Великая опера Беллини на сцене парижского театра «Шатле»

Великая опера Беллини на сцене парижского театра «Шатле»
Оперный обозреватель

В конце января 2010 года в Париже в огромном и красивом театре "Шатле", построенном в 1862 году архитектором Давью и прекрасно расположенном на берегу Сены напротив знаменитого собора "Нотр-Дам", состоялась премьера выдающейся оперы В.Беллини "Норма". Автор статьи заранее из Москвы заказал себе билет. Этот театр очень любит своих зрителей, независимо от того, откуда они приезжают. Это очень ценное качество, которое не всегда присутствует в парижских театрах.

"Норма" была создана композитором в 1831 году, и сразу была признана шедевром. Беллини был мастером бельканто, и его создания насыщены необыкновенно красивыми и выразительными мелодиями. Образец мелодики Беллини - знаменитая ария (каватина) Нормы - Casta Diva, которую пели и поют все великие певицы.

Ария звучит по радио и с экранов телевизоров, и, по существу, стала шлягером на все времена. Эта опера не так много ставилась в 19-м веке, но в 20-м стала необыкновенно популярной, которая приобрела вселенские масштабы, особенно, когда возникла звукозапись. Во второй половине двадцатого века появились певицы, голоса которых соответствовали требованиям композитора, а именно, у них было настоящее колоратурное сопрано – это Мария Каллас, Джоан Сазерленд и Монсеррат Кабалье. Эти примадонны пели в "Норме" многие годы и сделали многочисленные записи этой оперы с различными дирижёрами, обессмертив свои имена. Так что современным зрителям и слушателям есть с кем сравнивать новейших исполнителей, а поэтому каждая новая постановка этой оперы - смелый шаг, если не прорыв, любого коллектива.

И такой прорыв осуществил парижский театр "Шатле". Музыкальный руководитель и дирижёр постановки Жан-Кристоф Спинози, у которого много замечательных записей опер: Вивальди, "Волшебной флейты" Моцарта, "Севильского цирюльника" Россини и др. Многие его записи удостаивались международных премий. Спинози – кавалер французского ордена Искусств и литературы. У дирижёра свой оркестр, с которым он сотрудничает многие годы, - Ensemble Matheus. В постановке участвовал также хор театра "Шатле". Спинози - сторонник аутентичного исполнения старых опер, и его цель была исполнить "Норму" так, как её играли на премьере в 1831 году, поэтому был выбран именно этот оркестр, музыканты которого играют на старинных инструментах. Музыкальная часть постановки оказалась очень высокого класса. Главную партию пела замечательная американская певица с грузинскими корнями Лина Тетриани (настоящее имя Лина Тетруашвили - прим. ред.). Она училась в Джульярдской школе Нью-Йорка и пела во многих оперных театрах Европы. У неё крупный и красивый голос, который звучит довольно ровно во всех регистрах, и певица владеет им в совершенстве. Несмотря на драматизм и силу голоса, у Тетриани отличное пиано, и она умеет легко и непринуждённо петь колоратурные пассажи. Другую героиню – Адальжизу пела молодая шведская певица Паулина Пфайфер, которая училась пению в Стогольме. У неё настоящее сочное меццо-сопрано, которое просто летело в зал. Главного героя – Поллиона – исполнял австрийский певец с русскими корнями Николай Шуков (родился в Граце, учился в зальцбургском Моцартеуме, дебютировал в 1996 в Гельзенкирхене - прим. ред.). Артист имеет уже весьма большой опыт исполнения ведущих теноровых партий. У него крепкий тенор, которым он владеет отлично, и который позволил ему прекрасно справиться с этой труднейшей и коварной партией. Небольшую партию Оровезо – отца Нормы – спел молодой французский певец, бас-баритон Николас Тесте.

Режиссёр–постановщик спектакля – немецкий режиссёр Петер Муссбах (он же художник совместно с Д. Джукел), а костюмер (что важно для данной постановки) – Андреа Шмидт-Футерер. Постановщик Муссбах славится своими необычными, зачастую экстравагантными, постановками опер. Он начинал свою карьеру как ассистент великого Жана-Пьера Поннеля ещё в 1972 году, и в последующие годы поставил огромное количество спектаклей, а в 2002-2008 гг. был артистическим директором Немецкой оперы в Берлине.

С первого взгляда действие "Нормы" проходит в цирке. И на фоне настоящих цирковых представлений с участием хористов оперы кипят нешуточные человеческие страсти: Норма и Адальжиза выясняют свои отношения с молодым героем Поллионом. Оригинальное содержание оперы – борьба галлов и Рима, роща друидов, жрецы и их роль в жизни Галлии – всё это ушло на задний план. А личные взаимоотношения героев вышли на первый план. Но у режиссёра есть по этому поводу определённый замысел: какие-то высшие силы давят на людей всё больше и больше (в глубине сцены огромный шар, который непрерывно увеличивается)… и люди сходят с ума. Таким образом, действие оперы по Муссбаху происходит в сумасшедшем доме, а все герои оперы безумцы, и поэтому хор, якобы, и участвует в цирковых представлениях. Но в поведении героев оперы ничего безумного нет. Вот такое сценическое несоответствие или, если хотите, контраст. По замыслу Беллини это сочинение о человеческих страстях, связанных в узел с борьбой Галлии за свою независимость от Рима, а режиссёр придал действию какие-то вселенские страсти. Нужно ли это?.. Ответом как бы является сама постановка!

В спектакле Норма - блестящая женщина, появляющаяся на сцене в роскошной шубе, которую небрежно бросает на пол, на ней красивое платье и чрезвычайно модная причёска, её дуэты с Поллионом полны страсти и драматизма. В их отношениях наступил кризис, и ни один из них не уступает. Драматизм их пения и сценического поведения усиливается с каждой новой сценой. Единственная странность - это одежда Поллиона. Он в брюках золотистого цвета, но без рубашки. А Адальжиза – милое, очаровательное создание. Она скромно одета и просто причёсана, и вид у неё простушки. Так режиссёр противопоставляет двух женщин-соперниц в любви. Дуэт Адальжизы и Поллиона очень нежный, лирический, и девушка готова уступить домогательствам Поллиона, но, узнав, что у него и Нормы есть двое детей, сразу меняет стиль своего поведения, что выражается даже в интонации пения, и покидает Поллиона. Этот жизненный треугольник ярко показан сценически (в повседневной жизни такое бывает очень часто!).

Пение героев в этой весьма необычной постановке производило неизгладимое впечатление – прекрасная вокализация, никто из певцов не форсировал звук, и мелодии Беллини просто текли в зал. Оркестр очень тонко сопровождал пение вокалистов. Акустика в театре превосходная. И смотреть оперу было интереснее любого триллера, так как всё время ждёшь чего-то необычного. Хор в спектакле был подобен хору в древнегреческих трагедиях, и для него были придуманы логически простые построения на сцене, отражавшие настроения героев спектакля. Пение хора было также замечательным, а к цирковым сценам к концу спектакля уже привыкаешь, и это уже не так раздражает.

Соединение гениальной музыки, прекрасного пения и своеобразия постановки сделало "Норму" в театре Шатле событием оперного сезона в Париже. С точки зрения автора статьи, посмотревшего семь спектаклей за две недели, "Норма" – наиболее неординарна среди них.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ