Один из старейших театров страны ведет свою историю с 1783 года, когда был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр. Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену так называемого Театра-цирка, который в 1859 году сгорел. Под руководством архитектора Альберто Кавоса здание было быстро восстановлено. Торжественное открытие возрожденного театра, названного Мариинским по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны, состоялось 2 октября 1860 года. Сезон открыла опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (дирижер К. Н. Лядов).
С тех пор Мариинский театр является символом русской театральной культуры. На этой сцене состоялось множество премьер опер и балетов, ставших впоследствии признанной классикой и украшением театральных сцен всего мира. Свидетель триумфов не одного поколения звезд оперы и балета, Мариинский театр и ныне хранит и приумножает славу российского искусства.
В честь 150-летия со дня открытия здания Мариинского театра было дано гала-представление с участием ведущих артистов театра и зарубежных звезд.
30 сентября 1935 года в Колониальном театре Бостона состоялась историческая мировая премьера оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Этот безусловный шедевр, написанный в народно-джазовом стиле, имел огромный успех на премьере. Любопытно, что в этой постановке прослеживается отчетливый «русский след». Не говоря уже о том, что сам Гершвин происходил из семьи русских эмигрантов, все основные авторы спектакля тоже имеют непосредственное отношение к дореволюционной России. Дирижер Александр Смолленс (1889-1972), был русским эмигрантом (настоящая его фамилия Смоленский). Еще до революции он ребенком вместе с семьей уехал в США. Режиссер-постановщик Рубен Мамулян (1897-1987) – уроженец Тбилиси, выпускник Московского университета, покинул Советскую Россию в 1922 году. Впоследствии стал очень известным режиссером театра и кино, ставил бродвейские мюзиклы. Наконец, сценографом спектакля стал выдающийся русский художник Сергей Судейкин, чье имя связано с расцветом русской живописи начала 20 века, с художественными объединениями «Голубая роза» и «Мир искусства». В эмиграции он активно трудился на ниве оперного и балетного искусства, проработав много лет в театре Метрополитен и поставив там ряд блестящих спектаклей (среди них «Петрушка» и «Соловей» Стравинского, «Садко» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, а также «Волшебная флейта» Моцарта, «Миньон» Тома, «Летучий голландец» Вагнера).
Заглавные партии на мировой премьере «Порги и Бесс» исполняли американские артисты Роберт Т. Дункан (1903-1998) и Анна Браун (1915-2009).
Европейская премьера прошла в 1943 году в Копенгагене, где опера была поставлена в условиях нацистской оккупации силами немецкой труппы. В заглавных ролях были заняты датские певцы Франс Андерссон (1911-1988) и Эльзе Бремс (1908-1995). Два десятка спектаклей прошли с полным аншлагом и затем были запрещены нацистами. В 1945 «Порги и Бесс» исполнили в Цюрихе на немецком языке. Наконец, в 1952 в Далласе была основана специальная гастрольная труппа «Эвримен-опера» для пропаганды опуса Гершвина в Европе. Эта постановка (дирижер все тот же Смолленс, режиссер Р. Брин) объездила многие страны Старого света, побывав в Париже, Лондоне, Берлине, Варшаве, Риме и др. Труппа гастролировала и в СССР (1956, Москва, Ленинград). В 1951-54 с труппой в роли Бесс выступала выдающаяся негритянская певица Леонтина Прайс.
Русская премьера оперы состоялась 18 апреля 1945 года в Москве. Спектакль был осуществлен силами Ансамбля советской оперы ВТО (художественный руководитель К. Попов, музыкальный руководитель А. Хессин). В заглавных партиях были заняты И. А. Петров и В. Малькова.
Первой полноценной театральной постановкой в СССР стал спектакль в Таллине (1966, в роли Порги – Г. Отс). Наконец, на русской сцене «Порги и Бесс» была поставлена в МАЛЕГОТе (1972, дирижер Ю. Темирканов, режиссер Э. Пасынков, в главных ролях Г. Селезнев и Е. Целовальник).
Татарский академический театр оперы и балета открыл 72-й театральный сезон премьерой оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Эта опера уже была поставлена на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля в 2005 году французским режиссером Жаннет Астер и художником Игорем Гриневичем. Тогда постановщики адаптировали историю двух любящих сердец, жестоко и хладнокровно разлученных близкими им людьми, к современным условиям. Режиссер-постановщик новой версии спектакля, Михаил Панджавидзе предлагает свою трактовку того же сюжета: «Действие оперы происходит в наши дни, в условиях столкновения враждующих корпоративных интересов. Так получается, что в современном урбанистическом обществе люди незаметно для себя превращаются в некую функцию, придаток к бирже, к станку, который печатает деньги. Если в этом мире рождается человек, не похожий на остальных, светлый и чистый, то он нежизнеспособен, рано или поздно агрессивная внешняя среда неизбежно уничтожит его. Любовь в этом мире является проблемой, для нее нет места. Именно поэтому любовь главных героев оперы Лючии и Эдгардо (в русской традиции Эдгара – прим. ред.) – обречена». Музыкальным руководителем постановки выступил главный дирижер театра Ренат Салаватов. Авторы световой партитуры и компьютерных видеопроекций – столичные специалисты Сергей Шевченко (Большой театр России) и Павел Суворов (ТВ «Ано-Новости»). Хормейстер – Любовь Дразнина. Главные партии исполняют Альбина Шагимуратова и Ирина Гагите (Лючия), Игорь Борко и Чингис Аюшеев (Эдгардо), Юрий Ившин и Станислав Трифонов (Энрико), Сергей Ковнир и Владимир Васильев (Раймондо) и другие.
На музыкального обозревателя Associated Press Майка Сильвермана спектакль «Золото Рейна» в постановке Лепажа, которым Мет открыл 27 сентября очередной сезон, произвел сильное впечатление оригинальными техническими находками, компьютерными проекциями и световыми эффектами, коим он посвятил львиную часть своей рецензии. Но, конечно, не забыл упомянуть исполнителей, среди которых выделяет Б. Терфеля в роли Вотана: «Терфель создает захватывающий образ решительного и горячего бога, преисполненного чувством отваги и молодечества. Он демонстрирует мощный вокал, где звучные высокие ноты чередуются с мягко модулированными фразами». В мастерстве ему не уступала американская меццо-сопрано Стефани Блайт в партии Фрики, считает критик: «свободная, широкая амплитуда ее голоса впечатляет, равно как и великолепная тональность звучания». Сильвермен также отмечает выступления басов Франца-Йозефа Зелига и Ганса-Петера Кёнига, тенора Ричарда Крофта.
После долгого перерыва, вызванного болезнью, за дирижерский пульт вновь встал Джеймс Ливайн. Исполнителей и постановщика Лепажа, когда они вышли на поклоны, публика встретила вполне доброжелательно. Хотя и не обошлось без сварливого бу-бу, но это ни в какое сравнение не идет с премьерой «Тоски» режиссера Бонди год назад, дружно освистанной и зрителями, и критиками. Тетралогия продолжится весной «Валькирией», а завершится проект стоимостью 16 миллионов долларов уже в следующем сезоне 2011-2012 гг.
Оперу «Почтальон» (Il Postino) написал Даниэль Катан. Сюжет заимствован из одноименного кинофильма 1994 года, литературным первоисточником которого стала книга «Испепеляющая стойкость» («Ardiente Paciencia») Антонио Скарметы. Действие оперы перенесено из Чили в Италию, в 50-е годы. Либретто, однако, на испанском и поют на нем. По завершении спектакля 69-летний Пласидо Доминго в роли поэта Пабло Неруда и 35-летний Чарльз Кастроново в партии Почтальона удостоились продолжительной овации.
По мнению критиков, музыка оперы мало похожа на другие современные сочинения. Она скорее напоминает стилистику Пуччини. В ней есть арии, дуэты, сочная мелодика - все, что по-прежнему притягивает множество людей к этому жанру музыкального искусства. Любопытно, что Катан по примеру многих оперных классиков сочинял оперу под голос конкретного певца, в данном случае - Пласидо Доминго, не злоупотребляя высоким регистром, учитывая возраст персонажа и его исполнителя, но одарив партию красивыми ариями. Кстати, это уже 134-я оперная роль в карьере Доминго, конца которой не видно. И слава Богу.
В канун нового сезона в топ-менеджменте театра произошли существенные изменения. Спустя несколько дней после того, как Пласидо Доминго подписал контракт, гарантирующий ему место гендиректора до конца 2013 года, было объявлено, что Стивен Раунтри к своей должности президента Музыкального центра Лос-Анжелеса добавил позицию главного исполнительного директора Оперы. До сего дня этот пост занимал Марк Стерн, который теперь возглавит правление театра. Еще одно руководящее лицо, Кристофер Кельш, займет должность главного распорядителя, оставаясь одновременно вице-президентом Оперы по музыкальному планированию. И Стерн, и Кельш подчиняются гендиректору, то есть Доминго.
Как объяснил Раунтри журналистам, все эти переназначения обусловлены необходимостью финансового выздоровления. Напомним, что в прошлом году театр был вынужден взять 14-миллионный кредит, в частности, для того, чтобы реализовать амбициозный дорогостоящий проект - вагнеровское «Кольцо». А долги в Америке принято возвращать.
На днях Вашингтонская национальная опера (ВНО) объявила, что ее генеральный директор Пласидо Доминго покинет этот пост в следующем году. С 1996 года он работал художественным руководителем, а с 2003 – и гендиректором. В официальном пресс-релизе приводятся слова Доминго, произнесенные на заседании Совета попечителей 27 сентября: «В течение последних 14 лет я имел честь и удовольствие возглавлять ВНО. Это было длительное и плодотворное сотрудничество. Хотя я и впредь буду помогать театру, прежде всего художественными средствами, нынешний, пятнадцатый сезон – последний для меня в качестве генерального директора» («Балтимор Сан»).
В свою очередь президент ВНО Кеннет Фейнберг отметил: «Мы высоко ценим все, что Пласидо Доминго сделал для нашего театра, и конечно будем грустить о его уходе, но все хорошее имеет свой конец». Доминго споет весной в «Ифигении в Тавриде» и продирижирует операми «Мадам Баттерфляй» и «Дон Паскуале».
Знаменитая меццо-сопрано из Чехословакии 83-летняя Сона Червена отрицает обвинения в том, что она сотрудничала с секретной службой во времена коммунистического правления в этой стране. В интервью агентству ЧТК она заявила, что опротестовала включение ее фамилии в «черный список» внештатных агентов местной разновидности КГБ. Она утверждает, что никогда не подписывала никаких соглашений на этот счет и более того, была вынуждена эмигрировать из Чехословакии, поскольку ее преследовали.
Червена эмигрировала в Германию в 1962 году. В течение долгой карьеры выступала по всему миру, чаще всего в Германии и Сан-Франциско, но также в Барселоне, Милане, Париже, Вене, Амстердаме, Лос-Анжелесе, Чикаго и многих других городах. В 2004 году она вернулась на родину и вскоре была избрана Почетным членом Государственной Пражской оперы.
Подготовили В. Светозаров и Е. Цодоков («Порги и Бесс»)