Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Михайловский театр стал членом Opera Europa

С сентября 2010 года Михайловский театр стал официальным членом ассоциации европейских оперных театров Opera Europa. На сайте Михайловского театра этой организации дается такая характеристика:

«Opera Europa — это уникальная площадка для обмена опытом, координации творческих планов и синергии ресурсов. Театры, входящие в состав ассоциации, ежегодно принимают участие в конференциях и ассамблеях, посвященных вопросам расширения аудитории, освоения новых площадок, договариваются о сотрудничестве в подготовке новых постановок.

Участниками ассоциации являются все ведущие театры Европы, среди которых Королевская опера Ковент-Гарден, Парижская опера, театр Реал, Ла Скала, Венская опера и Баварская опера, Мариинский и Большой театры».

Первый абонемент Мариинского театра в регионах России

12 сентября концертным исполнением оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» стартовал крупный региональный проект Мариинского театра – первый абонемент театра за пределами Санкт-Петербурга.

В течение сезона 2010-2011 с сентября по апрель театр даст шесть представлений в Великом Новгороде на сцене Областной филармонии. В концертах абонемента примут участие оркестр под управлением Валерия Гергиева, солисты оперы и балета, хор театра, солисты Академии молодых оперных певцов, камерные ансамбли солистов оркестра – брасс-ансамбль и Страдивари-оркестр.

Валерий Гергиев неоднократно заявлял о том, что гастроли Мариинки по регионам России – одно из важных направлений деятельности театра: «Движение в регионы России является одним из абсолютных приоритетов в сегодняшней нашей творческой деятельности. Это не случайный, а очень серьезно организованный процесс. Для нас выступить в Мурманске или Красноярске, в Казани или Самаре, Беломорске, Великом Новгороде, во Пскове, в Краснодаре, во Владикавказе ничуть не менее важно и значимо, чем на ведущих сценах мира. Выступления там эмоционально дают нам возможность острее ощутить себя представителями огромной армии российских артистов и музыкантов, может быть, даже избранными ее представителями».

Помимо «Лючии ди Ламмермур» (12 сентября) в абонементе также:
23 октября 2010 - концерт хора Мариинского театра
20 ноября 2010 - гала-программа солистов Академии молодых оперных певцов театра
26 февраля 2011 - Страдивари-оркестр Мариинского театра
26 марта 2011 - брасс-ансамбль Мариинского театра
3 апреля 2011 – гала-концерт балета Мариинского театра

Газета «Женьминь Жибао» об исполнении национальной китайской оперы в Кремле

Главный партийный орган Китая газета «Женьминь Жибао» опубликовала заметку о редком в музыкальной жизни России событии: на сцене Кремлевского дворца 9 сентября была дана национальная китайская опера «Поэма о деве Мулань» в рамках Года китайского языка в России. Известная молодая певица Тань Цзин сыграла роль девушки, которая переоделась в мужчину, и вместо отца пошла в армию (вам этот сюжет не напоминает популярный отечественный фильм, кстати, музыкальный?).

В газетной заметке спектакль охарактеризован как «совместное произведение китайских и российских деятелей искусства». Под управлением дирижера Ли Юйнина играл Симфонический оркестр имени Сергея Рахманинова. Газета пишет, что опера стала масштабным культурным событием высшего уровня. С утверждением высшего партийного органа мы по старой привычке не можем не согласиться.

13 сентября постановка была также представлена в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре.

Мет отмечает юбилей Ливайна

40 лет назад Джеймс Ливайн впервые встал за дирижерским пультом в Метрополитен опере. В честь этой знаменательной даты компания Мет выпускает 21 сентября два альбома DVD записей спектаклей под руководством Ливайна, один включает 11 опер и фрагменты разных концертов (21 диск), другой – 11 опер на 32 дисках. По мнению музыкантов и поклонников Мета, оркестр добился за последние десятилетия общепризнанного высочайшего исполнительского уровня во многом благодаря своему главному дирижеру.

Интенсивную работу в оперном театре Ливайн совмещает с руководством Бостонского симфонического оркестра. Ему часто приходится мотаться из одного города в другой, иногда под мощным прессом цейтнота. Так, 9 октября, в субботу, он будет дирижировать дневным спектаклем («Золото Рейна»), а вечером того же дня предстоит концерт в Бостоне из произведений Малера. Трудяга Джеймс в последнее время испытывает проблемы со здоровьем. Весной этого года он был вынужден взять продолжительный тайм-аут из-за операции. Лечение прошло успешно и 27 сентября Ливайн вновь поднимется на дирижерский подиум Мета, чтобы открыть новый сезон оперой Вагнера.

Королевская опера Ковент Гарден открыла в Лондоне новый сезон не в полном составе

В то время как основная часть оперной труппы с успехом гастролирует в Японии, музыканты, оставшиеся дома, открыли сезон 2010-2011 операми «Так поступают все» и «Дон Паскуале». Последняя привлекла внимание критиков новым составом исполнителей, включая дирижера Эвелино Пидо. Музыкальный обозреватель газеты «Телеграф» Руперт Кристиансен помнит премьеру 2004 года, в сравнении с которой нынешняя версия спектакля (постановщик Джонатан Миллер, художник Изабелла Байуотер), по его мнению, проигрывает. И декорации, и костюмы, и макияж артистов – все выглядит как в театре кукол: «вместо реальных людей мы видим кукол». Отодвинутые вглубь мизансцены артисты усиливают это впечатление.

Титульную партию спел Паоло Гаванелли. Отмечая, что он представляет старую итальянскую школу и, наверное, будет весьма интересен в партии Риголетто, в которой выступит на этой же сцене через месяц, обозреватель считает, что ему не хватает таланта комика. Дон Паскуале в его исполнении трогателен, но совсем не забавен.

Для певицы из Коста-Рики Ириде Мартинец выступление в партии Норины стало дебютным в Ковент Гардене. Ее голос показался журналисту «чересчур резким, нервным, натужным, по крайней мере, до финальной сцены, где она продемонстрировала настоящий вокальный фейрверк, приоткрыв свой реальный потенциал». Барри Бэнкс энергично и темпераментно провел партию Эрнесто, в то время как Жак Имбрайло в роли доктора Малатесты выглядел схематично и довольно бледно. Несколько лихорадочная манера дирижирования Эвелино Пидо иногда оборачивалась небрежностями и потерей ансамбля. «Похоже, это его совсем не волновало», заключает обозреватель «Телеграфа».

Опера на зловещий сюжет Кафки показана жителям Лондона

Опера американского композитора Филиппа Гласса «В исправительной колонии», поставленная Музыкальным театром Уэльса, на этой неделе впервые прозвучала в Лондоне. В основе либретто – одноименный рассказ Кафки, один из самых зловещих в литературном наследии писателя. Герой повествования приезжает в тюремный лагерь с неприятной для него миссией: быть надзирателем казни осужденных. Ему демонстрируют чудовищное изобретение – машину, которая выкалывает на теле несчастного статью уголовного кодекса, по которой он осужден. Палач просит согласия героя казнить таким зверским образом очередного осужденного, но, получив решительный отказ, решает пожертвовать собой. Пересказывать произведения Кафки сложно, но, понятно, что речь идет о весьма мрачном сюжете.

«Я увлекся Кафкой, когда мне было всего 15 лет, - рассказал композитор корреспонденту газеты «Телеграф», - для молодого человека всякие ненормальности и странности весьма привлекательны… Кафка открывает врата в мир воображения». Реализм мало интересует композитора.

Опера написана для крохотного оркестра и практически камерного исполнения. Беседуя за кружкой эля в одном из пабов Эдинбурга, Гласс пояснил корреспонденту: «Я бы и хотел сочинить большую оперу, но театры меня игнорируют. Поэтому я решил пока ограничиваться «карманными произведениями», где мало певцов, с декорациями, которые можно перевозить в двух чемоданах, операми для показа в небольшом помещении, таком, например, как здесь», сказал он, обведя рукой зал паба.

Спектакль прошел на скромной сцене Linbury Studio, принадлежащей Королевской опере, а затем отправился на гастроли по городам Великобритании.

Филипп Гласс знаком московским любителям музыки: со своим оркестром он дал два концерта в ММДМ в ноябре 2003 года.

Многообещающее начало сезона 2010-2011 в Опере Сан-Франциско

Новый сезон в Опере СанФранциско открылся оперой «Аида». И это был полный успех, отмечают местные критики. Похоже, что генеральный директор Дэвид Гокли, обещавший, что, несмотря на экономический кризис, компания продолжит линию на создание высококачественных спектаклей и приглашение мировых звезд, свое слово держит. В результате кооперации и сотрудничества трех театров (плюс Гранд Опера Хьюстона и Английская Национальная Опера) постановка «Аиды» режиссером Джо Дейвисом (Jo Davies), художниками Зандрой Роудз и Кристофером Маравичем вылилась в грандиозное и помпезное зрелище, вполне уместное для торжественного гала-открытия. Как пишет один из обозревателей, «под руководством маэстро Никола Луизотти и руководителя хора Яна Робертсона эта постановка «Аиды» отвечает самому высокому вердиевскому идеалу».

Сопрано Микаэла Карози, дебютировавшая в партии Аиды, продемонстрировала сильный и гибкий голос, которому, впрочем, не хватало краски и экспрессивной теплоты. По мнению критиков, ей особенно удался третий акт – ария "Oh, patria mia" и дуэты. Тенор Марчелло Джиордани на удивление слабо спел выходную арию "Celeste Aida", но затем выглядел уверенно и убедительно, показав и вокальную звучность, и страстность, и нужную фразировку. Долора Зайик мощно спела партию Амнерис, выражая неодолимо яростный темперамент героини роскошным, непогрешимо точным по тональности звучанием меццо-сопрано. Баритон Марко Вратонья был почти не слышен в нижнем регистре, но зато прекрасно раскрыл свирепый и дикий характер отца Аиды. Менее впечатлили критиков бас Хао Тиан (Рамфис) и бас-баритон Кристиан Ван Хорн (царь Египта).

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ