Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Большой ждет в гости Академию Ла Скала

Продолжается сотрудничество Большого театра с миланским Ла Скала, одним из ключевых "пунктов" которого является культурный обмен между театрами. Большой выехал первым: в мае 2007 г. в Милане состоялись первые за последние тридцать лет гастроли его балетной труппы, в январе 2008 г. - гастроли оркестра и хора, а в июле 2009-го на сцене Ла Скала впервые после двадцатилетнего перерыва выступила оперная труппа. Теперь "на очереди" - ответные гастроли театра Ла Скала.

В недалеком будущем в Москву приедут оркестр и хор, затем - балетная и оперная труппы театра. А сейчас Большой ждет "первую ласточку" - Академию театра Ла Скала.

Свою историю Академия ведет с 1813 г. - тогда была основана балетная школа театра Ла Скала. В середине XX столетия по инициативе Тосканини была создана оперная школа "Воспитанники Ла Скала", призванная передать молодому поколению музыкальные традиции театра. Каждый сезон Академия Ла Скала готовит новую постановку на сцене театра и, кроме того, постоянно выступает с концертами в Италии и других странах.

24 июня 2010 г. концерт Академии состоится на Новой сцене Большого театра, 26 июня - в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

Реквием памяти принцессы Тайланда Гальяни Вадхана

6 июня в Новосибирске завершилась серия симфонических концертов в четырех крупнейших городах России: Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске. В программе каждого из концертов прозвучал Requiem Aeternam, посвященный памяти принцессы Тайланда Гальяни Вадхана. Автор музыки, известный петербургский композитор Борис Тищенко, образно охарактеризовал процесс создания Реквиема как «эмоциональное путешествие».

Принцесса Гальяни Вадхана, старшая сестра ныне правящего монарха Тайланда, внесла большой вклад в развитие культуры своей страны, на протяжении многих лет возглавляла Оргкомитет и осуществляла патронаж Бангкокского международного фестиваля танца и музыки, где неоднократно выступали российские коллективы и музыканты.

Новосибирская премьера произведения прошла в исполнении хора и симфонического оркестра Новосибирского театра оперы и балета под управлением лауреата премии «Золотая Маска» Андрей Данилова. Настоящим украшением стало участие солистки Новосибирской оперы, лауреата международных конкурсов Вероники Джиоевой (сопрано) и лауреата II премии XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского Олеси Петровой (меццо-сопрано, Санкт-Петербург).

«Онегин» в Сант-Луисе

По количеству оперных театров США, похоже, нет в мире равных. Чуть ли в каждом городе – своя труппа. Есть она и в Сант-Луисе (штат Миссури). Там в начале июня впервые поставили «Евгения Онегина». Вот несколько из впечатлений об этом событии журналиста Л.Принца.

Постановка – скрупулезно классическая. Костюмы и декорации вполне реалистичны. Постановщик Кевин Ньюбери (Kevin Newbury), сценограф Ален Мойер (Allen Moyer), художник по свету Кристофер Акерлинд (Christopher Akerlind) стремились максимально приблизиться к национальной эстетике произведения.

И в музыкальном плане спектакль, по мнению обозревателя, вполне соответствует «интимному, камерному характеру» произведения – ни нарочитого мелодраматизма в игре оркестра (дирижер Дэвид Эглер (David Agler), ни намеренной, акцентированной экзальтации в пении солистов.

О певцах. Дина Кузнецова уже пела Татьяну на сценах Лилля, Каена, Чикаго. Это классическое сопрановое исполнение, которое не могло не произвести самое благоприятное впечатление на публику. Баритон Кристофер Магиера (Christopher Magiera), обладатель темной окраски голоса, пел легко и изысканно. Тенор Шон Пэнникар (Sean Pannikar) гармонично вписался в мелодику и тональность музыки Чайковского, пел прозрачно, не форсируя высокие ноты.

Любопытна традиция театра – за час до начала представления организовывать в соседней с театром музыкальной школе публичные лекции, посвященные спектаклю – о литературном источнике, о композиторе, истории и обстоятельствах создания произведения, его сценической судьбе и т.д. Возможность ознакомиться с творчеством Пушкина и Чайковского была предоставлена жителям Сант-Луиса и на этот раз.

«Билли Бад» впервые в Глайндборне

Опера Б. Бритенна «Билли Бад» - не самое известное из сочинений композитора. Однако в эти дни она идет сразу на двух европейских сценах – в парижской опере Бастий и на престижном оперном фестивале в английском Глайндборне.

Это произведение необычно уже тем, что там нет ни одной женской партии. Оно и понятно – действие, заимствованное из повести Мелвилла, разворачивается на британском военном корабле в конце восемнадцатого столетия. На мужчин-солистов и хор ложится нелегкая задача поддерживать на протяжении 4 часов внимание зрителей к драматическим событиям, выражаемым суровой, мрачной музыкой, практически лишенной ариозных эпизодов.

С этой задачей участники фестивального спектакля в Глайндборне, по мнению британского журналиста Фила Деннетта, вполне успешно справились. Весьма убедительным музыкально и физически в образе титульного героя критику показался баритон Жак Имбрайло (Jackues Imbrailo). Нанесенный им «смертельный» удар другому персонажу, Джону Клаггарту, «сделал бы честь чемпиону мира по боксу в тяжелом весе».

Созданный басом Филлипом Энсом образ Клаггарта критика впечатлил, особенно зловещими интонациями в нижнем регистре.

Исполнитель другой центральной партии - капитана судна Вере (Vere) тенор Марк Эйнсли (Ainsely) весьма реалистично отобразил характер порядочного персонажа, страдающего из-за необходимости отправить на казнь другого хорошего человека. Как замечает Деннетт, певец заставил его поверить, что капитан Вере «вполне мог бы стать человеком 21 века, противящимся современным стандартам».

Костюмы и декорации соответствовали времени и месту литературного оригинала. Режиссерский дебют Майкла Грандейджа (Michael Grandage) можно считать удавшимся, прежде всего, из-за отлично подобранного состава исполнителей. Художнику Кристоферу Ораму (Christofer Oram) удалось воссоздать на сцене атмосферу «клаустрофобии и жестокости», которые царят на нижней палубе корабля. Добавим, что «Билли Бад» впервые появился в афише фестиваля за всю его историю.

Опера Сан-Франциско открыла летний сезон «Фаустом» Гете

Это популярное произведение – одно из часто исполняемых в Сан-Франциско. Оно появлялась в репертуаре восемнадцати сезонов. На этой сцене в «Фаусте» сверкали такие звезды как Бьерлинг, Альбанезе, Рэми… И вечером 5 июня, в день открытия летного сезона, исполнительский уровень отвечал традиционно высоким стандартам театра.

Американская сопрано Патрисия Расетте (Patricia Racette) уже двадцать лет выступает в Опере Сан-Франциско, спев здесь в общей сложности 28 спектаклей, последний раз – все три мини-оперы «Триптиха» Пуччини. Несколько недель назад она успешно дебютировала в «Тоске» на сцене Мета. Для тенора из Италии Стефано Секко партия Фауста – дебютная. Местным любителям музыки он хорошо знаком по «Мадам Баттерфляй» и вердиевскому «Реквиему». Канадский бас-баритон Джон Рельеа (John Relyea) – тоже не новичок. Не так давно он пел здесь в заглавной партии в «Свадьбе Фигаро». Мефистофеля же он «обкатал» не где-нибудь, а в Ковент Гардене. Баритон Брайан Муллиган (Brian Mulligan) в последнее время больше связан с Английской национальной оперой («Лючия ди Ламмермур», «Мадам Баттерфляй»), но, похоже, теперь надолго задержится в Сан-Франциско, где, кроме роли Валентина в «Фаусте», он появится осенью и в других спектаклях театра: «Вертер», «Мадам Баттерфляй», «Сирано де Бержерак».

Постановка «Фауста» перенесена со сцены Чикагской оперы (режиссер Хосе Мария Кондеми - Jose Maria Condemi). Постоянное место работы итальянского дирижера Маурицио Бенини – Санта Барбара, где он руководит местной оперой. Последний год весьма востребован в Англии (Ковент Гарден и Глайндборн), при этом успел и поработать с оркестром Мета («Севильский цирюльник»). В Сан-Франциско он приехал впервые, но на последние два представления «Фауста» его заменит штатный дирижер театра Джузеппе Финци, еще один итальянец.

Почему «Вильгельм Телль» звучит так редко?

Последняя опера Россини редко появляется в афишах. Обозреватель газеты «Гардиан» Джордж Холл находит тому несколько причин, на мой взгляд, не слишком убедительных. Во-первых, указывает он, опера затянута: в концертном исполнении она шла четыре часа с одним небольшим перерывом (что же тогда говорить о вагнеровских операх, без которых сегодня не обходится ни один из уважающих себя театров!). Во-вторых, пишет критик, крайне трудно найти тенора на партию Арнольда из-за невероятно высоких нот (для творчества Россини это совсем не ново, недаром качественное исполнение его произведений считается эталоном настоящего бельканто). Пожалуй, можно согласиться с автором рецензии, что оркестровка «Телля» действительно отличается от других опер Россини необычайно мощным, местами симфоническим звучанием, перекрыть которое способен только сильный, крепкий голос. Что же касается утверждения, что произведению «не хватает характерного для Россини блеска и огня», то этот взгляд я разделить никак не могу.

Концертное исполнение оперы силами труппы Chelsea Opera Group в одном из престижных музыкальных центров Лондона на обозревателя «Гардиан» произвело неплохое впечатление. Он особо отмечает энергетику дирижера Доминика Уилера (Dominic Wheeler). Джонатан Саммерс в заглавной партии продемонстрировал силу и мощь вокала, но ему не хватало харизматичности в изображении борца за свободу. Тенор Марк Милхофер (Milhofer) мужественно преодолевал трудности партии, но верхние ноты звучали «без блеска», которым, напротив, было украшено выступление сопрано Патриции Биккире (Patrizia Biccire).

В 1942 «Телль» был поставлен на сцене Большого театра. Обращение в то время к пронизанному пламенным патриотизмом произведению понятно. Были и у нас когда-то певцы и музыканты, способные исполнить труднейшую оперу Россини с мастерством и тем самым блеском, которого так не хватало автору рецензии в этот лондонский вечер.

Опера под закуску

Финансовый кризис, поразивший США, вынуждает театры искать нетривиальные пути выживания. Оперная труппа в городе Эшвилл заключила договор с местной ассоциацией предприятий общественного питания о проведения в ресторанах музыкальных вечеров «Вкус оперы». Вкушая напитки и яства, посетители смогут насладиться шедеврами музыки в исполнении профессиональных певцов и музыкантов.

Генеральный директор театра Дэвид Старки так прокомментировал это необычное событие: «Ресторан и опера идут рука об руку, поскольку решают задачу улучшения качества жизни как отдельных людей, так и местного сообщества в целом».

И рестораторы, и музыканты надеются таким образом приумножить число своих почитателей. Цена билета на вечер - $40-$50. Включая закуски, горячие блюда и напитки.

Стартовал конкурс Вишневской

1 июня, в первый день лета, в Москве открылся 3-й международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской. Прослушивания будут проходить в течение недели в зале Центра оперного пения, а торжественная церемония вручения наград – в Театре Станиславского и Немировича-Данченко 7 июня. Среди членов жюри под председательством Вишневской – известные вокалисты Ирина Богачева, Ренато Брузон, Бадри Майсурадзе, а также менеджеры и продюсеры от оперы, приехавшие в Москву в поисках новых голосов: Томаш Батор (Венгрия), Алессио Влад и Кристина Феррари (Италия), Тито Капобьянко (США), Пол Карран (Норвегия), Джованни Пакор (Греция), Себастьян Шварц (Австрия).

Заявки на участие в конкурсе подали молодые вокалисты из России, Украины, Армении, Монголии, США. Конкурс открылся концертом лауреатов прошлых лет, в котором приняли участие Карина Григорян, Александра Ковалевич, Эльчин Азизов, Алексей Татаринцев, Алексей Саяпин, за дирижерским пультом стоял Ярослав Ткаченко.

Великий юбилей

4 июня исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого австрийского тенора середины прошлого века Антона Дермоты. В одном из следующих выпусков нашего журнала мы планируем опубликовать статью об этом выдающемся артисте.

Скончался Джузеппе Таддеи

2 июня в Риме на 94-м году жизни скончался выдающийся итальянский баритон Джузеппе Таддеи. Его дебют состоялся в далеком 1936 году (Рим, партия Королевского глашатая в "Лоэнгрине"), а в 1990 певец исполнил Фальстафа в Штутгарте. Таддеи с успехом выступал в Венской опере, Ла Скала, Ковент Гардене, Метрополитен Опера, пел на Зальцбургском фестивале. Блестяще исполнял буффонные партии и, прежде всего, партию Фальстафа.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ