Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Михаил Плетнев: «Никаких злодеяний я не совершал»

Знаменитый пианист, дирижер Российского национального оркестра, в последние годы также участвующий в оперных проектах, Михаил Плетнев оказался в центре громкого скандала в Таиланде: местная полиция заявила, что против него дали показания несколько тайских граждан, задержанных ранее за педофилию и производство детской порнографии. Полицейские вместе с Плетневым проехали к нему домой, и произвели там обыск, который, по данным российского консула, не выявил ничего подозрительного.

В связи с европейскими гастролями оркестра, Плетневу разрешили покинуть Таиланд под денежный залог и при условии возвращения 18 июля для участия в заседании суда, который рассмотрит это дело.

Прилетев в Москву, Михаил Плетнев сразу же дал пресс-конференцию, где, в частности, заявил: «Никаких злодеяний я не совершал. Я всегда являлся и являюсь противником насилия всяческого рода и между людьми. Тем более, в три раза... может, в сто раз больше, когда речь идет о детях». Музыкант подчеркнул, что об официальном обвинении в совращении четырнадцатилетнего подростка он узнал из Интернета, и до сих пор не понимает, в чем дело. «Какие обвинения выдвинуты, я не могу понять. На самом деле они все время меняются. Мне никто официально никаких обвинений на бумаге написанных никогда не давал: хоть бы прочитал, в чем они состоят на самом деле», — сказал журналистам Плетнев. Он отметил, что обыск в его доме проходил при его личном присутствии, и «ничего предосудительного не было найдено».

Рано утром 9 июля М. Плетнев с Российским национальным оркестром вылетел на гастроли в Македонию.

Чувашской опере – 50 лет

Завершается пятидесятый юбилейный сезон в Чувашском государственном театре оперы и балета. Высоко оценен вклад театра в развитие культуры и искусства Чувашии: распоряжением Президента Чувашской Республики театру решено присвоить звание «академический». Сегодня в самом большом театре Чебоксар работают 337 человек, из них 190 человек – артисты.

Премьера оперы Федора Васильева «Шывармань», состоявшаяся 22 мая 1960 года, ознаменовала рождение национальной оперы, оперной труппы и собственно театра. Самой значительной работой первых лет театра стала постановка оперы Б.Мокроусова «Чапай» (1962). Серьезный успех первых постановок послужил толчком для более интенсивной работы чувашских композиторов в жанре оперы. Они получили возможность видеть свои творения воплощенными на сцене. В последующие годы были поставлены оперы А.Асламаса «Прерванный вальс», «Священная дубрава», Ф.Васильева «Земляки», А.Орлова-Шузьма «Звездный путь». Одной из лучших работ театра города Чебоксары стала постановка оперы Г.Хирбю «Нарспи» на собственное либретто по одноименной поэме К.Иванова (1967).

На протяжении полувековой истории труппа театра настойчиво осваивала произведения отечественной и зарубежной классики. Вслед за «Евгением Онегиным» были поставлены оперы «Алеко», «Паяцы», «Севильский цирюльник», «Мадам Баттерфляй», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Пиковая дама», «Иоланта», «Борис Годунов», «Князь Игорь» и др.

«Фиделио» в ГУЛАГе

3 июля в Музее истории политических репрессий «Пермь-36» прошла премьера оперы «Фиделио». Место действие оперы перенесено в бывший лагерь для политзаключенных и разворачивается на территории «Перми-36». Солисты, музыканты и статисты Пермского театра оперы и балета, всего около 500 человек, воссоздают жизнь лагеря на глазах у зрителей. Наблюдая за перипетиями сюжета, публика проходит через оба участка, строгого и особого режима, бывшей ГУЛАГовской зоны. Пермская опера озвучила планы на следующий сезон. Они предусматривают постановку «Мадам Баттерфляй», режиссер-постановщик - Денис Радченко (Москва), и детской оперы «Рождественские сказки» хормейстера театра Дмитрия Батина (режиссер-постановщик - Ольга Эннс). Кульминацией сезона должен стать V Международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж».

«Норма» звучит в пригороде Нью-Йорка

По мере того, как оперные театры закрываются один за другим на летние каникулы, на первый план музыкальной жизни выходят фестивали. Нью-йоркские любители оперы могут этим летом послушать «Норму», которую им предлагает Международный музыкальный фестиваль в Карамуре.

Для справки: супруги Розен, большие любители музыки, приобрели в 1928 году поместье Карамур (Caramoor estate) в часе езды на север от Нью-Йорка и воздвигли там к 1939 году большой дом-дворец в итальянском стиле эпохи Возрождения, окруженный садами и парком. После гибели на войне единственного сына и наследника, они превратили поместье в открытый для публики музыкальный центр, где в наше время ежегодно проводятся более 70 концертов и оперных спектаклей, а также образовательно-просветительские программы для школьников, творческие занятия с молодыми музыкантами.

Музыкальный руководитель фестиваля, он же дирижер спектакля, Уилл Кратчфилд считает «Норму» вершиной оперного искусства. По его мнению, грандиозные ансамбли и медленные темпы «роднят творческие стили Беллини и Вагнера». Заглавную партию поет Анжела Мид, в прошлом сезоне исполнявшая здесь же сложнейшую партию Семирамиды в одноименной опере Россини. Среди исполнителей также – Кери Алькема (Адальджиза), Эммануэль ди Виллароза (Поллион), Даниел Моббс (Оровезо).

Примечательно, что перед спектаклем зрителям предлагаются (конечно, бесплатно) лекции и дискуссии, что отвечает образовательной концепции фестиваля. Так, в 15.00 часов дня лекция «История оперы «Норма»; в 14.15 – «Искусство дуэтов бельканто», в 17.00 – «Беллини и Вагнер», в 19.00 – презентация собственно спектакля, который начинается в 20.00.

В афише нынешнего фестиваля также значатся редко исполняемая опера Доницетти «Мария ди Роган» и концерты оперной музыки.

56-ой Фестиваль Пуччини в Торре дель Лаго

Фестиваль пройдет с 16 июля по 22 августа. В программе оперные спектакли:

«Девушка c Запада» (16,23 июля,7 августа)

«Мадам Баттерфляй» (17 июля,1,14,22 августа)

«Турандот» 31 июля,6,12,20 августа)

«Тоска» 24,20 июля,8,13,21 августа)

Нашлось место и для балета - «Ромео и Джульетта» Прокофьева (в официальной афише ошибочно указан Чайковский).

Мюнхенский оперный фестиваль включает 30 опер

Очередной фестиваль открылся 28 июня. В этот день в новой постановке «Тоски» выступил Йонас Кауфман. Зрители увидят и услышат почти 30 опер, в том числе «Молчаливую женщину» Р. Штрауса с Дианой Дамрау.

Организаторы фестиваля предусмотрели два бесплатных концерта оперной музыки под открытым небом. Кроме того, будет организована прямая трансляция «Тоски» на большом экране на площади Макса-Иосифа с участием Кауфмана (Каварадосси) и Кариты Маттилы в партии Тоски.

«Саломея» в Ковент Гардене детям не рекомендуется

Предваряя премьеру «Саломеи» Р.Штрауса, администрация Королевской оперы заботливо предупреждает, что спектакль «включает сцены насилия и наготы». Добавьте к этому лужи крови, недвусмысленные претензии на некрофилию и вы получите полную картину постановочной мощи режиссера Дэвида МакВикара, пишет лондонский музыкальный обозреватель Уильям Хартстон. По его мнению, такой подход в какой-то степени оправдан литературным источником: «пьеса Оскара Уайльда рассказывает об эпохе деградации Римской империи».

Анжела Деноке, отмечает критик, продемонстрировала «выдающуюся интерпретацию» Саломеи, безупречно справившись с вокальными и драматическими трудностями. Причем ее танец не уступал высокому вокальному уровню, что не удивительно, учитывая ее хореографическое в прошлом образование.

Хартстон отмечает ровный и сильный состав: Дж. Рейтер (Иоканаан), Ирина Мишура (Иродиада), Герхард Сигель (Ирод). «Звездой спектакля была и музыка Штрауса, которой с огромным темпераментом дирижировал Хартмут Хенкен».

Ушел из жизни Чезаре Сьепи

Знаменитый бас Чезаре Сьепи (иногда пишут: Сиепи) скончался 5 июля в Атланте, в возрасте 87 лет.

Он родился в Милане в 1923 году, там же закончил консерваторию. Дебютировал в 1941 в Венеции партией Спарафучиле в «Риголетто». Будучи противником фашизма, эмигрировал в Швейцарию и вернулся домой только после второй мировой войны. В конце сороковых выступал в Ла Скала, но основная его карьера прошла на сцене Мета, где он пел с 1950 по 1974 гг. Среди лучших партий - Дон Жуан, Фигаро («Свадьба Фигаро»), Филипп II («Дон Карлос»), Мефистофель («Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто), Борис Годунов, Гурнеманц («Парсифаль»). Чезаре не чурался и жанра мюзикла, охотно принимая приглашения бродвейских театров.

В одном из следующих выпусков нашего журнала читайте статью, посвященную его памяти.

Опера помогает экономике

Художественный Совет Уэльса (аналог нашего Минкультуры) объявил о сокращении финансирования 32 организаций, включая Национальную оперу. В ответ директор театра Питер Беллингэм разразился пространным спичем, утверждая, что в условиях кризиса правительству надо ориентироваться не только на творческие заслуги коллективов, но и на их реальный вклад в развитие экономики страны. В качестве примера привел, разумеется, возглавляемый им оперный театр. Упомянув о его значении в духовной и культурной жизни, «безукоризненной творческой репутации», он перешел к цифрам. Они довольно любопытны. Бюджет Национальной оперы складывается из гранта Художественного Совета Уэльса (4 миллиона ф.ст.), а также дотации, предоставляемой Художественным Советом Англии (еще 7 миллионов), продажи билетов (3.3 миллиона), спонсорских средств (1.3 миллиона ф.ст.). Итак, общий размер получаемых доходов в несколько раз превышает местное государственное финансирование.

Кроме того, театр обеспечивает 250 рабочих мест плюс контракты с приглашенными музыкантами, певцами. Существующая при театре Мастерская сценографии не только обслуживает Оперу Уэльса, но и получает заказы от Ковент Гардена, фестиваля в Глайндборне, оперных театров Европы и Америки. Все это помогает экономическому развитию Уэльса, делает вывод из своих подсчетов Питер Беллингэм.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ