10 апреля 1990 года в Москве на улице Большая
Никитская, 19/16, был сыгран первый спектакль
молодого московского театра «Геликон-Опера»Преамбула юбилейного буклета фестиваля
«Музыка XX века – Геликону XX лет».
Москва, апрель 2010 года
Если читатель считает, что у автора этих строк «поехала крыша» и вместо рожденного в «муках творчества» названия его скромного труда он должен был написать «“Образцовая опера. Вампука, невеста африканская” Владимира Эренберга», то читатель будет прав лишь формально.
Речь, конечно же, пойдет именно об этом «уникальном» в своем роде сочинении Эренберга, хлестко, смешно, но абсолютно беззлобно пародирующем нелепость классического оперного жанра как такового, его архаическую условность и кочующий из произведения в произведение типичный набор оперных штампов. Однако несмотря на то, что «Вампука» стала сердцевиной фестиваля «Музыка XX века – Геликону XX лет», приуроченного к славному юбилею театра, нас в данном случае будет волновать не столько сама эта опера, сколько детективная история, связанная с ее геликоновской премьерой.
В предвкушении встречи с «музыкальным прекрасным» ваш покорный слуга на сайте театра, прежде всего, добросовестно изучил программу юбилейного фестиваля и, в особенности, – информацию, связанную с включением в нее «Вампуки» Эренберга. Изучив, я был немало удивлен тем обстоятельством, что эта опера не анонсировалась как премьера. Конечно, спектакль не нов, однако его московская премьера состоялась не в «Геликон-Опере», более того, труппа этого театра, то есть солисты, хор и оркестр, к давнему спектаклю не имели ровно никакого отношения. Имел оное лишь один Дмитрий Бертман (главный геликоновский режиссер-постановщик), выступавший тогда в команде с Андреем Климовым (сценографом и художником по костюмам), Дамиром Исмагиловым (художником по свету) и Виталием Выгузовым (балетмейстером). А поставлен спектакль был в Центре оперного пения Галины Вишневской ровно пять лет назад со своими собственными солистами, хором и оркестром. Другое дело, что и постановкой 2005 года в Центре Вишневской, и юбилейным фестивальным спектаклем 2010 года – уже геликоновским! – дирижировал Владимир Понькин. К тому же просто весьма удачно так совпало, что бывшие солисты Центра Инна Звеняцкая и Алексей Тихомиров, участвовавшие в старой постановке, стали затем солистами «Геликон-Оперы».
Так что по всем признакам подспудно складывалась «революционная ситуация». Вполне реальным (или, говоря на современном сленге, «чисто конкретным») представлялся тот шанс, что в качестве апофеоза мог «забрести на огонек» и сам Призрак «мирного перекочевывания» оригинальной продукции Центра Вишневской на сцену «Геликон-Оперы». Придя на спектакль 10 апреля в «Геликон-Оперу» на Арбате и взяв в руки специально изданный по случаю юбилея и фестиваля буклет, я сразу же нашел в нем, с одной стороны, подтверждение своего «апрельского тезиса», с другой, вполне цивилизованное «разруливание» противоречивой ситуации. Сам буклет, напечатанный заблаговременно, узлового противоречия в моем журналистском «расследовании» не просто не снимал, а всё еще больше запутывал. Временем премьеры «Вампуки» на страницах, отведенных этой опере, был указан 2005 год (причем, можно было понять, что речь идет о премьере в самой «Геликон-Опере»!). Однако в сводном репертуарно-хронологическом списке премьер театра год 2005-й для «Вампуки» уже не значился, а ее премьера прямиком перекочевала в 2010-й! В итоге истину прояснила закладка, специально допечатанная позже и вложенная в буклет. В ней наконец-то официально подтверждалось, что в 2005 году Дмитрий Бертман поставил «Вампуку» именно в Центре Вишневской, а с сезона 2009/2010 спектакль является совместной продукцией обеих юридических сторон. Здесь же «Геликон-опера» выразила огромную благодарность Центру оперного пения Галины Вишневской, лично Галине Вишневской и директору Центра Елене Опорковой за возможность совместной работы. Итак, справедливость восторжествовала, а постановка Бертмана, давно исчезшая из репертуара Центра Вишневской, наконец, обрела свою вторую, хотя и однозначно премьерную жизнь, ведь до этого труппой «Геликон-Оперы» она никогда не исполнялась!
С поднятием занавеса неожиданно выяснилось, что далеко не всё так просто и что журналисту-«детективу» есть еще над чем призадуматься. Спектакль Бертмана 2005 года был двухслойным: первый пласт выдерживался в помпезно-роскошной классической манере, второй – в стиле «модерн» и агрессивной эстетике эстрадного шоу или мюзикла. К моему удивлению, два фестивальных спектакля 10 и 11 апреля включали в себя лишь пласт классики, но это, как оказалось, было обусловлено лишь стремлением вдоволь «оторваться» на этом юбилее. 10 апреля мне досталась «Вампука»-капустник – опус, в котором номера партитуры перемежались музыкальными поздравлениями от ряда столичных музыкальных театров. На следующий день ситуация изменилась лишь в том смысле, что вставные номера юбилейного капустника исполнялись самими геликоновцами. Похоже, что подхватив зарубежную традицию вставных номеров на балу у князя Орловского и неоднократно успешно реализовав ее в «Летучей мыши» собственного производства, Дмитрий Бертман решил основать заодно и российскую традицию «вампучного» капустника.
Дальнейшее «расследование» показало, что согласно планам следующего 21-ого сезона «Вампука» снова должна войти в репертуар своим полноценным дуплетом, а значит – как бы это ни забавно звучало! – вторую стадию подновления спектакля опять можно будет трактовать как еще одну очередную премьеру. Собственно, так это и предполагается… Кстати, на сайте театра представлен именно двухактный синопсис, соответствующий первоначальному музыкальному дуплету (что очень кстати, так как в программках Центра оперного пения Галины Вишневской краткое изложение содержания просто отсутствовало: и так всё было понятно, на самом деле – не понятно ничего, но, собственно, пародия на оперу к этому ведь и стремилась!). И всё же образцовое содержание «Вампуки» в редакции театра «Геликон-Опера» настолько «живописно» и остроумно, что сей документ просто заслуживает право на обнародование.
Акт I (atto classico). Сюжет «Вампуки» относится к числу вечных сюжетов, которые никогда не перестанут тревожить сердце настоящего любителя оперы. По африканской пустыне скитается невеста Вампука. Чья невеста – неизвестно, просто невеста. Ее разыскивает войско эфиопов, ибо Страфокамил – царь шаляпинского размаха – пожелал сделать Вампуку своей женой. Благородный старец Меринос, тоже царь, только тайный, указывает прекрасной Вампуке место, где похоронен прах ее несчастного отца, и велит плакать. Вампука плачет и от непосильных страданий падает в обморок. Ради ее спасения молодой Лодырэ полон решимости бежать за стаканом воды... Вампука приходит в себя, следует классическая сцена узнавания ею Лодырэ. Герои изливают взаимные чувства в лирическом дуэте. Но эфиопы не дремлют, они стремительно и неумолимо приближаются. Следует образцовая сцена погони. Она увенчивается полным успехом: ненавистный Страфокамил называет Вампуку своей женой, которой остается только констатировать сей прискорбный для нее факт. По знаку царя начинаются эфиопские игры и пляски. Под видом певца на праздник проникает Лодырэ, но Страфокамил разоблачает его и хочет казнить. Покой эфиопов неожиданно нарушен. Их завоевывает Меринос, который приходит к решению вместо Лодырэ казнить Страфокамила. Все славят героя.
Акт II (atto moderno). Вновь на сцене восхитительная Вампука, молодой и прекрасный Лодырэ и ужасный Страфокамил, а также Меринос, Жрец, хор, балет… История продолжает развиваться, приобретая еще больший трагический размах, но опытный зритель без труда разберется в водовороте событий и без помощи краткого содержания.
Напротив, совокупное содержание двух гипотетических актов, обозначенных в буклете фестиваля, составляет лишь первый (классический) дубль. Оно и понятно: фестивальный празднично-юбилейный вариант предполагался и стал именно таковым. Если отделить зерна от плевел, отбросив все «капустные» вставки, то, по сравнению с классическим дублем образца 2005 года, в новом (геликоновском) спектакле сразу же не преминули проступить черты «фирменной» брутальности, свойственной геликоновскому почерку вообще (счастливых исключений гораздо меньше, но они есть!) и режиссуре Бертмана в частности. Вроде бы, на первый взгляд, всё то же самое, но если спектакль Центра Вишневской был мил, забавен, но не вульгарен, то «новая» продукция «Геликон-оперы» отчетливо балансирует на грани зажигательного остроумия и банальной вульгарности (так и хочется сказать – «вампуки»!), хотя первого всё же побольше: просто foul play в опере – да и только! Такое положение вещей во многом было предопределено и сменой балетмейстера-постановщика (теперь это Эдвальд Смирнов), но право, лучше бы уж и не меняли! Да и Дмитрий Бертман в стенах своего родного театра, конечно же, не преминул «разойтись по полной»: 20-летний юбилей театра всё же! Но даже пародия на оперу должна быть вдумчивой и стильной: разухабистый чрезмерный гротеск ей совершенно не к лицу! Но, впрочем, широкой публике это нравится – широкая публика за это и любит своего великолепного Диму – Дмитрия Александровича Бертмана. Вот и получается, что как сама красота, так и гипертрофированная любовь к этой красоте суть поистине страшные силы…
В день рождения театра в образе неувядающей Вампуки предстала колоритная примадонна Инна Звеняцкая. Бестолкового увальня Лодырэ изображал суровый и «непробиваемый» тенор Дмитрий Пономарев. Изрядно подвыпившим и добрым «злодеем» Страфокамилом стал очаровательный в своей комичности Михаил Гужов. Петр Морозов, наоборот, воплотил типаж злого «добряка» Мериноса, в результате всех завоевавшего и неожиданно соединившего Вампуку с Лодырэ – примадонну с тенором – в счастливом хеппи-энде. Творческий юбилей – субстанция, по сути своей, провокационная. Несомненно, поддался на «провокацию» и Дмитрий Бертман, но, наверное, в юбилей созданного им театра, без которого сегодня уже невозможно представить облик современной музыкальной Москвы, главный режиссер может выделывать на его сцене всё, что угодно, поэтому не будем кидаться на него за это с кулаками – лучше дождемся осенней «премьеры», полноценного спектакля-дуплета, не отягощенного «капустной чепухой». Возможно, тогда у критика и появятся основания для иных суждений.
На фото:
Вампука - Инна Звеняцкая, Лодырэ - Дмитрий Пономарев (фотография
Олега Начинкина)