На сайте Большого театра появилась короткая заметка о гастролях солистов, хора и оркестра в Варшаве и Дрездене:
«Концертные исполнения "Иоланты" Чайковского, состоявшиеся в Варшаве (4 июня) и Дрездене (6 июня), стали абсолютным триумфом для солистов, хора и оркестра Большого театра, выступивших под управлением Василия Синайского, – в финале оперы публика в обоих городах приветствовала артистов стоя. "Саксонская газета" назвала приезд Большого театра "одной из вершин Дрезденского музыкального фестиваля, если не главной его вершиной".
Музыкальный критик Кристиан Фангхенель свидетельствует: "горящие взгляды слушателей, бессчетные крики "браво!", стоячая овация – с уверенностью можно сказать, что "Иоланта" в исполнении артистов Большого театра принадлежит к числу абсолютных событий фестиваля". Интерпретация Екатериной Щербаченко заглавной партии была признана "грандиозной". Михаил Казаков "наградил Короля Рене такой звуковой мощью, которой бы хватило на двух певцов". Музыкальный портал "Музыка в Дрездене" отмечает "слаженность блестящего ансамбля"; особые похвалы звучат в адрес Всеволода Гривнова, чей голос "одновременно может быть лирическим, нежным, меланхоличным и мужественным".
Особого внимания критики удостоился оркестр под управлением Василия Синайского: "оркестр Большого театра сродни разноцветной палитре, его отличает техническая безупречность – ни одного лишнего штриха, ни одной упущенной детали; музыкантам свойственна особое поэтичное ощущение мелодической линии и совершенный звуковой баланс".
22 июня с. г. исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого английского певца, крупнейшего интерпретатора творчества Б.Бриттена, Питера Пирса (1910-1984). В ближайших выпусках нашего журнала мы поместим статью о творчестве этого мастера.
Возвращение «Девы озера» в Париж спустя 186 лет (совместная постановка Ла Скала и Ковент Гардена) вызвало массу откликов во французской прессе. Столь длительное отсутствие этого произведения на парижской сцене объясняют «сверхчеловеческими» вокальными сложностями, которыми наделил Россини партии основных персонажей. Обоснование, с которым не могу согласиться. Опера, действительно, одна из самых сложных не только в россиниевском, но и мировом репертуаре. Однако найти для одного спектакля двух теноров, взбирающихся на сверхвысокие пики, а также виртуозное колоратурное сопрано и меццо-сопрано с широчайшим, почти сопрановым диапазоном, – миссия трудная, но вполне выполнимая, о чем свидетельствуют постановки последних десятилетий в ряде европейских театров, например в Милане - с Дж. Андерсон, Р. Блэйком, К. Мерритом (запись на DVD этого спектакля, осуществленного Рикардо Мути и Вернером Херцогом можно отыскать в московских магазинах и на музыкальных развалах).
Спектакль на сцене Гарнье тоже продемонстрировал реальную возможность собрать вместе замечательных певцов: Хуана Диего Флореса, Джойс ДиДонато, Даниелу Барчелону, Колина Ли. Великолепный ансамбль вызвал всеобщее восхищение. А вот режиссура Луиса Паскуаля подверглась жесточайшей критике. «Невозможно представить себе более старомодный и скучный спектакль», пишет один из критиков, выражая доминирующую в откликах оценку.
Под таким названием Барри Миллингтон, музыкальный обозреватель газеты «Evening Star», опубликовал рецензию на новую работу Английской национальной оперы, представленную на сцене London Coliseum. Он пишет: «Оперу «Идоменей», выстроенную на древнегреческих мифах и верованиях, сложно осовременивать. С другой стороны, в ней есть все, что требуется для этого жанра: любовь, ревность, клятвы и молитвы, жертвенность и царская мудрость… Режиссура К. Митчелл не только не оправдывает, но даже не объясняет, зачем понадобилось модернизировать сюжет. Сценография (В.Мортимер и А.Илс) расплывчата. В одних картинах действие перенесено в гостиничное лобби, в других – в офисное помещение. Постоянно снующие туда сюда официанты с напитками и чиновники с бумагами раздражают и отвлекают. Для разнообразия некоторые арии исполняются с танцами».
Что до исполнителей, то к ним критик настроен более благосклонно: «Пол Нилон поет партию Идоменея крепким, уверенным голосом. Эмма Белл в роли Электры поражает темпераментным, но в то же время тонко нюансированным вокалом. Менее удачно вошли в образы Илии и Идаманта певцы Сара Тайнен и Роберт Мюррей. Даже привлекательное, стильное дирижирование Эдварда Гарднера не смогло рассеять довольно мрачное впечатление от спектакля».
Пармский Teatro Regio привез в Китай «Риголетто» с Лео Нуччи в титульной партии. Четыре дня подряд (16-20 июня) музыка Верди звучала под сводами пекинского Национального центра театральных постановок. Национальным оркестром Китая дирижировал Стефано Ранзани. Хор и все солисты - из Италии. В исторической постановке, осуществленной в 1984 году Пьером Луиджи Самаритани специально для Пармы, заняты теноры Франческо Мели и Джузеппе Джипали, сопрано Дезире Ранкаторе и Мария Алехандрес (Maria Alejandres). Партию Риголетто разделил с Л. Нуччи баритон Девид Чекконии.
На зарубежном музыкальном рынке появилась CD запись оперы «Медичи», сочиненной Руджеро Леонкавалло в 1893 году. Это мелодрама задумывалась композитором как первая часть трилогии (по аналогии с вагнеровским «Кольцом»), повествующей о закате эпохи итальянского Ренессанса. Действие происходит в 1478 году во Флоренции, когда там правил Лоренцо «Великолепный». Под влиянием Вагнера и немецкой философии конца XIX столетия композитор придал ему черты «сверх-человека» ницшеанского типа.
Музыка очень требовательна к вокалу певцов. Они соответствуют, включая Пласидо Доминго (брат Лоренцо – Джулиано), вынужденного петь на пределе своих нынешних возможностей. Другие исполнители: Карлос Альварес (Лоренцо), Даниэла Десси (Симонетта), Рената Ламанда (Фиоретта).