии: 1) от Монтеверди до Россини, 2) от Доницетти до Верди, 3) Пуччини и веристы.
Сериал предназначен не для экспертов, а для широкой аудитории, в том числе и тех, кто вообще имеет смутное представление об опере, говорит ведущий этой программы дирижер Антонио Паппано. Он проведет телезрителей по лучшим оперным театрам и городам Италии, где родились и творили великие композиторы и исполнители. Зрители услышат его беседу о Россини с Хуаном Диего Флоресом за ужином в Пезаро. Побывают на репетиции спектакля с участием Рене Флеминг. Их ждет еще много чего интересного. Программа носит просветительский характер.
50-летний А.Паппано родился в Лондоне, а воспитывался родителями-итальянцами в США. Несколько лет он возглавляет престижный Оркестр Академии Санта Чечилия, а недавно назначен новым музыкальным директором Ковент Гардена. В первой половине марта он дирижировал оркестром Королевской оперы в Вене. Музыканты его любят, в частности, за его демократичность. Это факт подтверждает журналист из «Санди таймс» Х. Каннинг: «Во время гастролей Паппано отказывается от роскошных отелей, предпочитая останавливаться в обычных гостиницах, вместе с оркестрантами. И вообще он – один из самых отличных парней в мире классической музыки».
Опера А.Бойто «Мефистофель» вновь звучит в Римской опере.
Когда-то она входила в число популярных опер, но в последние десятилетия - редкий гость в итальянских театрах. Почему? Итальянский критик Мауро Мариани объясняет этот феномен «вторичностью», «эклектичностью» музыки («местами напоминает Малера, фрагментами Доницетти, иногда Вагнера»), а прежнюю популярность относит в основном на счет блестящего исполнения главной роли знаменитыми басами.
По свидетельству Мариани, посетившего римскую премьеру, зритель скучал: «поначалу энтузиазма было хоть отбавляй, но от картины к картине аплодисменты звучали все слабее и слабее». Проблема в том, что на протяжении трех с половиной часов ничего интересного, по его мнению, на сцене не происходило. Авангардная сценография Андреа Mильо, несмотря на щедрое использование видео-эффектов, впечатления не произвела. Обозреватель так и остался в недоумении - воспринимает постановщик Филиппо Гривелли оперу Бойто всерьез или же намеренно выделяет, подчеркивает ее наивные, китчевые аспекты.
Что касается исполнения, то он отмечает «хорошо певшего» баса Анастасова (Anastassov) и сопрано Ниццу (Nizza), которой особенно удались лирические сцены. В целом все солисты были «на уровне», во многом благодаря дирижеру Ренато Палумбо».