Октябрь – месяц явного оживления по оперной части в главном театре страны: 4 числа состоялся концерт коллективов Большого театра в Концертном зале имени Чайковского, где произведениями Бизе, Равеля и Стравинского дирижировал вновь назначенный главный дирижер Василий Синайский; 12-го и 13-го интереснейшая концертная программа прозвучала уже в стенах самого театра; а на конец месяца приходится и первая театральная работа оперной труппы этого сезона – великая опера Моцарта «Дон Жуан» после громадного перерыва возвращается на эти подмостки в интерпретации сверхмодных Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса. Поклонников Большого такое оживление не может не радовать: слишком уж мало происходит событий на первой московской сцене, и вне зависимости от качества предлагаемого продукта, мы в общем-то рады появляющимся новинкам.
Особенно радость доставляют мероприятия, в качестве которых сомневаться не приходится. Именно таким оказался концерт, программа которого была дважды повторена в середине месяца. Правда, она несколько отличалась от первоначально заявленной – опера Цемлинского «Карлик» так и не прозвучала. Тем не менее, ее составители, бесспорно, имеют хороший вкус: предложенные произведения прекрасно сочетаются друг с другом, они все из одного стилистического пласта, примерно из одного времени, из одной эпохи. Каждое из них не назовешь уж слишком раритетным для Москвы. Увертюра к «Гензелю и Гретель» Хумпердинка, открывшая концерт, исполняется в концертах нередко, более того, сама опера сегодня – в репертуаре московского театра «Русская опера». Песни Рихарда Штрауса сегодня довольно-таки популярны среди российских вокалистов, их тоже не отнесешь к каким-то уж очень невиданным изыскам. Наконец, опера Равеля «Дитя и волшебство», хотя и не относится к мейнстриму отечественного музыкального театра, тем не менее, периодически появляется на наших сценах, в частности, в столице она сегодня – в репертуаре Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Тем не менее, все вместе, как целостная композиция, программа концерта выглядела весьма притягательно и эстетически выдержано: в ней не было больших стилевых контрастов, однако определенно от нее веяло духом изысканного, рафинированного музыкального вкуса.
Главным героем вечера стал оркестр Большого театра, которым на этот раз управлял молодой французский дирижер Бенжамин Пьоннье, известный в столице по концертному исполнению оперы Гуно «Ромео и Джульетта» в прошлом сезоне. Мягкий, красивый звук, чуткое аккомпанирование певцам, там, где уместно – мощь и густота звучания (в «вагнерианских» кусках хумпердинковской увертюры), где необходимо – нежная, прозрачная звукопись, тонкие нюансы, игра тембров (песни Штрауса, опус Равеля). Коллектив звучал слаженно, четко, сыгранно, был аккуратен в динамических оттенках, форма каждого произведения была подана максимально сбалансировано – от этого совсем непростые опусы (в особенности это относится к опере Равеля) прозвучали почти что эталонно.
В целом благополучно обстояло дело и с вокалом. Возможно, никто не поразил до глубины души, но определенный, и достаточно высокий уровень качества был выдержан. Шведка Камилла Тиллинг уже известна московской публике по ее выступлению в Московской филармонии зимой этого года с Российским национальным оркестром: тогда певица исполняла родную для нее скандинавскую музыку (Сибелиуса, Грига). Ее сопрано аккуратно, технично, приятного тембра, в нем нет особой мощи и завораживающей красоты, но в целом ее пение производит впечатление за счет тонкости нюансировки и общей музыкальности. Тиллинг хорошо знает свои возможности и умело ими пользуется. Все пять песен Штрауса отличало проникновенное исполнение и разнохарактерность, каждая из них получилась совершенно особой, непохожей на другие. Даже трудно назвать какую-то в качестве наиболее удачной – пожалуй, «Материнское кокетство» на стихи Бюргера прозвучала наиболее свежо и запоминающеся.
Опера Равеля – только по фабуле детское произведение. По своим изысканным музыкальным красотам и сложности для музыкантов отнести ее к произведениям простым, для детских утренников – никак не получится. Большой театр предложил неплохой состав солистов – своих и приглашенных – для необычной в этих стенах музыки. Интересно показалась исполнительница центральной партии (Мальчик или Дитя) голландка Оливия Фермойлен: ее несколько пронзительный, с сипотцой голос в ином репертуаре, наверно, показался бы не слишком убедительным, но для непослушного ребенка, вырывающегося из-под родительской опеки, он просто находка. Сочный, красивый меццовый звук и одновременно неотразимое женское кокетство продемонстрировала геликоновка Ксения Вязникова (Мать, Китайская чашка, Стрекоза). Виртуозным и ярким вокалом порадовала австралийка Аллисон Белл (Огонь, Принцесса, Соловей). Ровное, культурное звучание и приятный тембр у участницы Молодежной программы Большого Александры Кадуриной (Кушетка, Белая кошка, Белка, Пастушок). Огненный темперамент не помешал Анне Аглатовой (Летучая мышь, Сова, Пастушка) сделать свое пение не только чрезвычайно эмоциональным, но и качественным по звуку. Достойно выступили и кавалеры – Вячеслав Почапский, Леонид Виленский и Евгений Поликанин.
Этим концертом Большой театр начинает практику концертных оперных исполнений на своей сцене – а точнее возрождает то, что уже слишком давно в практике первого оперного театра страны отсутствует. Что ж, начинание более чем многообещающее и отрадное. И что самое приятное – первый блин вышел совсем не комом.