Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Пласидо Доминго — «человек года» по версии Грэмми

На церемонии вручения премий Грэмми, которая проходила в Лас-Вегасе, почетную премию «человек года» получил Пласидо Доминго.

На днях знаменитый тенор в последний раз выступил в партии Сирано де Бержерака в одноименной опере Франко Альфано на оперной сцене Сан-Франциско. Композитор более известен тем, что завершил «Турандот» после кончины Пуччини. Его же собственные произведения исполняются редко.

Как сообщает музыкальный обозреватель AP News, в первые минуты после выхода на сцену, пение давалось Доминго не без труда. Он потряхивал головой, как бы помогая справляться с вокалом. Но уже скоро это прошло, голос зазвучал мягко и лирично, напоминая прежнего Доминго, хотя на верхнем регистре привычные в прошлом легкость и свобода отсутствовали, в чем уж никак нельзя его упрекнуть. Певцу 70 лет, и, как написал один их критиков, «уже сам факт его появления в спектакле удивителен, а то, как он поет в этом возрасте — просто поразительно!».

Этот спектакль, поставленный в Париже в 2009 году, отличается внимательным отношением режиссера Петрики Ионеско к историческим деталям и жизненному правдоподобию (традиция, кажется, почти исчезнувшая из современного музыкального театра). В рецензии AP News отмечается, что испанская певица Айноа Артета в партии Роксаны «смотрелась весьма симпатично», но верхи у нее получались довольно натужными. Роль еще одного героя, Кристиана, бразильский тенор Тиаго Аранкам спел тускло. Зато все три баритона — Брайан Маллиган, Лестер Линч, Стивен Пауэлл исполнили свои партии очень хорошо. Дирижер Патрик Фурнийе показал темперамент, управляя оркестром в сценах массовых, и проникновенный лиризм в интимных картинах.

Наша Анна, как всегда, «впереди планеты всей»

Центральное место практически во всех отзывах и рецензиях на спектакль «Дон Паскуале», вернувшийся в этом году в репертуар Мета (режиссер Отто Шенк), отведено Анне Нетребко. Все отмечают ее виртуозный вокал, помноженный на незаурядное драматическое дарование. Голос звучит то соблазнительно-любовно, то застенчиво и кротко, то стервозно-требовательно соответственно поведению и преображениям по ходу комедии ее персонажа, Норины. Анна, которая лучше известна публике по трагическим ролям (Травиата, Лючия и др.), призналась журналистам, что «в восторге от предоставленного шанса спеть героиню, которая, в конце концов, не умирает...».

Партнеры Нетребко по спектаклю Джон Дель Карло (титульная роль), Мариуш Квечень (доктор Малатеста), тенор Мэтью Поленцани (Эрнесто) также удостоились положительной оценки критики. Кстати, Мэтью всю ночь после первого спектакля провел рядом с женой, которая наутро родила ему сына. Как обычно, высших похвал заслужил Джейс Ливайн. Правда журналисты отметили, что он не вышел по завершении спектакля на поклоны, возможно, из-за неважного самочувствия (напомним, что в этом году он перенес операцию и только недавно «закрыл бюллетень»).

В Лос-Анджелесе исполнят неизвестного Шостаковича

В декабре 2011 года в Концертном зале им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе впервые прозвучит пролог к опере Дмитрия Шостаковича «Оранго» в исполнении Лос-Анджелесского филармонического оркестра. Дирижировать премьерой будет Эса-Пекка Салонен.

Гендель вернулся в Венскую государственную оперу

Мы уже сообщали, что новый директор венской Staatsoper 55-летний француз Доминик Мейер решительно повернул штурвал театра к музыке барокко (см. новостной обзор от 24 октября). И вот он «причалил» вверенный ему корабль к первой пристани — опере Генделя «Альцина». Ее премьера прошла с большим успехом, что удивило некоторых критиков — ведь последний раз опера ставилась здесь более 40 лет тому назад, да и вообще музыка барокко не так уж часто гостила в Венской опере за последние полвека. Как заметил один из журналистов, венская публика может слушать 6 часов подряд, затаив дыхание, оперу Р.Вагнера, но заставить ее выдержать несколько часов барочной оперы с повторяющимися мотивами и длинными ариями — дело почти невозможное. Мейеру это удалось.

Он сделал несколько блестящих ходов. Во-первых, пригласил оркестр Les Musiciens du Louvre-Grenoble под управлением Марка Минковского. Во-вторых, сделал безошибочный выбор на постановщике. Знаменитый британский театральный режиссер Адриан Ноубл перенес действие оперы в 18 столетие, в летний дворец реальной (в той эпохе) герцогини Девонширской. Герцогиня зазвала к себе гостей послушать новую оперу модного композитора. Как вы догадались, пригласила на премьеру «Альцины». Ход не оригинальный, но почти всегда выигрышный, дающий режиссеру массу возможностей проявить свою креативность. Постановщик сполна этим воспользовался. Так, зрителям продемонстрировали сочно-зеленый, «настоящий британский» газон, куда приземлился наполненный горячим воздухом воздушный шар. Солирующие музыканты оркестра, наряженные по моде того времени, аккомпанировали прямо на сцене распевающим арии и ансамбли солистам.

И, наконец, третий шаг — блестящий подбор солистов: сопрано из Германии Аня Хартерос (Альцина), болгарское меццо Весселина Казарова (Руджеро), аргентинское сопрано Вероника Канжеми (Моргана), меццо из Швеции Кристина Хаммерстрём (Брадаманте).

По окончании спектакля зрители наградили всех участников долгими аплодисментами. А дольше всего аплодировали приглашенному из Венского хора мальчиков Шинтаро Накаджиме. Подросток покорил публику в небольшой партии Оберто, которую чаще исполняет женское сопрано.

Турин: грандиозный успех китайской певицы Хюи Хе (Hui He)

«В театре нет ничего святого. Это не место для культов. Здесь царствует свобода». Таково публично заявленное профессиональное кредо режиссера Дамиано Микиелетто. Оно воплощается в конкретных «делах». Еще одним подтверждением стала поставленная им в туринском Teatro Regio «Мадам Баттерфляй». Действие перенесено в наше время. Оно происходит то ли в Гонконге, то ли в Токио, то ли на Тайване, одним словом, где-то на Дальнем Востоке, в порнографическом раю для иностранных туристов, падких на экзотическую клубничку. На сцене — плексигласовая лачужка, одновременно и хрупкое убежище, и тюрьма, и peep show, где обитает Чио-Чио-сан, где происходит ее любовное свидание с американским моряком.

Своим успехом спектакль обязан в первую очередь сопрано из Китая, пишет Giornale della Musica. Обладательница сильного, но теплого голоса, великолепной вокальной техники, Хюи Хе полностью растворилась в своей героине. Расовое происхождение певицы добавило правдоподобия. Вопреки желанию режиссера, который в проспекте к спектаклю представил титульную героиню как «эмоциональную дуреху», Чио-Чио-сан в исполнении китаянки — девушка без иллюзий, она трезво оценивает происходящее, предвидит свою судьбу, но, тем не менее, вступает в борьбу за свое счастье. Образ Чио-Чио-сан психологически точен. Именно психологической и эмоциональной глубины часто не хватает в шикарных, богатейших постановках этой оперы на многих сценах мира, глубокомысленно заключает журнал.

Филип Гласс сочинит новую оперу специально для Музыкального театра Уэльса

Знаменитый американский композитор, чьи произведения ставятся на разных оперных сценах мира, предложил Музыкальному театру Уэльса (основан в 1988 году — прим. ред.) поставить новый опус по роману Франца Кафки «Процесс», который он намерен вскоре сотворить. Театр почел за великую честь принять это лестное предложение. «Мы безумно рады, что Гласс пишет для нас новую оперу», — заявил журналистам один из основателей театра и его музыкальный директор Майкл Рафферти. Предполагается, что премьера камерной оперы — так определил жанр сам композитор — пройдет в 2013 году в рамках празднования 25-летия валлийского музыкального театра.

Гласс поддерживает творческие отношения с этим театром на протяжении многих лет. Здесь были поставлены две его оперы. Но он впервые напишет оперу специально для валлийской сцены.

«Богема» в Оперном театре Мичигана

Michigan Opera Theatre, как и большинство музыкальных театров, переживает не лучшие времена, но все же сегодня чувствует себя получше других: театр попал в счастливую четверку получивших в прошлом месяце грант от фонда National Endowment for the Arts. И в этом, отмечает местная пресса — огромная заслуга ее гендиректора Дэвида ДиКьеры (David DiChiera). В его актив записали и недавнюю премьеру «Богемы», о которой в восторженных тонах написал редактор отдела культуры газеты The Detroit News Лоуренс Джонсон. Критик особенно восхищен исполнителями главных ролей — тенором Франческо Демуро (Рудольф) и сопрано Келли Кадуче (Kelly Kaduce) (Мими). У Демуро журналист обнаружил «серебряный, легкий, парящий голос», какой ему давно не приходилось слышать в этой партии. Келли — обладательница «волшебного сопрано, эластичного и теплого». К тому же она — незаурядная драматическая актриса. Не испортила ансамбль и исполнительница роли Мюзеты Кимвана Донер, и все остальные солисты. Режиссура Марио Корради полностью соответствовала музыкальной ткани оперы, а элегантное управление оркестром Джулиано Кареллы (Giuliano Carella) обеспечило «красочную и стильную игру».

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ