Венская Государственная Опера ежегодно представляет на сцене сорок-пятьдесят постановок. Привыкшему к итальянской системе stagione, которая подразумевает несколько названий в год, причем каждая опера идет подряд неделю-две, а потом ее плавно сменяет другая, функционирование огромного австрийского механизма в диковинку. В самом деле, на сцене Венской Оперы можно увидеть спектакли, премьеры которых состоялись сорок и более лет назад, а их «прокат» насчитывает четыреста-пятьсот раз.
Таков «Севильский цирюльник»: постановка относится к 1966 году! Легко вообразить, какое множество артистов прошло через эту постановку, могущую по праву претендовать на звание классической. Классической в смысле «образцовой»: спектакль Гюнтера Реннерта – тщательная, добросовестная инсценировка либретто, но этот вовсе не значит, что он скучен и банален.
Сценография Альфреда Зирке представляет дом на узкой улице южного города. Решение самое простое и остроумное: в доме много комнат, достаточно спустить или поднять штору, чтобы выделить пространство, куда должно быть направлено внимание зрителя: портик на первом этаже, комнаты доктора Бартоло и Розины и т.д. Все здание спектакля возведено на актерской игре. Придуманные Реннертом gags легки и забавны, и, как видно, способны увлечь очередное поколение артистов, проходящих через этот «археологический» спектакль. Так что от того, как Бартоло «натягивает» улыбку, входя к Розине, а затем подозрительно нюхает воздух, как Фигаро использует простыню в качестве ширмы, как Дон Базилио кланяется публике, а Дон Бартоло хватает его в охапку, чтобы утащить со сцены, публика испытывает немалое удовольствие.
В ролях молодых влюбленных предстали два гастролера, из России и из Италии, но, несмотря на то, что прекрасная дама имеет право первой пройти в дверь, очевидец попросил бы ее подождать и дал бы первому пройти в эту дверь тенору. Алексей Кудря – совершенно очаровательный артист, и недалек, если уже не наступил, тот момент, когда театры будут оспаривать честь поставить его имя на афише. Нечасто приходится увидеть на сцене такого молодого, стройного, искреннего, горячего и... способного любить Графа Альмавиву! Кудря удивительно элегантен и естественен на сцене, обладает симпатичнейшим комическим даром (в дуэте с Бартоло «Pace, gioia» его «звучок» в нос был неподражаемым!). Может быть, русский тенор поначалу предстал чуть неуверенным, но когда дело дошло до дуэта с Фигаро «All’idea di quel metallo» в зрительный зал полетели золотые и серебряные блестки! Прозрачная дикция, обволакивающая кантилена, колокольчатые фиоритуры. И так до конца оперы. Браво, Алексей Кудря! В скобках заметим что ария «Cessa di piu resistere» не исполнялась.
У Анны Бонитатибус много заслуг. Это красивая и умная певица с обширным репертуаром. И партия Розины относится к числу лучших, как если бы была написана в расчете на ее индивидуальность: голос теплый, ровный на всем диапазоне, отличная вокальная техника.
В роли Фигаро – штатный солист Венской Оперы, еще один «иностранец», на этот раз издалека: молодой южнокорейский баритон Тае-Юнг Янг, которому с первого появления на сцене удалось завоевать симпатии публики. Это настоящее perpetuum mobile, он бегает, болтает, служит, напевает, бреет, бьет посуду, тащит лестницу, организует бракосочетания etc., etc. И такое же вечное движение – его пение: быстрые темпы, виртуозные пассажи и высокое «соль» в каватине ему покорились. Сам голос у победителя конкурса «Опералия» небольшой, светло окрашенный, и порой проскальзывает горловое звучание.
Ларс Волдт с нынешнего сезона является постоянным солистом Венской Оперы (в январе он с огромным успехом пел партию Фальстафа в «Виндзорских проказницах» в Фольксопер). Этот артист – настоящий Протей, способный с успехом изображать самых разных персонажей, а также похвастаться солидной музыкальной подготовкой, крепкой техникой, ясной дикцией. Его Дон Бартоло – пожилой зануда, этакий «человек в футляре», трудно поверить что артисту нет и сорока!
Януш Монарха, польский бас, который почти двадцать лет является солистом Штаатсопер, предстал достойным Доном Базилио.
Атмосфере праздника способствовал великолепный оркестр Венской Оперы под управлением дирижера с Корсики Жана-Кристофа Спинозы. Увертюра, в особенности, была сыграна со вкусом, с блеском, с яркой динамикой. Лукавые переклички солирующих инструментов вполне могли соперничать с нежным щебетаньем тенора и меццо-сопрано и с ворчанием басов и баритонов.
Как-то один журналист спросил могущественного руководителя Венской Штаатсопер Иоана Холендера, почему постановка «Тоски» присутствует в репертуаре с 1957 года и почему появляется на афише время от времени, как если бы выполняет функцию двери-вертушки, что используются в гостиницах, и через которую проходит много певцов. «Это хорошая постановка, и какой-нибудь спектакль лучше темной ночи», - ответил «император». В случае с «Севильским цирюльником» старый оперный волк прав. В старые мехи удалось влить молодое вино и при этом не испортить его вкуса.