В центральном фойе Светлановского зала Московского международного дома музыки публика может созерцать портреты знаменитых музыкантов современности, выступавших здесь, в том числе немалое количество вокалистов. Среди них и выдающиеся имена старшего поколения, такие как Паваротти, Кабалье, Те Канава, Норман, и те, кто находится сегодня в золотой поре рассвета – Хворостовский, Флорес, Альварес, Аланья и др. Отрадно то, что Дом музыки на регулярной основе предлагает вниманию московских любителей пения концерты вокалистов, находящихся в самом зените творческой формы. Тем самым он, наряду с Московской филармонией, до определенной степени компенсирует отечественным меломанам те впечатления, что они недополучают в российских театрах: по-настоящему звездных гастролеров на сценах наших стационаров по-прежнему до обидного мало.
Именно к таким певцам относится итальянский тенор Сальваторе Личитра, чей дебют в России состоялся под занавес 2010 года в Светлановском зале ММДМ. Его карьера началась не так давно – в 1998 году состоялось первое выступление певца на оперной сцене (случилось это в Парме), а мир заговорил о еще одном наследнике Паваротти после того, как Личитра был выбран Риккардо Мути открывать сезон миланского театра «Ла Скала» в «Трубадуре» в 2001 году. За прошедшее десятилетие Личитра добился немалых успехов. И сегодня его имя красуется на афишах ведущих оперных театров мира – его часто можно слышать в «Ла Скала», «Метрополитен», Венской государственной опере, а также в Лос-Анджелесе, Цюрихе, Берлине, Сан-Франциско, Риме, Флоренции, Мюнхене, Тель-Авиве, Чикаго, Бильбао, Вероне, Вашингтоне, Палермо, Сан-Диего, Гамбурге и Токио. Мы намеренно перечислили все точки на нашей планете, где в последнее время выступал Личитра, чтобы продемонстрировать географический размах артистической деятельности нашего героя. В его репертуаре – главные партии в самых кассовых операх итальянского репертуара, таких как «Аида», «Тоска», «Паяцы», «Андре Шенье», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Эрнани», «Турандот», «Сила судьбы», «Джоконда», «Сельская честь», «Девушка с Запада», «Плащ».
В этом же хитовом репертуаре Личитра выступил и перед московской публикой. В первом отделении концерта прозвучали арии исключительно из опер Верди, во втором, наряду с ними, присутствовали опусы Пуччини и Масканьи. С первой же ноты – а она принадлежала арии Макдуфа из вердиевского «Макбета» – определенно можно было сказать, что Личитра не является дискографическим феноменом, к каковым на самом деле относятся многие и многие из раскрученных вокалистов современности. Это настоящий голос – большой, красивый, яркий, тот голос, что убеждает сразу, тот голос, что способен «живьем» доставить подлинную радость меломанскому уху. В спинтовом теноре Личитры есть мягкость и пластичность звуковедения, лирическая задушевность и драматический напор, «мясистость» саунда, в целом, это голос больших выразительных возможностей. У певца хорошее дыхание, позволяющее ему исполнять широкие легатированные фразы и выдавать впечатляющие эффекты нюансировки, например, когда голос замирает на пиановых верхушках, продолжая парить над оркестром, летя далеко в зал. Несомненной ценностью является сам тембр голоса – яркий, исключительно индивидуальный, слегка поблескивающий металлическим окрасом, но в целом вязкий, пастозный, с итальянской слезой, словом такой, какой может быть без преувеличения признан идеальным для лирико-драматического итальянского романтического репертуара.
Успехи Личитры на мировых сценах, его крайняя востребованность, неслучайны. Его внешность плотненького, кругленького тенора-душки, казалось бы, очень мало соответствует тем романтическим или даже героическим образам, за которые берется певец. Но кондиции собственно голоса компенсируют все, доказывая в очередной раз, что не кинематографическая достоверность внешности в опере является главным.
Мне приходилось читать ранее, что техническая вооруженность певца не столь хороша, как собственно его природные голосовые данные. Позволю себе не согласиться с этим мнением, поскольку московский концерт продемонстрировал именно впечатляющую техническую оснащенность: в упрек вокалисту может быть поставлено лишь местами проскальзывавшее плосковатое звучание, когда из звука несколько уходил объем, радующий слух своей округлостью. Но это мы относим на счет борьбы с трудностями акустики зала, которые, увы, все-таки существуют: Личитра выступал без всякой подзвучки, несомненно, данные его голоса таковы, что она ему и не нужна вовсе – однако, согласитесь, что в акустически комфортном зале любому певцу проявлять свои лучшие качества все же легче, чем в противоположных обстоятельствах. В целом же голос певца отличает ровность звуковедения, отсутствие регистровых швов, уверенное владение им по всему диапазону, звонкий верх, глубокие низы, насыщенная середина.
Придраться, скорее, можно к выбору репертуара. В целом он был адекватен природе дарования артиста, и арии таких героев как Альваро из «Силы судьбы» или Ричард из «Бала-маскарада» прозвучали очень убедительно, а уже упоминавшийся Макдуф и проникновенно, с большим чувством исполненный Каварадосси из «Тоски» (знаменитая «E lucevan le stelle» из третьего акта) – просто на отлично. Но были моменты, когда за певца было несколько неловко, очевидно было его чрезмерное напряжение и естественные при этом потери в качестве вокала. В наибольшей степени это проявилось в наидраматичнейшем монологе Канио из «Паяцев»; до определенной степени те же ощущения возникали при прослушивании хитовой арии Калафа из «Турандот». Эти моменты доставили некоторое сожаление, хотя в целом впечатления от очень музыкального и темпераментного исполнителя не испортили.
К сожалению, многое в тот вечер «играло» против знаменитого гастролера. О трудностях акустики мы уже говорили – хотя в целом из этой битвы Личитра вышел победителем. Из немузыкальных факторов, несколько омрачавших течение вечера, невозможно не отметить низкую заполненность Светлановского зала, повсеместно зиявшего пустотами оранжевых кресел, и бесконечные на протяжении всего концерта переклички мобильных телефонов – уже и не помню, когда в последний раз мне приходилось сталкиваться в столичных залах со столь откровенными проявлениями неуважения к музыкантам со стороны публики.
Но если бы только низкий культурный уровень и малочисленность московской аудитории портили впечатление! Увы, музыкальная оправа, в которой предстал итальянский гастролер, также была далеко не первоклассной. В партнерши Личитре была назначена молодая солистка Академии молодых певцов Мариинского театра сопрано Юлия Саврасова. Трудно сказать что-то положительное о петербургской дебютантке – и не потому что певица плоха сама по себе, а потому что обстоятельства, в которых она предстала перед столичной публикой, совершенно не соответствуют природе ее дарования. У Саврасовой не лишенное приятности и в целом технически сделанное сопрано, но безнадежно камерного формата: таким голосом можно разве что в условиях идеальной акустики Рахманиновского зала консерватории петь песни Шуберта. В большинстве исполняемых произведений певицу элементарно не было слышно, а уж насколько она не сочеталась ни по каким параметрам с голосом и манерой пения Личитры и говорить не стоит. Простить такой конфуз можно было бы, если бы Саврасова (предположим) не по своей воле попала в программу и выступала бы только в качестве партнерши в дуэтах с именитым гастролером (их было три – один из «Бала-маскарада» и два из «Травиаты»). Но нет, она отважилась на сольные номера, причем не какие-нибудь, а на молитву Леоноры из «Силы судьбы» и арию Валли из одноименной оперы Каталани. Ничем иным как профанацией такое пение назвать невозможно.
Плохим союзником тенору был и башметовский оркестр «Новая Россия», ведомый на данном концерте соотечественником певца Лоренцо Коладонато: в молитве Леоноры арфистка пропускала целые фразы и никак не могла поймать руку дирижера, унисон скрипок во фрагментах «Бала-маскарада» отсутствовал как таковой, кроме того, между оркестром и солистами наблюдались неоднократные расхождения в течение всего концерта, справиться с которыми маэстро так и не удалось. Впрочем, это и не удивительно, ибо в большей степени господин Коладонато был увлечен «красочностью» и крайней «выразительностью» своей мануальной техники, результатом чего была запущенная, словно петарда, в альтовую группу дирижерская палочка.
И, тем не менее, праздник состоялся, и я покидал Дом музыки в приподнятом настроении: Сальваторе Личитра с честью сумел выйти из непростой ситуации и превозмочь все негативные моменты предновогоднего концерта, явив свое искусство со стопроцентной отдачей.
Но фото:
Сальваторе Личитра