Михайловский театр открыл свой закулисный мир для маленьких зрителей. На встрече с Бароном фон Камертоном в гостях у оперы малыши знакомились с театральными воплощениями голосов: с самым низким голосом — басом, с тенором, следом на сцену выходили баритон, сопрано и меццо. Рассказ о том, как рождается спектакль, сопровождался музыкальными иллюстрациями, играми, шутками и загадками. Веселый, сказочный Барон приоткрыл многие тайны театральной кухни — от сложных музыкальных терминов до реквизита и грима.
Со знанием дела малыши активно отвечали на вопросы, в отличие от них взрослые далеко не всегда могли похвастаться такой музыкальной эрудицией.
А на днях в Михайловском театре прошла премьера детской оперы «Великан». Эту оперу Сергей Прокофьев придумал и написал, когда ему было 9 лет, под впечатлением услышанных в Москве «Фауста» и «Князя Игоря». Он сам придумал сюжет и вскоре показал маме свои музыкальные наброски. К её удивлению, всё оказалось складным и даже занятным. Вскоре состоялось исполнение первого акта «Великана» под управлением и при участии автора в доме родственника Раевского. После этого родители помогли Сереже начать профессионально заниматься музыкой. Хотя в архивах сохранилось всего 12 нотных страниц, через 110 лет «Великана» удалось возродить для сценического исполнения. Написанное для пения с фортепиано, детское сочинение Прокофьева реконструировано и оркестровано Сергеем Сапожниковым. Постановщик спектакля — Аркадий Гевондов.
Пермский театр оперы и балета представил уникальный проект - оперу «Князь Игорь» А. Бородина с участием двухсот шестидесяти школьников - учащихся пермской школы №9 им. А.С.Пушкина. Ребята вышли на сцену вместе и наравне с солистами и хором театра. При полном зале в костюмах, сшитых к этому событию в соответствии со стилистикой спектакля, юные артисты, поддерживаемые профессионалами, исполнили хоровые партии. В соответствии с образовательной программой «К вершинам музыкального искусства», действующей в этой школе уже около 10 лет, ребята изучают мировую музыкальную культуру и имеют возможность знакомства с шедеврами мировой оперы в качестве слушателей и, самое главное, в качестве исполнителей.
В этом году Латинская Америка празднует 200-летие освобождения от испанского колониализма. Во всех странах континента эта дата отмечается со свойственным латиноамериканцам темпераментом и размахом. Пик торжеств пришелся на столицу Аргентины, где в торжественной обстановке вновь открыл свои двери театр Колон. Театр был построен в 1908 году, на волне экономического бума (экспорт зерна и мяса) и довольно быстро превратился в культурный и социальный центр страны, гордость и символ столицы, в один из самых знаменитых оперных театров мира. Его масштабы впечатляют: 2 487 мест, 7 уровней лож и балконов. Причем последний балкон, по нашему «галерка», не случайно носит название «рай» - здесь дешевые билеты и самый лучший звук. Акустика в театре великолепна. В немалой степени она определяется материалом, который использован для набивки кресел - волос конских хвостов.
За сто лет театр изрядно обносился и требовал ремонта. Первоначально его планировали провести за два года. В реальности срок удвоился. Знакомая москвичам картина.
В день открытия прозвучала «Богема».
На сайте миланского театра Ла Скала появился анонс нового сезона 2010-2011, который включает 20 наименований – 16 опер и 6 балетов. Театр обещает 10 премьер, в числе которых – не часто исполняемая «Дева озера» с Диего Флоресом в труднейшей даже для россиниевского репертуара партии короля Якова V (Уберто) и Роберто Аббадо за дирижерским пультом. Также в афише – по традиции сдвоенные в одном вечере «Сельская честь» и «Паяцы», «Аттила» с Фурланетто, «Арабелла» Р.Штрауса, «Кавалер розы» с Дж.Ди Донато…
Как всегда много приглашенных дирижеров: Гатти, Хардинг, Гергиев, Луизотти, Алессандрини, Джордан, Дудамель. Нет недостатка и в мировых мастерах вокала: Альварес, Кауфман, Кура, Терфель, Папе….
Обращает внимание, что миланская опера решила позаимствовать у Мета «Тоску» Люка Бонди, возможно, соблазнившись шквалом критики, который обрушился на этот скандальный, в общем, далеко не выдающийся, но зато прогремевший на весь мир спектакль. Может быть, театру остро не хватает публичного внимания?
Савонлиннский оперный фестиваль запускает уникальный проект, благодаря которому любой человек может стать участником создания оперы. Сетевое сообщество будет создавать оперу от начала до конца: писать музыку и тексты, осуществлять постановку, создавать костюмы и декорации.
Сам фестиваль, в свою очередь, предоставит в распоряжение проекта труппу солистов мирового класса, хор в составе 80 человек, симфонический оркестр и все необходимые административно-технические ресурсы. Мировая премьера созданной сетевым сообществом оперы состоится на оперном фестивале летом 2012 года.
«Традиционно сочинение либретто и музыки к опере происходит с участием лишь нескольких человек, то же самое касается и ее визуального оформления. Теперь мы хотим с самого начала вовлечь большое количество людей в уникальный творческий процесс. Я уверен, что проект позволит привлечь новых людей в богатый и красочный мир оперы», – говорит директор Савонлиннского оперного фестиваля Ян Хултин.
Сетевому сообществу будет оказывать поддержку группа профессионалов оперного искусства. Идея создания оперы в сети разработана и реализовывается при участии рекламного агентства hasan & partners. Главные партнеры проекта – газета Helsingin Sanomat и компания Nokia.
Все желающие могут принять участие в создании оперы, зайдя на сайт www.operabyyou.com (на финском и английском языках). На этом сайте размещены и материалы для СМИ.
Дополнительную информацию предоставляет Тийна Олкконен, директор по
маркетингу
Тел. +358 40827 8844, tiina.olkkonen@operafestival.fi
Один из признанных грандов музыкальной Америки, Нью-Йоркский филармонический оркестр представил оперу скончавшегося в 2006 году венгерского композитора Дьёрдя Лигети «Великий Мертвиарх» (фр. Le Grand Macabre, лучше перевести как «Великий и ужасный», иногда переводят как «Великий мертвец») по драме Мишеля Гельдерода. Это не традиционное концертное исполнение, но претензия на полномасштабную постановку, с костюмами и мизансценами.
Сюжет оперы – абсурдистская фантасмагория из рода «ужастиков», воссоздающая апокалипсическую картину мирового хаоса. Некий тиран, Некроцарь, символизирует собой смерть, грозит лишить жизни всех окружающих в полночь. Впрочем, в финале никто не погибает, кроме самого чудовища, проваливающегося под сцену, надо думать - в ад.
Опера исполняется на английском языке, причем в тексте попадаются и неприличности. Представление явно рассчитано на взрослую аудиторию, охотно клюющую на провокативное, скандальное зрелище. Что, в общем, совсем не характерно для респектабельного, достопочтенного музыкального коллектива, коим всегда представлялся Нью-Йоркский филармонический. Но меняются времена, меняются и руководители. Нынешний главный дирижер Алан Гилберт (Alan Gilbert) полагает необходимым разнообразить постный репертуар, добавив горчинки и прочих специй.
Премьера этого произведения состоялась в Стокгольме в 1978 году. Опера пользовалась успехом на фестивале в Зальцбурге в 1997 году (дирижер Э.-П. Салонен, режиссер П.Селларс). И теперь вновь возвращается Европу с Нью-Йорским филармоническим оркестром, которому предстоят летние гастроли в Париже, Гамбурге, Стокгольме. «Великий и ужасный», видимо, послужит острой приправой к «постным блюдам» Чайковского и Малера, обеспечивая полные залы и хорошую кассу.
А. Ротенбергер* пела в лучших театрах мира, включая Мет и Ла Скала. В последний раз вышла на сцену в конце восьмидесятых годов, когда ей поставили раковый диагноз. Она успешно вылечилась, но уже не вернулась в театр. В одном из интервью признавалась: «Встречая меня на улице, люди говорят: «как вам не стыдно перестать петь». Мне кажется, они бы предпочли говорить: «эта старуха все еще поет!».
Помимо театральной карьеры она часто выступала в музыкальных программах телевидения, вела собственную телепередачу, охотно снималась во множестве музыкальных фильмов.
Умерла в результате быстротечной болезни в своем доме в Швейцарии.
Примечание редакции:
А. Ротенбергер родилась в 1926 году (по другим сведениям в 1924) в Мангейме. Дебютировала на оперной сцене в 1943 в Кобленце. Выступала в Венской опере с 1953, Зальцбурге с 1954. В 1960 пела в Ла Скала, в том же году дебютировала в Метрополитен (Зденка в «Арабелле» Р.Штрауса). Участница мировых премьер опер «Пенелопа» Либермана (1954, Зальцбург), «Мадам Бовари» Зутермейстера (1967, Цюрих) и др. Гастролировала в СССР (1970). Автор автобиографической книги «Мелодии моей жизни» (1972).