Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Оперные театры — детям (к Дню защиты детей)

Михайловский театр открыл свой закулисный мир для маленьких зрителей. На встрече с Бароном фон Камертоном в гостях у оперы малыши знакомились с театральными воплощениями голосов: с самым низким голосом — басом, с тенором, следом на сцену выходили баритон, сопрано и меццо. Рассказ о том, как рождается спектакль, сопровождался музыкальными иллюстрациями, играми, шутками и загадками. Веселый, сказочный Барон приоткрыл многие тайны театральной кухни — от сложных музыкальных терминов до реквизита и грима.

Со знанием дела малыши активно отвечали на вопросы, в отличие от них взрослые далеко не всегда могли похвастаться такой музыкальной эрудицией.

А на днях в Михайловском театре прошла премьера детской оперы «Великан». Эту оперу Сергей Прокофьев придумал и написал, когда ему было 9 лет, под впечатлением услышанных в Москве «Фауста» и «Князя Игоря». Он сам придумал сюжет и вскоре показал маме свои музыкальные наброски. К её удивлению, всё оказалось складным и даже занятным. Вскоре состоялось исполнение первого акта «Великана» под управлением и при участии автора в доме родственника Раевского. После этого родители помогли Сереже начать профессионально заниматься музыкой. Хотя в архивах сохранилось всего 12 нотных страниц, через 110 лет «Великана» удалось возродить для сценического исполнения. Написанное для пения с фортепиано, детское сочинение Прокофьева реконструировано и оркестровано Сергеем Сапожниковым. Постановщик спектакля — Аркадий Гевондов.

Пермский театр оперы и балета представил уникальный проект - оперу «Князь Игорь» А. Бородина с участием двухсот шестидесяти школьников - учащихся пермской школы №9 им. А.С.Пушкина. Ребята вышли на сцену вместе и наравне с солистами и хором театра. При полном зале в костюмах, сшитых к этому событию в соответствии со стилистикой спектакля, юные артисты, поддерживаемые профессионалами, исполнили хоровые партии. В соответствии с образовательной программой «К вершинам музыкального искусства», действующей в этой школе уже около 10 лет, ребята изучают мировую музыкальную культуру и имеют возможность знакомства с шедеврами мировой оперы в качестве слушателей и, самое главное, в качестве исполнителей.

Teatro Colon вновь открылся после 4-летнего перерыва

В этом году Латинская Америка празднует 200-летие освобождения от испанского колониализма. Во всех странах континента эта дата отмечается со свойственным латиноамериканцам темпераментом и размахом. Пик торжеств пришелся на столицу Аргентины, где в торжественной обстановке вновь открыл свои двери театр Колон. Театр был построен в 1908 году, на волне экономического бума (экспорт зерна и мяса) и довольно быстро превратился в культурный и социальный центр страны, гордость и символ столицы, в один из самых знаменитых оперных театров мира. Его масштабы впечатляют: 2 487 мест, 7 уровней лож и балконов. Причем последний балкон, по нашему «галерка», не случайно носит название «рай» - здесь дешевые билеты и самый лучший звук. Акустика в театре великолепна. В немалой степени она определяется материалом, который использован для набивки кресел - волос конских хвостов.

За сто лет театр изрядно обносился и требовал ремонта. Первоначально его планировали провести за два года. В реальности срок удвоился. Знакомая москвичам картина.

В день открытия прозвучала «Богема».

Скандальную «Тоску» Бонди увидят миланцы

На сайте миланского театра Ла Скала появился анонс нового сезона 2010-2011, который включает 20 наименований – 16 опер и 6 балетов. Театр обещает 10 премьер, в числе которых – не часто исполняемая «Дева озера» с Диего Флоресом в труднейшей даже для россиниевского репертуара партии короля Якова V (Уберто) и Роберто Аббадо за дирижерским пультом. Также в афише – по традиции сдвоенные в одном вечере «Сельская честь» и «Паяцы», «Аттила» с Фурланетто, «Арабелла» Р.Штрауса, «Кавалер розы» с Дж.Ди Донато…

Как всегда много приглашенных дирижеров: Гатти, Хардинг, Гергиев, Луизотти, Алессандрини, Джордан, Дудамель. Нет недостатка и в мировых мастерах вокала: Альварес, Кауфман, Кура, Терфель, Папе….

Обращает внимание, что миланская опера решила позаимствовать у Мета «Тоску» Люка Бонди, возможно, соблазнившись шквалом критики, который обрушился на этот скандальный, в общем, далеко не выдающийся, но зато прогремевший на весь мир спектакль. Может быть, театру остро не хватает публичного внимания?

Opera by You – первый проект по созданию оперы в Интернете

Савонлиннский оперный фестиваль запускает уникальный проект, благодаря которому любой человек может стать участником создания оперы. Сетевое сообщество будет создавать оперу от начала до конца: писать музыку и тексты, осуществлять постановку, создавать костюмы и декорации.

Сам фестиваль, в свою очередь, предоставит в распоряжение проекта труппу солистов мирового класса, хор в составе 80 человек, симфонический оркестр и все необходимые административно-технические ресурсы. Мировая премьера созданной сетевым сообществом оперы состоится на оперном фестивале летом 2012 года.

«Традиционно сочинение либретто и музыки к опере происходит с участием лишь нескольких человек, то же самое касается и ее визуального оформления. Теперь мы хотим с самого начала вовлечь большое количество людей в уникальный творческий процесс. Я уверен, что проект позволит привлечь новых людей в богатый и красочный мир оперы», – говорит директор Савонлиннского оперного фестиваля Ян Хултин.

Сетевому сообществу будет оказывать поддержку группа профессионалов оперного искусства. Идея создания оперы в сети разработана и реализовывается при участии рекламного агентства hasan & partners. Главные партнеры проекта – газета Helsingin Sanomat и компания Nokia.

Все желающие могут принять участие в создании оперы, зайдя на сайт www.operabyyou.com (на финском и английском языках). На этом сайте размещены и материалы для СМИ.

Дополнительную информацию предоставляет Тийна Олкконен, директор по маркетингу
Тел. +358 40827 8844, tiina.olkkonen@operafestival.fi

Нью-Йоркский филармонический смело экспериментирует

Один из признанных грандов музыкальной Америки, Нью-Йоркский филармонический оркестр представил оперу скончавшегося в 2006 году венгерского композитора Дьёрдя Лигети «Великий Мертвиарх» (фр. Le Grand Macabre, лучше перевести как «Великий и ужасный», иногда переводят как «Великий мертвец») по драме Мишеля Гельдерода. Это не традиционное концертное исполнение, но претензия на полномасштабную постановку, с костюмами и мизансценами.

Сюжет оперы – абсурдистская фантасмагория из рода «ужастиков», воссоздающая апокалипсическую картину мирового хаоса. Некий тиран, Некроцарь, символизирует собой смерть, грозит лишить жизни всех окружающих в полночь. Впрочем, в финале никто не погибает, кроме самого чудовища, проваливающегося под сцену, надо думать - в ад.

Опера исполняется на английском языке, причем в тексте попадаются и неприличности. Представление явно рассчитано на взрослую аудиторию, охотно клюющую на провокативное, скандальное зрелище. Что, в общем, совсем не характерно для респектабельного, достопочтенного музыкального коллектива, коим всегда представлялся Нью-Йоркский филармонический. Но меняются времена, меняются и руководители. Нынешний главный дирижер Алан Гилберт (Alan Gilbert) полагает необходимым разнообразить постный репертуар, добавив горчинки и прочих специй.

Премьера этого произведения состоялась в Стокгольме в 1978 году. Опера пользовалась успехом на фестивале в Зальцбурге в 1997 году (дирижер Э.-П. Салонен, режиссер П.Селларс). И теперь вновь возвращается Европу с Нью-Йорским филармоническим оркестром, которому предстоят летние гастроли в Париже, Гамбурге, Стокгольме. «Великий и ужасный», видимо, послужит острой приправой к «постным блюдам» Чайковского и Малера, обеспечивая полные залы и хорошую кассу.

В возрасте 83 лет скончалась немецкая сопрано Аннелизе Ротенбергер

А. Ротенбергер* пела в лучших театрах мира, включая Мет и Ла Скала. В последний раз вышла на сцену в конце восьмидесятых годов, когда ей поставили раковый диагноз. Она успешно вылечилась, но уже не вернулась в театр. В одном из интервью признавалась: «Встречая меня на улице, люди говорят: «как вам не стыдно перестать петь». Мне кажется, они бы предпочли говорить: «эта старуха все еще поет!».

Помимо театральной карьеры она часто выступала в музыкальных программах телевидения, вела собственную телепередачу, охотно снималась во множестве музыкальных фильмов.

Умерла в результате быстротечной болезни в своем доме в Швейцарии.

Примечание редакции:

А. Ротенбергер родилась в 1926 году (по другим сведениям в 1924) в Мангейме. Дебютировала на оперной сцене в 1943 в Кобленце. Выступала в Венской опере с 1953, Зальцбурге с 1954. В 1960 пела в Ла Скала, в том же году дебютировала в Метрополитен (Зденка в «Арабелле» Р.Штрауса). Участница мировых премьер опер «Пенелопа» Либермана (1954, Зальцбург), «Мадам Бовари» Зутермейстера (1967, Цюрих) и др. Гастролировала в СССР (1970). Автор автобиографической книги «Мелодии моей жизни» (1972).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ