«Богема», возможно, одна из самых часто исполняемых опер в мире, очень трудна для постановки, поскольку любовная история парижской богемы, прозябающей в голоде и холоде, требует от исполнителей соединения земных, плотских с божественной музыкой, пишет музыкальный обозреватель Самуэль Смит на сайте londonist.com. Он посмотрел спектакль Английской национальной оперы, поставленный Джонатаном Миллером, и отмечает, что режиссер принял этот вызов, перенеся действие в Париж 1930-х кризисных годов и придав максимум правдоподобности поступкам, поведению персонажей.
Он хвалит сценографию Изабеллы Байуотер, которой удалось показать и волшебство магического Сочельника, и одновременно нищету парижской трущобы. Состав также, по его мнению, куда как хорош. Гуин Хьюз Джонс (Рудольф) продемонстрировал замечательный вокал, а Элизабет Ллуэллин (Мими) — и прекрасную игру, и высокого качества пение. Дирижеру Стивену Лорду удалось извлечь из оркестра страсть и энергию, сохраняя в то же время необходимый баланс и контроль над звучанием. Смит вспоминает премьеру этого спектакля двухгодичной давности и полагает, что тогда состав был послабее.
Канадский композитор Колин Макфи, попав на остров Бали, нашел в местной народной музыке источник вдохновения и творческого обновления. «Четкие металлические звуки этой музыки, — писал он позднее в своих воспоминаниях, — напоминают звон тысячи колоколов одновременно. Эта музыка наполнена чувственным шармом, она таинственна, изыскана, в высшей степени непривычна». Он был не одинок в своем очаровании. Леопольд Стоковский восхищался гамеланом — оркестром, состоящим из ударных инструментов: «Трудно передать глубину, фантастику и поэтичность звучания „гамелана“ на Яве и на Бали» (из книги Стоковского «Музыкальные наречия»).
Колин Макфи приехал на Бали в двадцатые годы прошлого века. А уже в наше время он — главный герой и персонаж оперы «Дом на Бали», автор которой Эван Зипорин также пленился музыкой народов Бали. Его опера была дважды исполнена в середине октября в Бруклинской академии музыки. Оркестров было, по существу, два: поп-группа Bang on a Can All-Stars и фольклорный инструментальный ансамбль из Бали. Первая картина: Париж, начало 30-х годов. Макфи отвергает традиции классической западной музыки, он хочет вернуться на Бали. Затем действие переносится в небольшую деревушку на этом живописном острове, где и обосновался герой.
Детали сюжета не столь интересны в отличие от оригинальной музыки, которую поют, под которую танцуют в поочередном сопровождении инструментальных ансамблей. Главное достоинство оперы, отмечают критики, это мастерство, с которым композитор соединяет разные музыкальные стили. А вот к драматическому содержанию у них вопросы. Все три европейских персонажа, по мнению одного из критиков, выглядят «просто ничтожествами»: главный герой, Макфи, так и не смог ассимилироваться в местной среде; его друг, художник Спайс, попадает в тюрьму из-за аморального поведения; еще одна героиня, Мид, — настоящая хамка и эгоистка....
Характеры персонажей выглядят еще более мелкими из-за режиссуры Джея Скайба. Его «гиперкинетическая» концепция предусматривает наличие двух видеоэкранов, где непрерывно идут кадры прямой трансляции происходящего на сцене вперемешку с архивными кинодокументами. Все это отвлекает, мешает сосредоточиться на исполнении и восприятии необычной, завораживающей музыки.
Dicapo Opera Theater — театр, расположенный в Манхеттене (район Истсайд), всего на 204 места, но он современен, элегантен и технически отлично оснащен. После Мета и Городской оперы Dicapo — третий по значению репертуарный оперный театр Нью-Йорка. Свой очередной сезон он открыл оперой современного композитора Томаса Пазатиери «Чайка» по одноименной пьесе Чехова (либретто написал поэт и писатель Кенуорд Элмсли). Впервые это произведение было поставлено еще в 1974 году в Хьюстоне, где в партии Нины выступала Фредерика фон Штаде.
65-летний Пазатиери, коренной житель Нью-Йорка, относится к числу довольно консервативных композиторов. По мнению критиков, его оперы продолжают традиции Пуччини и Рихарда Штрауса. Его искусство оркестровки хорошо известно. Не случайно композитора любят в Голливуде, где он оркестровал музыку ко многим известным фильмам.
После энергичного оркестрового вступления первый акт открывается сценой спорящих между собой Медведенко и Маши. Музыка поначалу носит разговорно-речитативный характер, но с развитием сюжета разбивается на арии и ансамбли. Отчетливо проявляется, замечают обозреватели, современный подход к гармонии, хотя, если сравнивать с «Турандот», то у Пуччини «коэффициент диссонансов» выше.
Постановка осуществлена Марией Харанги.
В то время как в Европе уже давно, с 20-х годов прошлого века, Гендель вошел в список популярных оперных композиторов, в Аргентине его произведения до недавнего времени ставились и исполнялись крайне редко, пишет газета Buenos Aires Herald. Но, похоже, ситуация начинает меняться благодаря усилиям оперной труппы Buenos Aires Lirica (в столице Аргентины несколько оперных компаний, наиболее известная из которых — театр «Колон»). За последние несколько лет театр поставил оперы Генделя «Роделинда», «Агриппина», и вот в октябре новая премьера — «Ксеркс». В буклете, выпущенном к спектаклю, отмечается, что эта опера — не обычная seria. В ней сильно проявляются особенности венецианской оперы эпохи Монтеверди, как, например, введение персонажей buffa в сюжет seria. Больше дуэтов, чем обычно в генделевских операх. Довольно высокий темп и слабо звучащая меланхолия. В опере мало действия. Поэтому постановщик Пабло Маритано попытался, и небезуспешно, ее разнообразить эклектикой костюмов и декораций, смешав стили барокко, Belle Epoque и конца 19 столетия.
Что касается музыкальной стороны, то, по мнению Buenos Aires Herald, лучшим был оркестр. Дирижер А.Перес удивлял публику своим динамизмом и уверенностью. Оркестр звучал славно, хотя и «не исторично» по причине отсутствия аутентичных инструментов, за исключением клавесина, теорбы (theorbo — вид лютни) и виолончели. У хора было немного работы, но он ее проделал хорошо. Из солистов, по мнению газеты, выделяются Роза Домингес в заглавной роли, хотя известная ария Ombra mai fu прозвучала бледновато, и Иванна Сперанца в партии Ромильды.
Опера Канады (Canadian Opera Company) объявила, что «Соловей» Стравинского, поставленный год назад Робертом Лепейджем, будет представлен в марте в Бруклинской академии музыки. В этом спектакле оркестр располагается на сцене, а солисты одновременно поют, управляют куклами и игрушечными лодочками, плавающими в заполненном водой бассейне.
После премьеры в Торонто спектакль был этим летом показан во Франции на фестивале в Экс-ан-Провансе, и сейчас идет в Лионской опере. Дирижировать в Бруклине будет Иоханнec Дебю.
9 ноября знаменитый дирижер-аутентист Уильям Кристи, которого совсем недавно принимала Москва, дебютирует на сцене «Метрополитен-опера» в опере Моцарта «Так поступают все». В дебютном для дирижера спектакле примут участие Миа Перссон, Изабель Леонард, Даниэль де Нис, Павол Бреслик, Натан Ганн и Вольфганг Хольцмайр.
«Гардиан» отмечает, что состав подобран дирекцией превосходно, ибо все вокалисты давно зарекомендовали себя в моцартовском репертуаре. Но особая ценность — это конечно долгожданное участие Кристи, который наконец-то выступит в главном театре Америки. Газета напоминает читателям о заслугах дирижера в исполнении барочного и классицистского репертуара и обещает публике незабываемый вечер в Мет.
Театр «Метрополитен» в этом сезоне празднует 80-летие начала радиотрансляций своих спектаклей — и это самый долгоиграющий проект в истории американского радиовещания (первым спектаклем, прозвучавшим в эфире, стала опера Хумпердинка «Гензель и Гретель» — прим. ред.). В этом году радиотрансляции возобновятся 18 декабря оперой Верди «Дон Карлос». Радиосезон продлится 22 недели, к трансляции запланировано несколько постановок, в том числе две премьеры этого сезона — «Граф Ори» Россини с Х. Д. Флоресом, Дж. Дидонато и Д. Дамрау и «Никсон в Китае» Джона Адамса.
Кроме того, рядом спектаклей, прежде всего вагнеровского репертуара, в эфире продирижирует художественный руководитель Мет Джеймс Ливайн, празднующий в этом сезоне 40-летие своего «удачного брака» с главной нью-йоркской оперной сценой. По радио также прозвучат «Симон Бокканегра», «Дон Паскуале», «Воццек», «Трубадур», «Девушка с Запада», «Армида», «Каприччио» и другие оперы.
В столице Молдавии в конце октября прошла серия премьерных спектаклей «Царской невесты» Римского-Корсакова. Это первое обращение Кишиневской оперы к русской классике с момента провозглашения независимости Молдавии в 1991 году. Средства на постановку были выделены Посольством Российской Федерации в Кишиневе.
Хотя в репертуаре театра есть русские оперы и балеты (в основном Чайковского), событие это само по себе знаковое, свидетельствующее о вновь проявившемся интересе к русской музыке в бывших союзных республиках. Постановку осуществила признанный мастер молдавской режиссуры Элеонора Константинова, оформила спектакль Ирина Пресс — обе дамы постарались воссоздать на сцене быт и нравы Московской Руси эпохи Грозного царя.