Франческо Демуро: аванс, требующий оправдания

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

В преддверии Нового года всегда хочется чего-то необычного, в том числе и в музыкальном отношении, однако, как правило, когда подавляющая часть публики стремится попасть на классический концерт 31 декабря, то обычно она рассчитывает услышать в нем не что-то необычное, а проверенные временем музыкальные хиты и шлягеры. Это может быть либо что-то изящно-легкое, либо очень мелодично-знакомое, либо бравурно-зажигательное и бодрящее, – одним словом то, что поднимет настроение в предновогодний вечер. Одной из добрых традиций проведения подобных вечеров в Москве стали предновогодние концерты на сцене Светлановского зала Международного Дома музыки. Президент Дома музыки Владимир Спиваков и возглавляемый им Национальный филармонический оркестр России являются неизменными участниками этих популярных концертов, которые всегда пользуются невероятным спросом у самой широкой публики. Для названого концертно-театрального комплекса на Красных холмах нынешний сезон – восьмой по счету, так что, по меркам истории, это учреждение совсем еще молодое, однако сегодня представить без него музыкальную жизнь столицы абсолютно невозможно, тем более что на этот раз в программе предновогоднего концерта всё же присутствовало нечто необычное, если не сказать, эксклюзивное.

Вместе с любимицей московской публики Хиблой Герзмавой в обсуждаемом вечере принял участие молодой итальянский тенор, уроженец Сардинии Франческо Демуро – и его нынешний приезд в Россию стал первым.

В насыщенной программе двухчасового «non-stop» концерта в чисто оркестровом исполнении звучала самая разнообразная – но, главное, располагающая к случаю! – музыка Джоакино Россини, Франца фон Зуппе и Херонимо Хименеса, которую, после того, как и вокально-оркестровая часть вечера была полностью исчерпана, сменил венский новогодний блок маршей, полек и галопов Иоганна Штрауса-сына. Его «финалом-апофеозом» стал знаменитый «Марш Радецкого» Иоганна Штрауса-отца. Подумалось даже, и у нас теперь всё «по-взрослому», прямо как в Вене: во время исполнения этой популярнейшей пьесы и московская взрослая публика поистине с «детским» удовольствием, не меньшим, чем у венской, каждый раз не устает в такт музыке хлопать в ладоши. Всё правильно: в предновогодний вечер академической чопорностью вполне можно и поступиться… Тем не менее, Хибла Герзмава провела все свои вокальные номера именно в манере подчеркнуто академической чопорности. Это и трогательный рассказ Мими из «Богемы» Пуччини, и редко звучащая в наших концертных залах ария Амалии из «Разбойников» Верди, напомнившая о лучших творческих временах певицы, когда в 1994 году она стала обладательницей Гран-при Х Международного конкурса имени Чайковского в Москве (до сих пор хорошо помню, как эту арию она блестяще исполнила на втором туре!). А в качестве биса певица подарила московской публике изящный музыкальный «Букет цветов из Ниццы» венгерского композитора Денеша Будая (Denes Buday). И вот, наконец, настает черед поделиться живыми впечатлениями о Франческо Демуро, главной «заморской приманке» обсуждаемого вечера – и ему я намерен посвятить даже не одну, а целых три главы своего повествования…

Глава I. Где вы, наследники Паваротти?!

Почему имя Франческо Демуро вдруг так заинтересовало меня? По очень простой причине. На страницах нашего Интернет-журнала был опубликован перевод статьи Лоренцо Арруги, напечатанной в итальянском журнале «Панорама», в которой автор с известной осторожностью, но тем не менее всё же называет трех, по его мнению, теноров новой волны, которых можно считать преемниками Паваротти: это наш Дмитрий Корчак (пожалуй, наиболее неожиданное заявление, а поэтому сразу переходящее в разряд курьезов!) и два итальянца, по иронии судьбы, – тезки Франческо Мели и Франческо Демуро. Творчество Франческо Мели мне очень хорошо знакомо по его многочисленным ролям на Россиниевском оперном фестивале в Пезаро (не считая его потрясающего Неморино в «Любовном напитке» Михайловского театра, показанном на гастролях в Москве). Я с весьма большим пиететом отношусь к этому исполнителю, поэтому с причислением его к наследникам Паваротти, готов в некоторой степени даже согласиться, хотя в плане масштабов творческих личностей двух певцов преемственность выглядит всё же не вполне убедительной...

О Франческо Демуро на тот момент я сказать совсем ничего не мог, ибо просто никогда не слышал его. Да, конечно, с фрагментами некоторых его выступлений в спектаклях я, несомненно, смог ознакомиться в YouTube, но судить о вокалисте на основании подобной «палочки-выручалочки» – это всё равно, что учиться плавать в бассейне, в который «забыли» налить воду. В результате YouTube настроил меня на несколько преувеличенное романтическое восприятие услышанного. Несомненно, претензия этого голоса на лирическое амплуа была очевидна, как было очевидно и то, что голос сам по себе небольшой, обладает нарочитой «металлической» жесткостью и звучит крайне неровно. Но что лично меня больше всего заинтересовало в заочно услышанном, так это то, что тембр голоса певца, благодаря чудесам Интернета и техники XXI века, показался мне сначала действительно напоминающим тембр Паваротти! В этой ситуации, как говорится, и обмануться был бы рад: так хотелось поверить в то, что мы имеем дело с незаурядным явлением! Когда же, благодаря обсуждаемому концерту в ММДМ, впервые появилась возможность живой встречи с исполнителем, ею просто нельзя было не воспользоваться. Однако встреча эта повергла меня в очень большее недоумение, если не сказать разочарование: воздушные замки YouTube мгновенно улетучились, а с «напоминанием тембра Паваротти» пришлось решительно распрощаться. Более того, пришлось собирать в большую корзину все те вокальные недостатки, которые на сегодняшний день присущи как достаточно среднему вокальному материалу певца, так и весьма слабому уровню его технической оснащенности. И всё же феномен необычайной популярности Франческо Демуро существует и просто так отмахнуться от него нельзя: есть даже неофициальный сайт фанатов певца, существование которого официально одобрено самим виновником его создания (и на нем, кстати, тоже можно найти кое-какие выкладки фрагментов выступлений певца).

Кто-то скажет, что о вкусах не спорят. На мой взгляд, вопросы стиля и техники вокальной интерпретации – как раз та область, в которой не только можно, но и нужно спорить. Вот и Лоренцо Арруга в своей давней статье закручивает весьма парадоксальную интригу – и закрученной она оказывается у него не только вокруг названной тройки потенциальных «преемников» Паваротти, имена которых он неожиданно выплескивает в самом конце своего обзора. В основном, на протяжении всей статьи он дает оценку многим другим известным теноровым персоналиям, ныне действующим на международной оперной арене. С чем-то в его оценках согласиться можно, а с чем-то – нет… На этой же самой сцене, буквально за три дня перед первым московским концертом практически никому не известного у нас молодого итальянского певца, опять же, свой первый московский сольный концерт дал уже маститый итальянский тенор Сальваторе Личитра, поэтому просто не могу не воскликнуть, что существование этого серьезного игрока на международном теноровом поле статья Арруги просто не замечает! И это еще один парадокс, правда, он свидетельствует о том, что систематического подхода к проблеме материал итальянского обозревателя лишен начисто.

Не могу также попутно не заметить, что наибольших дифирамбов итальянский автор удостоил тогда аргентинского тенора Марсело Альвареса. Что ж, выбор, несомненно, достойный и «стильный»! К слову, этот певец дважды принимал участие в аналогичных предновогодних концертах в ММДМ под управлением Владимира Спивакова. 31 декабря 2005 года он произвел поистине феноменальное впечатление мастера высочайшего класса! Напротив, в последний день 2008 года Альвареса постигло в Москве неожиданное фиаско: сорвав голос на неудачно взятой верхней ноте, певец вынужден был прекратить свое выступление. Но драматизировать ситуацию не следует: певческий голос – такой хрупкий инструмент, что от неожиданностей не застрахован ни один даже самый выдающийся исполнитель. О московской неудаче Альвареса под занавес 2008 года я упомянул, лишь оппонируя обозревателю итальянской «Панорамы» в связи с тем, что, по его мнению, Альварес чуть ли не самый лучший на сегодняшний день представитель международной теноровой диаспоры, а о Личитре, который выступил в Москве буквально перед Демуро и у которого тенору с Сардинии следовало бы многому поучиться, тогда не было даже упомянуто! И прежде чем бочку меда всеобщего благоволения к Демуро исполнительской фортуны и благосклонности зарубежной критики разбавить ложкой отечественного критического дегтя, сначала всё же представляется целесообразным эту самую бочку меда «выкатить» для всеобщего обозрения, тем более что на российских просторах эта персоналия пока еще мало известна. И в этом нам услужливо поможет резюме певца, найденное на страницах программы его московского концерта, официальном сайте Дома музыки и неофициальном сайте фанатов певца: абсолютно ясно, что ничем иным как сплошной цепью бесконечных восторгов оно быть и не может.

Глава II. Бочка меда

Франческо Демуро родился в январе 1978 году в небольшом городке  Порто-Торрес на северном побережье итальянского острова Сардиния (неподалеку от Сассари). Страсть к музыке и пению была присуща ему с самого раннего детства. Уже в десять лет он впервые выходит на сцену, а с двенадцатилетнего возраста начинает выступать с Minicantadores – группой молодых исполнителей традиционных сардинских песен. С четырнадцати лет постепенно начинает выходить с профессионалами и в 1994 году становится одним из них. Он немедленно привлекает к себе внимание публики, часть которой впервые открыла его для себя, когда он был еще совсем юным. Голос Демуро имеет необыкновенный тембр, характеризуется удивительной чистотой и обладает впечатляющим диапазоном (это утверждение пожалуй, самое «сильное» и единственное, о которое сразу же «спотыкаешься», пытаясь осмыслить его сразу после того, как услышал певца вживую). Этот голос, в сочетании с желанием певца постоянно разучивать и исполнять редко звучащие традиционные песни Сардинии, делает его поистине уникальным исполнителем (возможно, что так оно и есть, ведь в аудиодискографии певца, относящейся к его «дооперной» карьере, насчитывается более десятка дисков с его участием, включивших в себя, среди прочего, и сардинский фольклор: именно отсюда еще и такая бешенная популярность певца на родине, но эта грань творчества певца – за пределами нашего рассмотрения, а фольклор и академическое оперное пение никак нельзя смешивать воедино). В 2003/2004 годах певец обучается в Консерватории Сассари, затем принимает решение стать частным слушателем при Консерватории Кальяри (уже на южной оконечности Сардинии), где он берет уроки у сопрано Элизабетты Скану, с которой продолжает заниматься и по сей день. Демуро участвует и в записях, появляясь в местных телевизионных шоу и исполняя ряд музыкальных композиций для национальных телеканалов Videolina и Sardegna1.

Будучи сейчас широко востребованным в мире, Франческо Демуро за последние годы добивается ангажементов на множество ролей оперных протагонистов. И переломным годом его карьеры следует считать 2007 год, когда дебют певца в «Луизе Миллер» Верди в Парме и Модене имеет огромный успех у критики и публики, что позволяет получить ему приглашения от множества итальянских и зарубежных театров. Вскоре он снова поет «Луизу Миллер», на этот раз – в Сассари. Новые дебюты певца следуют в Турине и на гастролях Пармского оперного театра в Гонконге («Риголетто» Верди), в театре «Мегарон» в Афинах («Симон Бокканегра» Верди), а также в Дрездене («Кавалер розы» Рихарда Штрауса и «Риголетто»). С огромным успехом Франческо Демуро поет, опять же, «Риголетто» на Фестивале Верди в Парме, а также «Богему» Пуччини в Бари. Восторженные отклики прессы он получает и за исполнение «Роберто Деверо» Доницетти в Оперном театре Лас-Пальмаса (Гран-Канария), «Травиаты» Верди в Муниципальном оперном театре Сантьяго (Чили) и, опять же, «Риголетто» в Парме и Пекине. Огромный положительный резонанс вызывает дебют певца в США, которым становится исполнение «Травиаты» в Оперном театре Сиэтла. Затем следует успешный дебют в Токио на сцене «Сантори-Холл» в опере «Так поступают все» Моцарта. Можно указать и пока единственную запись с участием певца, относящуюся к сфере оперной деятельности, –DVD-запись «Луизы Миллер» Верди со сцены Оперного театра Сассари (Teatro Verdi), сделанную в декабре 2007 года (Bongiovanni, 2009; дирижер – Карло Монтанаро).

Среди прочих осуществленных певцом ангажементов – «Богема» в Сассари, Франкфурте и Детройте; «Риголетто» в Хельсинки и Милане (театр «Ла Скала»); «Луиза Миллер» в Турине; «Травиата» во Франкфурте, в Валенсии, Дрездене и Варшаве; «Лючия ди Ламмермур» Доницетти в Сассари, Висбадене и Гамбурге; «Любовный напиток» Доницетти в Вероне (Teatro Filarmonico), Турине и Милане (театр «Ла Скала»). Среди предстоящих ангажементов 2011 года – «Богема» и «Любовный напиток» в Венской государственной опере; «Травиата» в Варшаве, Вероне (Arena di Verona) и Берлине (Staatsoper Unter den Linden); «Мария Стюарт» Доницетти в Афинах; «Риголетто» в Вене (Theater an der Wien); «Лючия ди Ламмермур» в Палермо и Варшаве; «Джанни Скикки» Пуччини в Лондоне с дирижером Антонио Паппано («Ковент-Гарден»); «Реквием» Верди в Тель-Авиве; гала-концерты и рецитал в Токио; гала-концерты во Франкфурте и Берлине. В долгосрочной творческой перспективе ожидается реализация «Травиаты» в Венской государственной опере и «Риголетто» в Опере Сан-Франциско с дирижером Николой Луизотти, а предварительные наметки на сезон 2012/2013 включают в себя две постановки в Париже – «Дона Паскуале» Доницетти в «Театре Елисейских полей» и «Травиату» в «Опере Бастилии», моцартовского «Дон Жуана» в Болонье (Teatro Comunale) и «Богему» в Сиэтле.

Глава III. Ложка дегтя

Как видно, предыдущая «глава из жизни артиста» и впрямь впечатляет как уже достигнутым, так и размахом перспективы, а ведь в этом году певцу исполняется всего лишь 33 года... Пусть он не пел еще в «Метрополитен» (не сомневайтесь – еще споет!), зато в прошлом году уже дебютировал в «Ла Скала», а в следующем намечены не менее важные и ответственные дебюты в «Ковент-Гарден» и Венской опере. Однако не следует этим обольщаться: мы давно уже живем в эпоху, когда PR-технологии проникли не только в сферу политики и шоу-бизнеса, но и в академическую сферу, фактически превратив и оперный процесс в разновидность шоу-бизнеса. Яркими примерами оперных PR-технологий можно назвать «звездные» карьеры Дмитрия Хворостовского, Анны Нетребко, Роландо Вильясона. Похоже, что в конце этого перечисления надо поставить запятую, чтобы дописать еще и имя Франческо Демуро… Иные же объяснения феномену певца найти трудно. Безусловно, я не могу оппонировать всем тем восторгам, которые постоянно сопровождают Демуро с 2007 года. Я могу лишь говорить о том, что я услышал на московском концерте певца – и это услышанное вживую не очень-то экстраполируется в прошлое…

Конечно, в рамках предновогодней программы Демуро спел не так уж и много, но вполне достаточно, чтобы составить вполне цельное впечатление и о состоянии его голоса, и о его технике, и об уровне его вокальной культуры. Немного «псевдоверизма-псевдолиризма» Пуччини (ария Рудольфа и финальное дуэттино с Мими из I акта «Богемы»)… Немного итальянского романтического бельканто (романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти)… Обязательный лирический сольный шлягер «для народа» (песенка Герцога из «Риголетто» Верди)… Популярнейшая неаполитанская песня Эдуардо ди Капуа «’O sole mio» («Мое солнце»), увы всегда, кто бы ее сейчас ни пел, напоминающая о недостижимом исполнительском идеале, принесенном в мир XX века великим Паваротти… И, конечно же, «на закуску» обязательный «народный дуэт» – «Застольная» из I акта вердиевской «Травиаты»…

Голос певца «удивил», поверг в недоумение не столько тем, что он весьма небольшой (мало ли небольших голосов на свете!), а тем, что он элементарно несовершенен как в техническом, так и стилистическом аспектах. Вместо свободно разливающейся кантилены – постоянное форсированное «выдавливание звука», причем не самого лучшего качества. Вместо темпераментного итальянского brio (кому как не итальянцу Демуро, казалось бы, им владеть!) – местами невпопад проскакивающие «теноровые рыданья», весьма специфичный недостаток именно этой категории высоких мужских голосов. Фан-сайт и аннотация в программе концерта пытаются убедить меня в том, что «голос Демуро имеет необыкновенный тембр, характеризуется удивительной чистотой и обладает впечатляющим диапазоном». Ни с одним из трех пунктов сказанного не могу согласиться. Покуда я знал певца только по YouTube, так категорично утверждать это было невозможно. Однако живое знакомство с исполнителем, осуществив объективно необходимую переоценку вокальных ценностей, мгновенно расставило все точки на «i». Зажатость, несвобода, ухабистая неровность и кульминационное форсирование звуковедения говорят о том, что уровень вокально-стилистической культуры исполнителя пока не дотягивает до стандартов высокого академического мастерства. Создается ощущение, что оперную музыку певец поет во многом «просто по наитию», ибо его многолетняя «дооперная» карьера сегодня прочно вросла в манеру исполнения, в которой академическое, к которому Демуро обратился гораздо позже, похоже, никак не может победить вокальную специфику фольклорных традиций сantadores.

Возьмем хотя бы романс Неморино. Совершенно ответственно могу заявить, что 70 – 80 процентов тенорового состава «Новой оперы» – едва ли сейчас не самого сильного в Москве! – расщелкают кантилену этого романса куда более грамотно и профессионально, чем это сделал Демуро на концерте в Москве. Но их некому раскручивать, и у них нет своих фан-сайтов… А ведь совсем недавно, в октябре 2010 года, Демуро пел эту партию не где-нибудь, а на сцене вокальной Мекки под названием «Ла Скала» (кстати, в первом составе той постановки был упомянутый нами выше Роландо Вильясон – чувствуете закономерность?). Сразу же поэтому возникает тезис: если даже «Ла Скала» испытывает проблемы с певцами «у себя дома» на родине бельканто, то это значит, что кризис голосов нашего времени (в данном случае, теноров) принимает характер «узаконивания» сниженных исполнительских стандартов. Певец пел в «Ла Скала» – и значит, у него есть индульгенция, охранная грамота на всю его дальнейшую карьеру: ведь с конечном счете сейчас всё решают не музыкальные принципы, а политика агентов и импресарио.

Несомненно, выступление Франческо Демуро, состоявшееся на сцене Московского международного Дома музыки 31 декабря 2010 года, лишь только сейчас и только чуть-чуть выправило ситуацию неведения о певце, о котором в последние годы всё настойчивее и настойчивее стали говорить в зарубежной прессе, причем, с явным восторженным пиететом. А есть даже и такие, кто всерьез считает его чуть ли не преемником Паваротти… Певец с Сардинии еще достаточно молод, поэтому не исключено, что уровень его певческой культуры со временем вполне может измениться в сторону позитивного роста. Возможно… И очень хочется в это верить! Пока же московский визит певца однозначно убеждает в том, что феномен Франческо Демуро – это аванс, требующий оправдания…

Но фото:
Франческо Демуро

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ