На днях в ряде средств массовой информации появились сведения о назначении Т.Курентзиса худруком Пермского театра оперы и балета. На этой основе наш журнал подготовил следующую информацию:
Об этом достигнута договоренность между дирижером и Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Курентзис приступит к руководству театром со следующего, 140-го сезона. По условиям договора, он ежегодно будет проводить восемь симфонических и около 20 камерных концертов, а также лично руководить постановкой трех-четырех спектаклей.
Новый руководитель театра создаст собственный оркестр численностью 85 человек, музыканты для которого будут отобраны на конкурсной основе, а также будет привлекать к постановкам оперных звезд из разных театров мира. При этом в театре остается прежний оркестр, а его руководитель Валерий Платонов сохранит за собой должность главного дирижера театра. Контакт с Курентзисом подписан сроком на пять лет.
Первый концерт нового оркестра под руководством нового дирижера назначен на июнь 2011 года, а первая оперная постановка будет представлена уже в сентябре. Теодор Курентзис намерен активно сотрудничать с режиссером Дмитрием Черняковым, с которым он осуществил несколько постановок в Новосибирском театре оперы и балета. Планируются также совместные проекты с зарубежными оперными театрами.
Специалисты считают, что речь идет о постепенном переводе Пермского театра оперы и балета на систему stagione и отказе от привычного репертуарного театра. Система stagione принята во многих крупных театрах, таких, например, как Ла Скала или Ковент-Гарден. В них нет постоянной оперной труппы, есть лишь оркестр, хор и постановочная часть. Артисты оперы набираются отдельно на каждую постановку. Спектакль играют «сериями» по нескольку представлений. После этого набирается новый состав и ставится другой спектакль.
Однако 24 ноября РИА Новости обнародовало текст, дезавуирующий предыдущую информацию:
«Министр культуры и массовых коммуникаций Пермского края Борис Мильграм не заключал с известным дирижером Теодором Курентзисом контракта на руководство Пермской оперой, в чем заверил РИА Новости по телефону в среду.
Слухи о назначении Курентзиса на пост худрука Пермского театра оперы и балета имени Чайковского появились во вторник вечером со ссылкой на местные СМИ, утверждавшие, что нынешний худрук Георгий Исаакян, с июля 2010 года возглавляющий также московский Детский музыкальный театр имени Натальи Сац, уже получил об этом официальное уведомление.
„Договор не подписан. Ведутся переговоры. А о пермских изданиях, которые утверждали обратное, могу сказать: все врут календари“, — сказал Мильграм.
Ранее сообщения о своем пермском контракте опроверг и сам Курентзис, который состоит сейчас главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета и постоянным приглашенным дирижером Большого театра. Он назвал эту информацию слухами и пообещал, что сообщит о своих дальнейших планах позже».
Честно говоря, мы не знаем, какие еще сведения появятся к моменту публикации этих новостей, однако «дыма без огня не бывает». Но нам претят эти «тайны мадридского двора» местного масштаба, поэтому, опубликовав две исходных взаимоисключающих информации, мы считаем свою «новостную» миссию выполненной и оставляем эту «суету вокруг дивана».
Выступление Дмитрия Хворостовского со звёздным дуэтом пройдёт 10 декабря 2010 года в Государственном Кремлевском дворце в рамках авторского цикла «Хворостовский и его друзья». В интервью РИА Новости Дмитрий Хворостовский сказал: «Данный проект существует уже достаточно долгое время. Именно благодаря ему мне удалось познакомить питерскую и московскую публику с великими певцами нашего времени. На этот раз я с радостью представлю зрителям великолепную супружескую пару».
По словам Хворостовского, Екатерина Сюрина — представитель более молодого поколения певцов, которые уже успели утвердиться на оперном небосклоне, а американский тенор Чарльз Кастроново — лирический певец, который блистал на многих мировых сценах.
С Сюриной Хворостовский выступал уже не раз (в том числе во время ее блистательного дебюта в «Риголетто» в Новой опере в 2002 году — прим. ред.), а вот его сценическая встреча с Кастроново станет первой.
Цикл «Хворостовский и его друзья» впервые появился в 2006 году. Тогда в России впервые выступила американская оперная певица Рене Флеминг. Позже в проекте принимали участие корейская оперная дива Суми Йо, Сондра Радвановски, известный тенор из Германии Йонас Кауфман и молодой, но уже признанный певец Ильдар Абдразаков.
23, 24, 25 и 26 ноября на Новой сцене Большого театра состоялись представления оперы «Воццек» А. Берга (режиссер и художник спектакля Дмитрий Черняков, дирижер-постановщик Теодор Курентзис). Самая нашумевшая оперная премьера прошлого сезона вызвала такой мировой резонанс, что 26 ноября 2010 года в 19 часов по московскому времени спектакль был показан в прямой трансляции по каналам MEZZO и MEZZO live HD. Возможность увидеть его представилась 16 миллионам телезрителей в различных странах мира.
Музыкальный обозреватель Руперт Кристиансен получил «гигантское удовольствие» от спектакля в Ковент-Гардене (серия представлений с 18 ноября по 10 декабря с. г. — прим. ред.). И если опере «немного недостает огня», то в этом, по его мнению, виноваты не постановщики и исполнители, а сама опера — «медленно развивающаяся мелодрама, <....> где слишком много гавотов и слишком мало распирающих грудь любовных страстей» (оставим это суждение об опере на совести обозревателя — прим. ред.)
Режиссура не удивила тех, кто знает Дэвида МакВикара. На сцене воссоздается в буквальном смысле слова театр барокко, удачно обрамляющий переживания основных персонажей. Постановщик следует правилу Дзеффирелли — не обременять певцов претенциозным концептуализмом. Дирижер Марк Элдер серьезно отнесся к композиторскому замыслу, дал возможность певцам проявить свои таланты и продемонстрировал восхитительную игру оркестра от начала до финала.
Анжела Георгиу дебютировала в титульной роли. Она выглядела потрясающе в шикарных костюмах и достоверно передала очаровательно-капризный характер героини (который, по мнению Кристиансена, «кажется схожим с ее собственной индивидуальностью»). В принципе для такой певицы как Георгиу вокальная сторона партии не представляет особых сложностей. Но первую, выходную, арию она спела неровно и нервозно, смазала конец второй арии. Но в дуэтах и других сценических эпизодах Анжела была — само совершенство. Йонас Кауфман в партии Маурицио также был бесподобен, а Алессандро Корбелли в роли влюбленного (Мишонне — прим. ред.) — очень трогателен.
С первыми же звуками знаменитой увертюры занавес поднялся и, к удивлению публики, ее взору явилась... автобусная остановка на фоне альпийского пейзажа. Сцена заполнена людьми — одни любуются горными видами, другие катаются на велосипеде, здесь же — больные с костылями и в инвалидных колясках. Эпатажное начало не всем пришлось по вкусу, и, как замечает обозреватель газеты The New York Times Джордж Лумис, «некоторые из зрителей не выдержали», прогудев бу-у-у.
Для швейцарского режиссера Адриана Марталера положенная в основу либретто легенда 14 века о стрелке, поднявшим восстание против австрийских завоевателей, показалась чересчур «клишированной», чтобы воспринимать ее всерьез. Взамен он предложил собственные клише, в частности, в массовых сценах — «дешевые мистификации», по выражению Лумиса. Так, австрийские солдаты, которые пришли разрушить селение, держат в руках знамена ... Евросоюза! Вот и пойми, что хотел сказать режиссер этим ходом!
Впрочем, отмечает американское издание, постановщик пощадил певцов, не загоняя их в прокрустово ложе собственных фантазий, дав им возможность полностью проявить себя в ариях и ансамблях. Микеле Пертузи, убедительно представивший образ Телля, особенно впечатлил мощью исполнения арии «Sois immobile» (ариозо Телля из 3-го акта перед тем, как поразить яблоко — прим. ред.). Трудности теноровой партии Арнольда, которую Россини разукрасил множеством верхних «до» (в оригинальной партитуре есть даже «до-диез» — прим. ред.), успешно преодолел Антонино Сирагуза. Отлично справилась с ролью Матильды Ева Мей. Хотя ее голосу не мешало бы добавить крепости в среднем регистре в кульминационных моментах, например, в арии 3 акта («Pour notre amour» — прим. ред.), где она продемонстрировала и вокальную красоту, и техническую живость.
Четырехчасовую оперу в Цюрихе урезали более чем на час, и Д. Джельметти, как не без иронии заметил обозреватель The New York Times, «уверенно продирижировал тем, что осталось от оригинала».
Так охарактеризовал спектакль музыкальный критик Антонин Томмазини: «Метрополитен должен быть доволен премьерой „Дон Карлоса“, осуществленной на его сцене английским режиссером Николасом Хитнером, с большим энтузиазмом встреченной зрителями, которые заполнили театр в понедельник, 22 ноября. Ни единого „бу-у-у“ не прозвучало в этот премьерный вечер» (The New York Times).
Замечателен состав. Приятно удивил Роберто Аланья (Дон Карлос), у которого еще недавно проявлялись вокальные трудности. В этот раз «его голос звучал лучше, чем последние 10 лет». Настоящий итальянский, вердиевский стиль продемонстрировал в партии Филиппа Ферруччо Фурланетто. У Марины Поплавской (Елизавета), напротив, отсутствует классическая итальянская школа, пишет Томмазини, «но ее ослепительное пение, прекрасное пианиссимо верхних нот, легкость звучания — все это подчеркивало благородство и элегантность героини. Более того, ее холодноватая русская окраска голоса удачно усиливала впечатление отчужденности Елизаветы, молодой женщины, вынужденной жить в чужой ей стране с нелюбимым мужем». А вот другую певицу из России, Анну Смирнову (Эболи), критик охарактеризовал как «наислабейшее звено» в составе: «Мощный голосовой ресурс, но слишком сырой, плохо обработанный». Саймона Кинлисайда нельзя отнести к «мясистым» баритонам, и время от времени он прилагал усилия для уплотнения голоса. В то же время высокая вокальная культура в сочетании с правдивой и эмоциональной игрой позволила создать запоминающийся образ Родриго. Бас Эрик Хальфварсон в образе слепого, немощного, но мстительного Великого Инквизитора вызывал одновременно и ужас, и жалость.
Большой новостью для критиков стало появление у пульта 35-летнего Янника Незет-Сегена (молодого, но уже успешного канадского маэстро, французского происхождения — прим. ред.), добившегося от оркестра богато текстурированного, с хорошими темпами звучания, отвечающего самым высоким требованиям эпической оперы Россини.
Мет возобновил оперу Пуччини, отметив тем самым 100-летие ее мировой премьеры на этой сцене (1910). В спектакле 6 декабря в заглавной партии (Минни — прим. ред.) выступит Дебора Войт. Когда певица дебютировала в этой роли в Сан-Франциско (летом 2010 года — прим. ред.), агентство Associated Press сочло, что она идеально подходит для нее. Критики отмечают, что большой голос Войт, блестящие верхние ноты в сочетании со сценическим искусством и личным шармом неотразимо действуют на публику.
Марчелло Джордани, который впервые в своей карьере выйдет на сцену в роли Дика Джонсона, регулярно поет в операх Пуччини («Тоска», «Богема», «Турандот», «Манон Леско», «Мадам Баттерфляй»). В рецензии на «Тоску» газета The New York Times охарактеризовала певца как «настоящего пуччиниевского тенора, обладающего теплым, трепетным голосом, гибкой фразировкой и триумфальными верхними нотами».
В постановке Джанкарло Дель Монако впервые эта постановка была показана в 1991 году с участием П.Доминго (это был дебют режиссера на сцене Метрополитен — прим. ред.)
Долгих 250 лет об опере Вивальди «Монтесума» ничего не было известно. И вот она обнаружилась в берлинском архиве, который после второй мировой войны был перевезен и хранился в Киеве, а в 2001 году возвращен германской столице. Отсутствующие в найденной партитуре некоторые арии и сцены воссозданы итальянским музыковедом и композитором Алессандро Чикколини. Он использовал частично другие произведения Вивальди, частично — свои собственные, стилизованные под барокко.
Опера прозвучала в концертном исполнении хьюстонского ансамбля Mercury Baroque. Художественный руководитель коллектива Антуан Плант обратил внимание журналистов, что это произведение, сочиненное на тему борьбы ацтеков с испанскими поработителями, впервые звучит на американском континенте. Он удивлен, что опера, проникнутая симпатией к чуждой цивилизации, к ее религиозным обычаям не была в свое время запрещена к исполнению католической цензурой. Заслуживает также внимания, что Антонио Вивальди для вокальных произведений обычно заимствовал мелодии, музыкальные темы из своих же инструментальных работ. В данном случае почти все арии написаны специально для этой оперы.
Исследователь творчества Вивальди Кеес Влаардингерброек назвал «Монтесуму» самой ценной находкой в наследии композитора за последние 75 лет.
22 ноября по Италии прокатилась волна забастовок: в этот день не работали музыкальные и драматические театры, концертные залы, другие культурно-зрелищные организации. В забастовке принимали участие 250 артистов, певцов, музыкантов, театральных администраторов, продавцов билетов...
Таким стал ответ на решение правительства Берлускони более чем на треть сократить государственные дотации театрам в следующем году. Протестующие подчеркивают, что помимо культурных аспектов их деятельность играет немаловажную роль в экономической жизни: в 2008 году итальянцы оставили в театрах и кинотеатрах 600 миллионов евро — почти вдвое больше, чем на футбольных стадионах в том же году.
Подготовили Владимир Светозаров и Евгений Цодоков
(«Интрига вокруг Т.Курентзиса и Г.Исаакяна» и примечания)