В начавшемся 228 сезоне Мариинский театр активно развивает практику интернет-трансляций различных событий, проходящих на сцене и не только... Прежде всего внимание было сосредоточено на программах, адресованных подрастающему поколению. 10 октября состоялась трансляция первого спектакля-концерта, открывшего второй год занятий Академии Юных Театралов, — «В царстве славного Салтана».
Три дня подряд, 14, 15 и 16 октября, на странице http://media.mariinsky.ru/online/ велась трансляция из Академии молодых певцов Мариинского театра. Ее художественный руководитель Лариса Гергиева организовала Международный фестиваль мастер-классов, в работе которого приняли участие преподаватели вокала, концертмейстеры, молодые вокалисты России и зарубежья. On-line можно было посмотреть занятия, которые вели Хельге Дорш, Роберт Гонелла, Матье Пордой, Мирка Рошани и Анна-Мария Ферранте.
18 октября поклонники Марии Гулегиной получили возможность увидеть её сольный концерт в Мариинском театре.
За всё это время трансляции, осуществляемые Мариинским Медиа, принимали с 308 уникальных IP адресов. Загрузка интернет-каналов театра во время трансляций превышала 50 Mбит в секунду и, возможно, многие не смогли её посмотреть именно из-за недостатка пропускной способности каналов в интернете.
Признанная вердиевская сопрано Сондра Радвановски впервые в своей жизни спела Аиду в октябре в спектаклях Канадской оперы. Почему в Канаде?
Общеизвестно, что Канада дала впечатляющее число мировых оперных звезд, выступавших и выступающих в лучших театрах Европы и Америки, живущих по всему миру. Но очень редко зарубежные звезды выбирают своим местом постоянного жительства Канаду. Сондра Радвановски — приятное исключение, чей дом находится в Caledon Hills, один час езды к северо-западу от Торонто.
По случаю дебюта в партии Аиды она дала пространное интервью газете Globe and Mail, рассказав, в частности, почему променяла Нью-Йорк на Канаду. Все очень просто: Сондра вышла замуж за канадца Дункана Лира, вот уже несколько лет сочетающего семейные обязанности с менеджерскими, освободив супругу от всех организационных хлопот.
«Дункан, прошло уже два года, как я пела с Дмитрием (Хворостовским)
в России?», спросила она мужа.
«24 июня 2008 года», незамедлительно последовал точный ответ.
Тогда же она записала свой первый диск: «Арии из опер Верди». В произведениях этого композитора она чувствует себя уверенно и комфортно. Ее любимой остается партия Леоноры в «Трубадуре», которую она с успехом пела в Париже, Лондоне, Флоренции, Берлине, Нью-Йорке.
Сондра заметила в разговоре с журналистом Globe and Mail, что это было ее решение — дебютировать в «Аиде» именно здесь, в Торонто, где обрела свой дом. Хотя, как она признает, «дебютировать в Нью-Йорке с его мощной прессой, с его влиятельными критиками — совсем другое дело». Но Сондра уже считает себя укорененной канадкой: «Я люблю Канаду и больше нигде не желаю жить. Страна полуевропейская, полуамериканская, и это мне очень нравится. А люди здесь просто фантастика!»
Композитор Александр Гёр представил свою новую оперу «Обещанный финал» («Promised End»), которую он сочинил по мотивам трагедии Шекспира «Король Лир». В интервью газете «Телеграф» композитор отметил, что «надо быть сумасшедшим, чтобы взяться за одно из величайших произведений английской литературы, заранее понимая невозможность подняться на один уровень с гениальным драматургом. Но мне так хотелось написать еще одну оперу или ораторию с завершенным, законченным сюжетом».
Смысловой акцент 78-летний композитор сместил в сторону психологической характеристики короля Лира и графа Глочестера — «стареющих, совершающих ужасные ошибки и жестоко расплачивающихся за них». А вот отношения короля с дочерьми отодвинуты на второй план. Гёр, по его словам, взял на вооружение брехтовскую концепцию театра, которая заставляет зрителей думать, и соответственно с этой концепцией изменил шекспировский финал, где злодей Эдмунд перед смертью раскаивается. В его версии он умирает «триумфальным бастардом».
Опера поставлена English Touring Opera. После нескольких представлений в зале Linbury Studio «Ковент-Гардена», спектакль отправился на гастроли по городам Великобритании.
Экс-президент США стал главный героем оперы «Билли Блайт» (так назвали его при рождении, фамилию Клинтон ему подарил отчим). Оперу сочинили поэт и либреттист Брит Барбер и композитор Бонни Монтгомери, по словам которой, «жизнь Клинтона так и просится на сцену». Название оперы обусловлено тем, что в основу сюжета положены детские годы бывшего президента. Там нашлось место и теме любви, соединившей его родителей, и драмам в его семье.
Премьера запланирована на конец ноября и пройдет в родном штате Клинтона — Арканзасе.
Оперный певец Дэвид Рэндалл подал в суд иск с требованием возместить ему физический и материальный урон в связи с инцидентом, который произошел во время представления «Аиды» в Королевском датском театре в Копенгагене. Пол под певцом проломился, он упал, сломав шейку бедра, ногу, повредив плечи. 61-летний тенор заявил, что после этого случая, который произошел несколько лет назад, его карьера разрушена, он не выступает, его никуда не приглашают. Безденежье вынудило его даже продать свой дом.
Кстати, этот не первый несчастный случай с участием Рендалла. В 1998 году, во время финальной сцены оперы «Паяцы», он так ударил бутафорским ножиком своего партнера, что кровь, не бутафорская, а настоящая, потекла ручьем, и потребовалось вмешательство хирургов.
29 октября эта опера в постановке Эммы Данте вновь пройдет на миланской сцене — в конце сезона «Ла Скала» возвращается к версии, которая сезон открывала, о чем наш журнал подробно рассказывал. Наряду с исполнителями, которые уже выходили на эту сцену в декабре в партиях из этого бессмертного шедевра, намечены и новые певцы. В партии Микаэлы дебютирует греческая сопрано Алексия Вулгариду, а в титульной роли грузинку Аниту Рачвелишвили сменит солистка Театра Станиславского и Немировича-Данченко Елена Максимова. За дирижерским пультом — харизматичный венесуэлец Густаво Дудамель.
4 ноября бессмертная опера Бизе возобновляется и в Нью-Йорке: там она идет в спорной версии Ричарда Эйра, о которой наш журнал также подробно рассказывал. Среди солистов осенней серии те, кто уже пел в этой постановке в прошлом сезоне — Элина Гаранча (Кармен) и Брэндон Йованович (Хозе). А вот в январской серии появятся новые для Мет имена: «миланская цыганка» Рачвелишвили дебютирует в Золотой подкове, равно как и Женя Кюхмайер впервые представит нью-йоркцам свою Микаэлу.