12 июня 2010 г. в Москве ушел из жизни народный артист России Фуат Мансуров (1928-2010).
Уроженец Алма-Аты, окончив в 1950 году физико-математический факультет Казахского государственного университета и одновременно отделение оперно-симфонического дирижирования Алма-Атинской консерватории (класс Исидора Зака), Фуат Мансуров в 50-е и 60-е годы дирижировал и возглавлял оперные театры Алма-Аты и Казани.
С 1969 года до последних дней – дирижер Большого театра, где он осуществил постановки опер «Семен Котко» Прокофьева (1970), «Трубадур» Верди (1972), «Русалка» Даргомыжского (1976), «Испанский час» Равеля (1978, 1-я постановка на русской сцене), а также нескольких балетов. За четыре десятилетия работы в Большом дирижировал множеством оперных и балетных спектаклей. Записывал классическую и современную музыку. Особое место занимает запись «Царской невесты» с участием И. Архиповой, Г. Вишневской, В. Атлантова, В. Валайтиса и Е. Нестеренко (1974).
Работал с крупнейшими симфоническими оркестрами - такими, как Государственный академический симфонический оркестр СССР и Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. С 1989 года – главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, вместе с которым в рамках проекта "Премьеры с Фуатом Мансуровым" исполнял произведения современных композиторов.
Бывший столяр, грузчик, электросварщик, а заодно и спортсмен, все свои умения и увлечения Евгений Райков принес в жертву пению, поступив в Музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных. Учась еще на третьем курсе, был принят в стажерскую группу Большого театра. В Большом ему посчастливилось петь ведущие партии тенорового репертуара. В 1982 г. удостоен звания "Народный артист СССР".
С 1990 по 94-й гг. возглавлял оперную труппу Большого театра.
Евгений Райков (родился в 1937 году) скончался в Москве 11 июня с. г.
14 июня исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося немецкого дирижера Рудольфа Кемпе. В следующем выпуске журнала мы планируем опубликовать статью, посвященную творчеству маэстро.
11 и 14 июня в рамках XVIII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» Мариинский театр представил премьеру оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» с участием английского певца Уилларда Уайта в партии Герцога и лучшей исполнительницы партии Юдит последних сезонов – Елены Жидковой. Постановку оперы в Мариинском театре осуществляет команда Английской национальной оперы, на сцене которой спектакль был поставлен в начале этого сезона. За дирижерским пультом Валерий Гергиев.
Постановщик спектакля Даниэл Креймер, наделивший главного героя чертами серийных убийц, садистов и психопатов сегодняшнего дня, вызвал бурную дискуссию в британской прессе. Часть британских критиков посчитала постановку шокирующей и провокационной, обвинив режиссера в смаковании людских пороков. Их оппоненты, напротив, пришли в восторг от изобретательности Креймера, назвав постановщика «режиссером с высоким октановым числом».
Уиллард Уайт и Елена Жидкова не так давно приняли участие в записи оперы «Замок герцога Синяя Борода» с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева. Диск вышел в свет в 2009 году.
Метрополитен Опера обнародовала итоги финансового 2009 года. Чистые активы театра составили 236 миллионов долларов, значительно ниже показателя предыдущего года (380 миллионов). Потери затронули инвестиционный портфель (минус 40.8 миллионов), пенсионный фонд (минус 20 миллионов), донорские взносы. Чтобы выжить, руководство компании было вынуждено залезть в долги, отложить повышение зарплат рабочим сцены и просить спонсоров снять ограничения по расходованию их пожертвований.
Ситуацию несколько смягчил 30-миллионый дар со стороны вдовы издателя Уильяма Зиффа-младшего (скончался в 2006 году), мать которого, сопрано Харриет Хендерс, выступала на этой сцене. Ряд последних удачных постановок («Армида», «Аттила» и другие) позволили поднять посещаемость (в среднем за спектакль - 88% платных кресел). Вложения в трансляции в кинотеатрах себя полностью окупили и уже дают умеренную прибыль.
Генеральный директор Питер Гелб настроен оптимистично: «Мету удалось выжить в сложные времена. Учитывая растущий интерес публики к опере и наши последние творческие удачи, мы уверены в будущем процветании» (агентство АП).
В этом году исполняется сто лет со дня мировой премьеры, поставленной в Мет оперы «Девушка с Запада» (10 декабря). По этому случаю Опера Сан-Франциско представила новую постановку с Деборой Войт в заглавной партии.
Дебора спела эту партию впервые в своей карьере, и, как отмечают местные рецензенты, спела блестяще. Роль как нельзя лучше подходит для ее сильного голоса и яркого темперамента. Неплохо справился с далеко не слабой партией Дика Джонсона итальянский тенор Сальваторе Личитра, голос которого, правда, по словам одного из критиков, звучал чересчур нежно для мужественного персонажа. Спектакль поставлен Лоренцо Мариани (Lorenzo Mariani), сценография Маурицио Бало (Maurizio Balo), художник по костюмам Габриель Берри (Gabriel Berry). За дирижерским пультом – маэстро Никола Луизотти (Nicola Luisotti), которого одна из газет назвала «главным героем» спектакля за «тонкую передачу различных оттенков, которыми наградил композитор свое произведение, - и юмора, и подозрительности, и страсти, и ласки…»
Шестинедельный оперный фестиваль, стартовавший на каналах британской телевизионной корпорации BBC еще 17 мая, - в разгаре. Каждый день телезрителям предлагаются программы, посвященные оперной музыке и исполнителям. Вот Антонио Паппано рассказывает об истории итальянской оперы, Роландо Виллазон – о тенорах, Стивен Фрай – о Вагнере, Рик Стейн – об исследовании на тему самой популярной в Британии оперной арии…..Плюс прямые трансляции спектаклей, документальные серии и тому подобное.
Не слишком ли много оперы в столь короткий промежуток времени, вопрошает корреспондент газеты «Телеграф» Руперт Кристиансен. На его взгляд, имеет место явный перебор, даже для такого «фанатика оперы», каким он себя представил: «Опера на завтрак, обед и ужин – это напоминает известное замечание Шекспира, что чревоугодие способно умертвить самый ненасытный аппетит».
Признавая, что телефестиваль дает возможность удовлетворить интерес к опере тем, кто не может по тем или иным причинам ходить по театрам, он пишет, что человек работающий не силах разорваться, чтобы охватить проект, подготовленный музыкальным редактором BBC Яном Янгхазбандом (Jan Younghusband). «Шесть оперных трансляций, один сериал, посвященный опере, и несколько высококачественных документальных передач в год – разве это не более здоровая диета, которую по достоинству могут оценить любители оперы?», - замечает в заключение английский журналист.
Радиоканал 3 корпорации BBC провел опрос слушателей на предмет выявления самой популярной среди англичан оперной арии. Победила ламенто – финальная ария «When I am laid in earth» (в традиционном руском переводе «Мне в землю лечь») из оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней», одной из самых ранних английских опер. Эту арию в самом конце произведения поет Дидона, карфагенская царица, прощаясь с жизнью после того, как ее оставил троянский герой Эней.
Англичане не скрывают радости, что их соотечественник в заочном соревновании опередил Моцарта, Вагнера и многих других популярных композиторов. Такой шлягер как «Nessun dorma» из «Турандот» Пуччини не вошел даже в десятку.
В Париже проходит выставка театральных костюмов, специально сшитых для знаменитых оперных певиц. Здесь и платье, в котором Мария Каллас пела Норму, и костюмы известных кутюрье для Монсеррат Кабалье, Кири те Канава, Анжелы Георгиу, Джесси Норман, Рене Флеминг, Барабары Хендрикс, Джун Андерсон… Андерсон, кстати, в начале года дала сольный концерт в Париже, и для каждого выхода на сцену одевала, не повторяясь, новое платье из коллекции Galante.
Примадонны капризны. Кристиан Лакруа (Christian Lacroix) вспоминает, как намучился с Рене Флеминг, работая над ее платьем для гала-концерта в Метрополитен Опере: «Она все время высказывала недовольство, требуя еще больше удлинить шлейф. А он и так уже был почти 18 метров». Но ее выступление прошло очень успешно, треволнения и претензии были забыты, и Рене пригласила кутюрье поработать с ней к премьере оперы «Таис».
Солист Вашингтонской национальной оперы тенор Дон Джоунс (Don Jones) найден мертвым в одном их столичных парков. Он был застрелен. Местным любителям оперы Дон хорошо известен выступлениями в оперном театре на протяжении 14 лет. Он оставил жену и двух детей. Полиция ищет убийцу.