Полдень. Суббота. Время ланча. Столики около ресторана на авеню Пенсильвания заполнены до отказа. Внезапно появились странные люди. Один из них – в одеянии призрака. Другой – в средневековом костюме и с черепом в руках. Вскоре все разъяснилось. Прозвучало «Гамлет» и начался пятиминутный музыкальный скетч с фрагментом из оперы Тома и завершившийся всем знакомой застольной из «Травиаты». Созданная Пласидо Доминго Молодежная программа Вашингтонской национальной оперы проводит смелый эксперимент, выступая в публичных, многолюдных уголках столицы и за ее пределами с короткими оперными скетчами, которые собирают сотни прохожих и зевак.
Пятидесятилетняя Мег Дантон в интервью корреспонденту газеты The Washington post, отметила, что совершенно случайно оказалась среди зрителей, идя мимо по своим делам: «Никогда ранее не была в оперном театре, и мне очень понравилось то, что увидела и услышала».
Эмили Албринк, 28-летняя сопрано, завершающая стажировку в Вашингтонской опере, поначалу была настроена скептически, но уже после первых мини-представлений изменила свой взгляд: «Большинство людей полагают, что опера есть нечто недосягаемо высокое, к тому очень дорогое зрелище для избранных. А здесь они видят нас - молодых артистов, отнюдь не небожителей, и проникаются совсем иными чувствами по отношению к этому виду музыкального искусства». Среди участников – стажеры из Украины, баритоны Алексей Богданов и Александр Пушняк. Кстати, скетчи выполняют и рекламную функцию. В эти дни в театре идет «Гамлет» Тома. Цена на билеты начинается от $50.
Знаменитый канадский тенор с триумфом спел в начале мая в Далласе заглавную партию в опере современного американского композитора Джейка Хегги (Jake Heggie) «Моби Дик» по известному одноименному произведению Мелвилла.
Готовясь к премьере, он столкнулся с серьезной проблемой. Его герой – одноногий морской капитан. Еще до начала первых репетиций администрация театра заботливо прислала на дом певцу два костыля и деревянный протез. Для тренировки. Соседи с изумлением наблюдали, как Хэппнер старательно овладевал на задней лужайке дома искусством передвижения на костылях. «Они подумали, что я сошел с ума, - со смехом вспоминает он, - Я и сам так решил, в конце концов, и отправился к психотерапевту. После его сеансов мне показалось, что я вообще больше никогда не смогу ходить».
Как известно, певец весьма тучен и передвигаться с помощью костылей, на одной ноге, для него – сущее мученье. Режиссер спектакля как смог уменьшил его страдания, ограничив движение тенора по сцене до минимума. По мнению критиков, Хеппнеру удалась одна из лучших, вершинных ролей в его большой карьере.
Вообще спектакль вышел на славу. Достаточно сказать, что постановку перенесут на свои сцены оперные театры Сан-Франциско, Сан-Диего, Лос-Анджелеса, Калгари и Австралии. Правда, сам певец ограничит свои выступления только Сан-Франциско. Все-таки петь на одной ноге, хотя и с подпорками, ой как не просто!
С 29 мая по 26 июня Опера Лос-Анджелеса трижды исполнит амбициозную дорогостоящую (32 миллиона долларов) и давно разрекламированную постановку тетралогии вагнеровского Кольца. Репетиции идут полным ходом. И вот, когда до первого спектакля остались считанные дни, разгорелся скандал.
Британский тенор Джон Триливен и американская сопрано Линда Ватсон, занятые в ведущих партиях Зигфрида и Брунгильды, публично заявили протест против «порочной и опасной для здоровья певцов режиссуры» Ахима Фрайера. 76-летний немецкий режиссер известен в Европе как автор авангардистских постановок. Он и здесь, в Америке, не отступил от своего стиля, который он сам характеризует как «художественно-визуальный». Карьеру в театре он начинал как художник.
На что жалуются солисты? На неимоверно большие маски, которые затрудняют игру и пение (один из солистов покинул репетиции по причине, что за маской его никто не услышит). На громоздкие костюмы, сковывающие движения. На неестественные позы, которые постановщик навязывает певцам (Bатсон: «он вынуждает меня играть со свернутой шей, что очень болезненно, когда долго поешь в таком положении»).
Главная же претензия – крутой наклон сцены под углом 14% по направлению к залу, оправдываемый постановщиком желанием «обеспечить каждому зрителю полный обзор». Когда Трелевен во время репетиции «Заката богов» потерял равновесие, упал и ушиб колено, администрация пришлепала к сцене мини-платформы, дабы солисты и хор чувствовали себя устойчивей.
Не названный источник в кругах театра заявил корреспонденту газеты The Los Angeles Times, что возмущенных постановкой среди артистов немало, хотя открыто свое недовольство выразили только двое.
А что же Пласидо Доминго – инициатор и вдохновитель тетралогии, которого пресса уже укоряла за неоправданно высокие расходы на постановку? Находясь эти дни в отъезде, он распространил заявление, в котором, в частности, говорится: «Видение партии певцом не обязательно совпадает с интерпретацией режиссера. Это обычная ситуация, где нет ни правых, ни виноватых. Мне нравится интерпретация Кольца Фрайером, хотя в своей жизни я много раз спорил постановщиками».
Забастовка парализовала работу многих театров Италии. Певцы и музыканты Ла Фениче присоединились к тысячам своих коллег, протестуя против чрезвычайных мер экономии, вводимых правительством, которые, в частности, предусматривают серьезные ограничения зарплат. Один из премьерных спектаклей был отменен. Мэр Венеции Джорджо Орсони заявил, что решение правительства о сокращении расходов угрожает самому существованию оперного театра. В заявлении для прессы он, в частности, сказал: «цивилизованное общество не может пренебрегать своими историческими и культурными корнями» и подчеркнул, что предложенная властями реформа может убить Ла Фениче. Глава города также отметил, что «всегда можно найти пути оптимизации театральных бюджетов, не прибегая к драконовским жертвам», предлагаемым правительством.
Выставка и аукционная продажа рисунков знаменитых кутюрье открылась в Нью-Йорке. Тема – костюмы оперных персонажей. Выставка ежегодно организуется Городской оперой. Свои эскизы специально для выставки готовили и выставляли Билл Бласс, Версаче, Блажник, Зак Позен, другие дизайнеры одежды мирового уровня. И в этом году созвездие топ-модельеров представительно: Виктория Барлетт, Петер Сом, Бехназ Сарафпур, Нарцизо Родригес…
Все это мероприятие носит исключительно благотворительный характер. Посетителям выставки, приобретшим билеты, сопоставимые по стоимости с билетами на большую оперную премьеру, предлагаются напитки и закуски, вкушая которые они могут полюбоваться на эскизы костюмов, часто очень экзотичные. Доходы от продажи билетов и экспонатов идут в кассу организатора, в первую очередь на покрытие нужд костюмерной части Нью-Йорской городской оперы.
В интервью для агентства Рейтер, данном несколько дней назад, сразу после сольного концерта в Катаре, Пласидо Доминго сказал, что чувствует себя превосходно после перенесенной им ранее в этом году хирургической операции: «Я счастлив, что голос вернулся, и пока позволяет здоровье, я буду петь». В городе Доха певец исполнил «Антологию сарсуэлы» для 4 000 поклонников его таланта. Это его вторая в жизни гастроль в страны Персидского залива.
Говоря о сарсуэле, - вокальном жанре, взращенном народными музыкальными традициями Испании, он отметил: «Эта музыка всегда со мной. На ней я вырос. И всегда включаю в концертные репертуары. Замечательно, когда я могу целиком формировать программу из арий и отрывков из сарсуэл».
Что касается классического оперного репертуара, то Доминго затрудняется назвать любимую партию. «Это сложно сделать, имея за плечами столько спетых опер». Он все же склоняется, что партия Отелло в одноименной опере Верди более всего приближается к этому определению.