Золотая, ослепительная, колоссальная

В Арена ди Верона открылся 88-й фестиваль

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

В Вероне проходит очередной традиционный оперный фестиваль на открытом воздухе. Наш корреспондент Ирина Сорокина побывала на спектакле «Турандот» в постановке Франко Дзеффирелли, и делится своими впечатлениями. В сегодняшнем выпуске журнала можно также прочитать интервью со знаменитым режиссером.

Все произошло так, как всегда. Сначала – бесконечные разговоры об экономических трудностях, которые переживают итальянские оперные театры. Совсем недавно им в очередной раз урезали фонды. По этому поводу журналисты извели море чернил. Хорошо известно, что Италия – страна, где с культурой, и в том числе с музыкой, идет борьба не на жизнь, а на смерть.

Потом – сомнительного вкуса телевизионное шоу, которое транслировал аж первый канал RAI, с целью представить очередной фестиваль в Вероне и завлечь в Арену как можно больше публики: невообразимая смесь отрывков из популярных опер с песенками в сопровождении осторожных комментариев популярной ведущей – добродушной толстушки Антонеллы Клеричи, завоевавшей всенародную любовь участием в передаче «Испытание повара». И, наконец, старт – в пятницу 18 июня древний амфитеатр распахнул свои двери для элегантной vip-публики, многочисленных туристов и немногочисленных истинных любителей Владычицы Оперы.

88-ой фестиваль подлинно монографический: все оперы идут в постановке Франко Дзеффирелли. На афише пять названий, из них только «Турандот» может c некоторой натяжкой считаться премьерой, прочие – прокат давно апробированных спектаклей: «Кармен» (постановка аж 1995-ого года, «Трубадура» (2001), «Аиды» (2002) и «Мадам Баттерфляй» (2004).

Дзеффирелли, у которого, как и подобает настоящему тосканцу, язык без костей (итальянское выражение звучит как senza peli sulla lingua, без волос на языке), заявил, что его «Турандот» будет «сказочной», а также станет его лебединой песней. Не забудем, что флорентийскому мастеру 87 лет. Если насчет первого маэстро не слукавил, то второе покажет время. Возраст, конечно, солидный, но сможет ли темпераментный тосканец отказаться от вкушения ядовитого воздуха театра? С головой у него полный порядок, судя по многочисленным интервью, в которых он пускает громы и молнии против режиссеров, осовременивающих оперу, и защищает традиционный стиль постановок.

То, что увидели зрители, пришедшие на «премьеру» «Турандот», вполне можно было себе представить и без посещения спектакля. Почему автор взял слово «премьера» в кавычки? Да потому, что этот грандиозный спектакль откровенно апеллирует к постановкам последней оперы Пуччини, осуществленным Дзеффирелли для Ла Скала (1983) и Метрополитен Опера (1985). Режиссер сам задекларировал это. Безусловно, с тех пор сценическая практика обогатилась использованием современных технологий. Так что новая-старая «Турандот» одновременно традиционная и супер-технологичная.

Невозможно, чтобы почтенный художник в 87 лет отступил от принципов, за которые он всякий раз бросается в бой. Так что и на этот раз речь идет о грандиозном зрелище в стиле kolossal. «Картинка», безусловно, великолепна: императорский дворец абсолютно сказочной красоты задуман Дзеффирелли с немыслимым количеством деталей. От него можно отвести взор, только когда ваши глаза не выдерживают его ослепительного сияния: золото, золото и еще раз золото! Весь остальной мир рядом с ним - серый, мелкий и ничтожный. Еще более поражает дворец, когда его заполняют человеческие фигуры: цветовые комбинации поистине бесчисленны и впечатляющи. О костюмах позаботилась Эми Вада, которая получила «Оскара» за работу над фильмом Акиры Куросавы «Ran» и сотрудничала с Дзеффирелли в «Мадам Баттерфляй». Ну, а в остальном старый мастер верен себе: боязнь пустоты, которая всегда преследовала его, с возрастом увеличилась. В «Турандот» огромное количество хористов и фигурантов занято в шествиях, без которых не обходится ни одна постановка маэстро и которые представляются ему непременной частью «великой итальянской оперной традиции». На этот раз кортежи удались ему меньше: массы маршируют все больше в пределах авансцены, а остальное пространство занято элементами сценографии.

Турандот в постановке Франко Дзеффирелли в Арена ди Верона    Турандот в постановке Франко Дзеффирелли в Арена ди Верона

Необходимо отметить курьезную деталь: Дзеффирелли потребовал от начальства Арены исключить музыку, написанную Альфано. Так что после сцены смерти Лиу в веронской постановке сразу переходят к финальному гимну (к которому Альфано все же приложил руку, использовав тему Пуччини). Естественно, на то, чтобы унести тело бедной рабыни со сцены, просто нет времени. Эффект создается слегка комический. Решительно выбросив из оперы заключительный дуэт, Дзеффирелли не озаботился проблемами драматургии...

Дирижер Джулиано Карелла, известный сухостью и скрупулезностью, не изменил себе даже тогда, когда соприкоснулся с щедрой, пряной, опьяняюще страстной партитурой позднего Пуччини. Тщательность работы и отделка деталей налицо, а вот вдохновенного музицирования явно не хватало. Особенно это чувствовалось в ансамблях.

Опера Пуччини называется «Турандот», но в случае с веронской премьерой было бы уместнее именовать ее «Калаф». Мария Гулегина, вокальная форма которой уже давно вызывает тревогу, спела так, как петь в состоянии в настоящий момент. Времена, когда ее провозгласили королевой итальянского репертуара, безвозвратно канули в Лету. Ныне этот некогда мощный и красивый голос безнадежно устал, о чем говорят значительная раскачка, неточная интонация и режущее слух «въезжание» на верхние ноты. Слава Богу, что певице не пришлось петь заключительный дуэт: впечатление могло быть еще печальнее.

А вот Марко Берти приятно поразил. Этот певец, не блещущий яркой артистической индивидуальностью, но, вследствие настоящего голода на теноров поющий на всех престижных сценах, явил немало вокальных блесток в трудной и не слишком благодарной партии Калафа. В его голосе есть что-то от голосов безвозвратно минувших времен: округлость, звонкость, ясность, а, кроме того, у тенора из Комо прекрасная дикция. Многих тянет на невозможное сравнение с Паваротти; но, если в голосе Берти и можно уловить некоторое сходство с вокальным инструментом великого коллеги, по части свободы и серебристости верхних нот Tenorissimo все еще не имеет соперников, и его «си» в финале арии-хита «Vincero» остается непревзойденным.

Тамар Ивери отлично выступает в роли маленькой рабыни Лиу, и столь же великолепен терцет трех министров: Лука Казалин, Альдо Орсолини и Филиппо Беттоски.

Начиная с настоящего фестиваля, голоса выступающих на подмостках Арены певцов поддержаны сложной и незаметной системой усиления звука. По этому поводу много спорили, и до сих пор слово «усиление» воспринимается техниками и дирекцией как кощунство. Но, похоже, к этому новшеству быстро привыкли, и даже «зубры»-критики ворчали не слишком.

Кто и над кем одерживает победу в вечер премьеры «Турандот»? «Картинка» над отсутствующим режиссерским прочтением, тенор над сопрано, поверхностность над глубиной? Но Арена побеждает всегда.

Верона

На фото (любезно предоставлены Арена ди Верона):
Мария Гулегина в роли Турандот
сцены из спектакля

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ