Наконец-то «Катя Кабанова» Леоша Яначека увидела свет рампы в «культурной столице» России – Санкт-Петербурге. Премьера оперы, безо всякого сомнения, стала выдающимся событием в музыкальной жизни города – и значительной вехой в биографии Михайловского театра.
Удивительно, почему «Катя Кабанова» так долго шла к своему сценическому воплощению на берегах Невы. Музыка Яначека – яркая, эмоциональная, глубоко искренняя – порой по своей одухотворённости и экстатичности напоминает лучшие произведения Петра Ильича Чайковского. Выдающийся знаток народного творчества и специалист по фольклору, композитор ни разу не цитирует ни одной народной мелодии, сочинив для оперы «как бы народные» песни. Тем не менее, именно любовь Яначека к русской культуре вообще и литературе в частности и привели к рождению «Кати Кабановой». Любопытно, что Яначек, сам прекрасно читавший по-русски, для либретто взял текст пьесы Островского «Гроза» в переводе В. Червинки (правда, заметно его переделав).
Главным героем новой постановки можно без сомнения назвать оркестр Михайловского театра: под управлением своего главного дирижёра Петера Феранеца он не просто справился с экспрессивной, колористической, «тонкого плетения» партитурой. Опера была исполнена с размахом, масштабом и «грозовыми» страстями – и с бережным тщанием во всех пронзительно-лирических местах и безупречным балансом «яма-сцена». Музыкальная составляющая спектакля оказалась выше всяких похвал – было невозможно поверить, что и оркестр, и дирижёр исполняют «Катю Кабанову» впервые.
В заглавной роли выступила Татьяна Рягузова – теперь уже смело можно сказать, звезда Михайловской оперной труппы, поскольку основная вокальная и эмоциональная нагрузка в опере приходится именно на Катю – и если её нет (или солистка по тем или иным показателям «не дотягивает») – то, по большому счёту, нет и спектакля. Монологи Кати, по сути, являются эмоциональными и смысловыми кульминациями всей оперы.
Г-же Рягузовой удалось передать всю психологическую глубину образа Кати, и все оттенки чувств своей героини: от религиозности и глубокой набожности до почти ребяческих рассуждений в сцене с ключом от калитки. Её трогательное и в высшей степени убедительное исполнение в вокальном плане было почти безупречным.
Впрочем, если говорить о составе в целом, то Рягузова не стала «лучом света в тёмном царстве»: оперная труппа Михайловского театра смогла выставить на премьеру очень ровную и профессионально крепкую команду. С «возрастными» ролями прекрасно справились бас Юрий Мончак и меццо-сопрано Наталья Бирюкова, создав колоритные и характерные портреты Дикого и Кабанихи соответственно. Очень органичной и естественной оказалась молодая солистка Софья Файнберг в роли Варвары – прекрасный дебют в крупной партии! Также хороши были Алексей Кулигин (Кудряш), Юрий Ившин (Кулигин), Михаил Макаров (Тихон) и Дмитрий Попов в партии Бориса – кстати, единственный приглашённый солист (Украинская Национальная Опера).
Что же касается сценического воплощения оперы, то тут всё не столь однозначно. Сразу оговорюсь, что постановка Нильс-Петера Рудольфа из Германии (художник-постановщик – Фолкер Хинтермайер, художник по костюмам – Су Бюлер) не «криминальная», и никакой «режоперы» в ней, к счастью, нет. Просто она наполнена некими символами, без которых, на мой взгляд, можно бы было обойтись, причём без ущерба для спектакля. Среди них – то здесь, то там вертикально стоящие на сцене люминесцентные светильники (то ли символ «нашего времени», то ли пресловутый «луч света в тёмном царстве»); показательное протаскивание чёрного гроба на заднем плане, как материализация нехороших предчувствий главной героини, и так далее. Зато ключ от садовой калитки, который Варвара передаёт Кате, этот подлинный символ грядущих драматических событий в жизни главной героини, сделан уж совсем реалистически-мелким.
В целом постановка весьма аскетична: на чёрном фоне практически непрерывно весь спектакль идёт снег, перевёрнутый вверх днищем челн намекает на близость берега Волги, а груда сломанных стульев на первом плане справа должна, видимо, наводить нас на мысль, что «всё смешалось в доме Кабановых».
Однако судьба первой петербургской постановки «Кати Кабановой» могла сложиться и гораздо более плачевным образом: пусть мизансцены не блещут оригинальностью, а режиссёр в процессе работы с актёрами не раз менял постановочную концепцию – главное, что постановочные решения не шли вразрез с музыкой, и (что в равной степени признавали и солисты, и любители оперы) «не мешали» ее восприятию. Нельзя не отметить и некоторое «сопротивление материала», с которым пришлось столкнуться театру в процессе работы над оперой: что поделаешь, если некоторые зрители, музыканты и солисты до сих пор считают музыку Яначека «сложной» и «авангардной»! Конечно, «Катя Кабанова» – не «Кармен». Но и не «Воццек», в конце концов, – хотя эти оперы разделяет всего 4 года, и обе созданы около восьмидесяти лет назад…
Но, как известно, победителей не судят: и одна из самых популярных европейских опер (только в нынешнем году она была поставлена в Бонне, Брюсселе, Буэнос-Айресе, Карлсруэ, Лондоне, Мюнстере, Париже, Праге, Штутгарте, Варшаве – и так далее) теперь заняла своё место в театральной афише Петербурга. А Михайловский театр, может быть, со временем и вернёт себе былую славу МАЛЕГОТа, как «лаборатории современной оперы».