Новый сезон Екатеринбургского театра оперы и балета - предъюбилейный: в следующем году театру исполнится сто лет. Изменился кадровый состав театра. Главным дирижером Екатеринбургского театра в этом году назначен Павел Клиничев, дирижер Большого театра России. Зрителям екатеринбургского театра он знаком по премьерам прошлого сезона: опере «Царская невеста» и балету «Лебединое озеро». 23 сентября 99-й сезон театра открылся оперой Римского-Корсакова «Царская невеста» под руководством Павла Клиничева.
Должность главного хормейстера в театре заняла Эльвира Гайфуллина.
Павел Клиничев окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского в 1998 г. по специальности "хоровое дирижирование" (класс Бориса Тевлина) и в 2000 г. как симфонический дирижер (класс Марка Эрмлера), затем - аспирантуру Московской консерватории. Будучи студентом 4-го курса, стал стажером-дирижером Большого театра. С 2001 г. - дирижер Большого театра.
Дирижер является музыкальным руководителем ряда постановок в российских театрах, среди которых «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова и «Лебединое озеро» П. Чайковского в Екатеринбурге, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в Ростове-на-Дону; «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П. Чайковского в Астрахани.
Павел Клиничев гастролировал с оперой, балетом и оркестром Большого театра на многих прославленных площадках мира, среди которых Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент Гарден, Центр Исполнительских искусств имени Джона Кеннеди, Гранд-Опера, Мариинский театр, Бунка Кайкан (Токио), Национальный центр исполнительских искусств (Пекин).
Выступал с симфоническим оркестром Большого театра, Санкт-Петербургским филармоническим оркестром, оркестром Национальной Академии Санта-Чечилия, Тайпейским симфоническим оркестром, оркестром Академии Запада (Калифорния), академическими оркестрами Санкт-Петербурга, Саратова и Ростова-на-Дону с различными симфоническими программами. Среди записей: CD с Камерным оркестром Большого театра (Universal Music Group), DVD «Спартак» с балетом Большого театра и оркестром Колонна (Париж, Decca). Павел Клиничев преподает дирижирование в Московской консерватории.
На пресс-конференции, посвященной новому сезону Большого, руководство театра рассказало о планах. Собственно, ничего принципиально нового с тем, что было озвучено им же еще весной. На фоне блистательных перспектив балетной труппы опера выглядит бедной родственницей на чужом празднике. Всего две премьеры: «Дон Жуан» и «Золотой петушок». Зато впервые 26 ноября будет транслироваться вживую по каналу «Меццо» из Большого опера «Воццек», едва ли не единственная удача за последние годы. Повезло обладателям тарелки НТВ плюс. Увы, их в России немного. Управляющая оперной труппой Маквала Касрашвили отметила, что обычно бывает нелегко найти артистов, которыми можно удачно пополнить оперную труппу. Но в прошлом сезоне Большой сделал два очень удачных "приобретения" - Динару Алиеву и Дмитрия Белосельского. Высоко была оценена и деятельность поставщика потенциальных оперных кадров - Молодежной оперной программы. Практически все ее участники успешно ввелись в текущий репертуар театра. В этом году Программа пополнилась новыми артистами: это Валентина Феденева, Надежда Карязина, Алексей Лавров, Григорий Шкарупа, Кирилл Кузьмин.
Кто знает, может быть, они то и вернут опере Большого утраченную за последние двадцать лет мировую славу.
Американские агентства сообщили, что Сьюзан Бейкер, председатель правления Городской оперы, покинула свой пост после семи лет безрезультатной борьбы с бюджетным дефицитом. В сезоне 2008-2009 дефицит составил без малого 20 миллионов долларов. Бейкер безуспешно пыталась найти для компании новое помещение, за пределами Линкольн центра. Ей же приписывают неудачную попытку заполучить в качестве художественного руководителя Жерара Мортье, который предпочел Нью-Йорку Мадрид. Председательское место занял вице-председатель Philip Morris International Чарльз Уолл.
Нынешний генеральный директор компании, вообще-то новичок в мире оперы, Джордж Стил предпринял шаги для сокращения дефицита, уволив ряд служащих и переуступив сцену на несколько недель финансово более благополучному Городскому балету Нью-Йорка.
20 сентября открыл очередной новый сезон оперный театр Сан-Франциско. В этот вечер давали «Свадьбу Фигаро». Спектакль отмечен рядом дебютов. На эту сцену впервые вышли давно ожидаемая местными любителями музыки Даниеле де Ниезе (Сюзанна), американская сопрано Элли Дэн (графиня). Впервые партию Керубино исполнила канадская меццо-сопрано Мишель Лозье.
Основное внимание критики уделили Ниезе, от которой ждут многого в этом сезоне. Похвалы удостоился и молодой бас-баритон Лука Пизарони (Фигаро), уже знакомый завсегдатаям театра по «Дон Жуану», где он пел Мазетто в 2007 году.
Оперу поставил Джон Копли, связанный с Сан-Франциско с 1982 года (шесть сезонов отработал здесь режиссером). Спектаклем дирижировал Никола Луизотти.
26 сентября в рамках Международного фестиваля оперы, проходящего в румынском городе Сибиу, представлена опера «Трагедия Кармен», которую сочинил на известный сюжет румынский композитор Мариус Констан. Оперу привез из итальянского города Сполето Экспериментальный оперный театр. Поставил ее Джулиано Бетта. Естественно, все партии пели итальянцы: Надя Пираццини (Кармен), Дебора Леонетти (Микаэла), Роберто Креска (Хозе), Серджио Витале (Эскамильо).
Мариус Констан совершил, можно сказать, героический поступок, не побоявшись взять тот же сюжет, на который написана едва ли не самая популярная и часто исполняемая опера Бизе. Он сочинил свою «Кармен» в 1981 году в Париже, куда перебрался из Румынии после войны. Известный также как сценарист десятка фильмов разных жанров, он умер в 2004 году в возрасте 79 лет.
Британия вскоре получит новый необычный театр. В помещении паба в северной части Лондона, где с 1970 года шли спектакли театра «Королевская голова» (King’s Head Theatre), открывает свой первый сезон «Малый оперный театр» (Little Opera House). С октября там будут ставиться классические и современные оперы. Директор театра Джонатан Миллер в интервью газете «The Observer» сказал: «Мы живем в абсолютно несправедливом обществе. Множество людей лишены привилегии ходить в большие оперные театры, где ставятся грандиозные дорогостоящие спектакли. Такое положение аморально».
Этот проект, считает Миллер, поможет преодолеть социальный барьер, ведь максимальная стоимость билета составит 15 фунтов (примерно, 750 рублей по сегодняшнему курсу). Помимо социального аспекта, для него важна и художественная концепция малого театра: «Ставя спектакли камерного, интимного масштаба для зрителей, число которых не превышает сотни, для зала, неотделимого от сцены, вы совершенно по-новому осмысливаете и интерпретируете музыкальное произведение».
В планах Малого оперного – «Севильский цирюльник», осовремененная версия «Мадам Баттерфлай», «Лулу» Берга, а также оперы, сочиняемые специально для этого театра.
Опера Канады по примеру многих театров ввела стоячие места – боковые третьего и четвертого ярусов. Здесь и раньше предлагались существенные скидки на оставшиеся непроданными места, но обычно все раскупается заранее, и приобрести билет в день спектакля всегда было проблемой. Теперь же накануне спектакля, в 11 часов утра, желающие могут купить недорогой билет.
В Венской опере такая практика существует с незапамятных времен. Начало распродажи стоячих мест там сдвинуто ближе к представлению. «Если в этот день дают Вагнера, то надо хорошо поработать локтями. - рассказывает в газете The Toronto Star скрипач, проработавший в Вене порядочно времени, - фанаты Вагнера вообще отличаются повышенной агрессивностью, с ними ухо надо держать востро. Можно, конечно, пометить занятое вами удобное местечко платком или галстуком, но не факт, что, отлучившись на пару минут, вы найдете его не занятым. Так что конфликты и даже потасовки в Staatsoper – дело не редкое».
В зале Four Seasons Centre, где идут спектакли Оперы Канады, стоячие места пронумерованы. К тому же с них видна вся сцена. Так что дело за удобной обувью и мягким диваном в фойе, где можно передохнуть в антракте.
Все четыре спектакля «Кольца Нибелунгов» в обновленной постановке оперного театра Кельна прошли в Шанхае в большим успехом. Зал местного Большого театра (Shanghai Grand Theater) заполнялся на 90%, удовлетворенно замечает газета «Женьминь Жибао».
Шанхай стал первым городом за пределами Германии, где Кельнская опера показала новую версию Кольца, премьера которой прошла в июне. Тетралогия Вагнера – в постоянном репертуаре этого театра и обновляется каждые 20 лет, отмечает агентство Синьхуа.