Крещенская неделя в «Новой опере»

Концертное исполнение «Русалки» Дворжака

Концертное исполнение «Русалки» Дворжака
Специальный корреспондент

Концертное исполнение оперы «Русалка» Антонина Дворжака состоялось в рамках фестиваля «Крещенская неделя» в «Новой опере» 22 января 2011 г. (чуть не дотянув до 110-летия премьеры оперы). За дирижерский пульт встал Владимир Федосеев, главную партию исполнила солистка Большого Елена Зеленская (как известно, несколько лет в начале карьеры успешно выступавшая в «Новой опере»), остальные солисты, хор и оркестр - театра «Новая опера».

«Русалка» Дворжака, на мой сугубо личный взгляд, относится к числу тех опер-конструкторов, из которых при желании можно сделать что угодно. Можно - напичканное визуальными эффектами волшебное шоу. Можно - что-то минималистки-постмодернистское, с уклоном в психоанализ. А можно и вовсе ничего особенного не предпринимать, потому как сама фабула поиска взаимопонимания «людей» и «иных» для искусства двадцатого столетия – тема, как едва ли мог представить автор в момент создания своей оперы, совпавший с моментом рождения века, оказавшаяся беспроигрышной и неисчерпаемой.

Концертное исполнение, конечно, существенно сужает возможности, но и тут, в принципе, есть из чего выбрать, при этом организаторы нынешнего концертного исполнения выбрали самый сдержанный вариант – это, фактически, просто концерт. Минимум актерского элемента, максимум музыки, исполнители появляются на сцене строго на время своего вокального текста, а потом сразу быстро уходят, даже если по предписанным авторами мизансценам они должны присутствовать. Да и до сцены дело доходило не всегда - активно задействовались кулисы, балконы и т.п. Хотя сама по себе оправданность поиска звукового баланса методом выведения кого-то подальше от зрителя и подзвучки – тема спорная, есть же и чисто музыкальные методы, но в чем-то это было хорошо – когда подчеркивало идею призрачности представителей всяческой сказочной «нечистой силы», пение которых звучит не на сцене.

Елена Зеленская, на наш взгляд, удачно вписалась в заглавную партию, подчеркнув лирический настрой и славянскую напевность музыки. Наиболее известный номер, из числа тех хитов, по которым судят «удалась» или «не удалась» вся партия, а то и вся опера – ария из первого действия «Месяц мой». Она звучала в ее исполнении очень проникновенно, певуче, мягко и в то же время обдуманно, с выверенными динамическими оттенками (стало быть, опера удалась). Менее удачной была ария из третьего действия – увы, достичь правильного баланса с оркестром тут не получилось. Забегая вперед, отметим, что, к сожалению, эпизодические проблемы с балансом случались у большинства солистов: где-то это было «виной» недоозвучившего неудобную ему часть текста певца, где-то - не пригасившего вовремя звук оркестра, но к счастью, общее положительное впечатление от оперы это не отменяет.

Возвращаясь к выступлению Зеленской, отметим, что немалую трудность этой партии составляет не столько техника, сколько умение транслировать эмоции не в ущерб музыкальности, следование замыслу автора произведения. «Песенные», почти народные мелодии, характерные для этой оперы, чаще всего приходятся на долю главной героини, и тут важно ни на секунду не упростить, не опошлить написанное, оставшись в строгих академических рамках. Мастерство Зеленской позволяет ей это без сомнения. Пожалуй, единственный вопрос по существу к ее интерпретации – это неизменность образа «до» превращения в «земную девушку» и «после». Логично было бы развитие партии через контраст, когда нереальное, слишком чистое и прозрачное существо из начала первого акта в дальнейшем становилось бы заметно более плотским, одержимым страстями и чувственным, в том числе по звуку. Но мы бы задали его, если б речь шла не о концертном исполнении, с достаточно ограниченным набором средств. А в целом, Зеленская без труда оставила за собой роль центра музыкального повествования, благодаря ей опера «Русалка» слушалась именно как трагическая история конкретной женщины, отдавшей сердце тому, кто это не ценит.

Хачатур Бадалян (Принц) показал себя как добросовестный певец, обладающий, бесспорно, неплохой перспективой для пения славянского репертуара. Возможно, такой героико-романтический образ, как Принц, чаще отдают на исполнение более легким, звонким и экспрессивным тенорам, но и вариант Бадаляна, с некоторой бархатистостью и сдержанностью звука, тоже вполне имеет право на жизнь. Другое дело, что в актерском плане ему более других навредил принцип данного концертного исполнения: «Сделал свое дело и уходи, не стой лишней секунды перед зрителем». Недовольные реплики тенора, обращенные к онемевшей Русалке (на чешском языке, хоть и с субтитрами) уходили в пустоту – самой Русалки-то в этот момент на сцене давно уже не было! О последовательном драматическом развитии роли с учетом этого говорить сложно, но тем не менее, в последнем действии Бадалян смог выровнять результат и финишировать на вполне высоком уровне «накала чувств».

Елена Поповская в роли Чужеземной Княжны, секс-бомбы и вероломной разлучницы, обезоружила всех своей вокальной мощью, но образ у нее получился какой-то странный, нелогичный. По содержанию оперы Княжна - манипуляторша и интриганка, но в то же время обладающая жаждой жизни и развлечений земная женщина, за что ее, собственно, и предпочли холодноватой Русалке. Но при этом по звуку у Поповской вышла та же Русалка, принцесса водного царства, только не альтруистичная, а «злая», и потому более защищенная, своего рода «черный лебедь» (хоть и в белом концертном платье) вместо «белого» для глуповатого принца. А по пению - столь же рафинированная, академичная, сосредоточенная на звуке, отстраненная от мира и более похожая на «иную», чем на земную девушку. Это ни в коем случае не упрек в адрес певиц, но поменяйся они с Зеленской партиями – ничего принципиально бы не изменилось, подход сходный.

Напротив, представительница «нечисти» Баба-Яга в исполнении Анастасии Бибичевой получилась энергичной и жизнеутверждающей, с молодым задорным звуком, разборчивой дикцией, крепким нижним регистром, уверенными и звучными, на зависть немалому числу сопрано, высокими нотами (хоть впору и ее включать в кандидатки поменяться партиями – а это, кстати, заставило вспомнить, как по одной из версий народной сказки «Русалка» никакой разлучницы на самом деле не было, а в молодую красотку перевоплотилась сама колдунья). Бибичева не стеснялась активно использовать язык тела - жесты и позы, но и в них не предъявила ничего старушечьего, перед нами была вполне прогрессивная колдунья в красном королевском платье и с красным цветком в прическе – что-то среднее между Кармен, злыми королевами из послевоенных мультфильмов и гламурными ведьмами фантаста Лукьяненко. И слушать, и смотреть на нее было, как минимум, приятно, такие актрисы как бы воплощают собой театр – яркий, активный, впечатляющий.

Антонов Алексей (Водяной) оставил крайне приятное впечатление в кантиленных участках своей партии и изрядно поднадоел повторяющейся трагической репликой «Беда! Беда!», которую, как ни крути, тоже нельзя было всю оперу воспроизводить однообразно. Обладая высоким басом с хорошим запасом подвижности, Антонов трактовал свою партию в подчеркнуто европейском ключе, с минимумом славянских басовых традиций (заставив кое в чем даже призадуматься, а существует ли вообще еще сегодня понятие «русские басы»?) Впрочем, для центрально-европейской оперы все было вполне органично.

И наконец, стоит отметить комический дуэт Лесника (Максим Остроухов) и Поваренка (Наталья Бороздина), на который была возложена немаленькая задача – дважды ломать любовно-трагический ход повествования бытовыми сценками, что им удалось даже в «концертных условиях». Может, не самые мощные, но бойкие голоса этих певцов, обладающих к тому же хорошим уровнем самоконтроля, очень освежили постановку.

В заключение, хотелось бы пару слов сказать об оркестре. О том, что не всегда вовремя уступалась дорога солистам, мы уже сказали выше. Теперь скажем и о плюсах, к которым следует отнести, прежде всего, балетную середину второго действия, в которой музыка должна была заменить танец – и благодаря оркестру и дирижеру, это удалось реализовать вполне ярко и темпераментно.

И в целом, следует отметить общий успех исполнения оперы и, возможно, пожелать театру теперь и сценического воплощения данного произведения в обозримом будущем.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ