Первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин считает, что строительство новой сцены театра «Геликон-опера» на территории усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых должно быть продолжено. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» Ресин заявил, что необходимо найти решение и продолжить строительство. В середине октября 2010 года московские власти под давлением общественности приостановили работы по реконструкции зданий «Геликон-оперы» для того, чтобы провести историко-архитектурную экспертизу. В декабре Комиссия по сохранению и развитию отечественной культуры Общественной палаты РФ рекомендовала отменить реализацию проекта строительства новой сцены «Геликон-оперы» и предложила выделить театру другой участок в городе.
В пользу реализации проекта реконструкции театра
высказались звезды оперной сцены — Ольга Бородина, Мария Гулегина,
Анна Нетребко, Марина Мещерякова, Ильдар Абдразаков и Дмитрий
Хворостовский. В пятницу, 28 января, проект реконструкции
«Геликон-оперы» обсуждался на общественном совете по проблемам
формирования градостроительного и архитектурно-художественного
облика города при мэре Москвы.
«БФМ.РУ»
Народная артистка СССР выступит в одной из своих коронных партий - Графини в опере "Пиковая Дама" Чайковского. На фестиваль приедут звезды Мариинского театра, театров Москвы, а также артисты из Германии, Чехии, дирижеры Марко Боэми из Италии, Милош Крейчи из Чехии, Алла Москаленко из Украины. Праздник музыки завершится 12 февраля гала-концертом.
Запись оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль» лейбла «Мариинский» штурмует «горячие десятки» классических релизов 2010 года. В число десяти лучших дисков года в области классической музыки, «Парсифаль» включили ведущие газеты США Times и Boston Globe. «Самые интересные записи в минувшем году нам предложили не только такие международные гиганты звукозаписи как, например, Deutsche Grammophon, но и небольшие новые лейблы, - пишет The New York Times, - Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева демонстрирует пик формы. Этот «Парсифаль» превосходен – яркие краски, потрясающий объем и безупречное следование идеям композитора, вкупе с роскошным Гурнеманцем в исполнении великолепного Рене Папе». «Гергиев известен как прекрасный вагнеровский интерпретатор, и здесь маэстро дарит нам редкого по драматическому накалу «Парсифаля»», - вторит газете Boston Globe. «Рене Папе в партии Гурнеманца – выше всяческих похвал». Запись оперы была осуществлена в Концертном зале Мариинского театра в дни фестиваля «Звезды белых ночей» летом 2009 года. Для участия в записи маэстро Гергиев пригласил зарубежных звезд мирового уровня. Партию рыцаря Гурнеманца исполнил, как уже говорилось, немецкий бас Рене Папе, а Кундри спела Виолета Урмана. В партии Парсифаля выступил американский тенор Гари Леман. Солистам Мариинской оперы Евгению Никитину и Николаю Путилину были отданы партии героев-антиподов Амфортаса, главы рыцарей Грааля, и злого волшебника Клингзора, а Алексею Тановицкому досталась роль короля Титуреля, отца Амфортаса.
Отмена премьеры – событие неординарное. А за несколько дней до спектакля уж совсем редкое. Но именно так случилось в Михайловском театре, который отменил планировавшуюся на 21 января премьеру «Севильского цирюльника». Причина оказалась весьма туманной. Театр заявил о продлении репетиционного периода до апреля месяца. Вроде бы не успели подготовить? Однако есть и другая (впрочем, неофициальная) информация - при приеме уже готовой постановки худсовет не удовлетворила работа режиссера А.Гевондова (что уж там показалось неприемлемым – пусть останется за кадром). И театр поручил ее другому режиссеру.
Большой гала-концерт в честь 70-летия прославленного певца был дан в пятницу 21 января в мадридском Teatro Real. Более двадцати звезд мировой оперы приехали в столицу Испании, чтобы отметить юбилей великого тенора. До последней минуты ни сам юбиляр, ни забившая битком зал оперного театра публика не знали ничего об участниках праздничного концерта. Вечер открыл хор Teatro Real исполнением фрагментов из вагнеровского «Тангейзера». Сразу за ним на сцену вышла американская сопрано Дебора Поласки. Она спела сцену из «Кавалера розы» Рихарда Штрауса. В числе участников вечера – Рене Папе, уругвайский баритон Эрвин Шрот, испанская сопрано Айноа Артета (Ainhoa Arteta)… Сам виновник торжества вместе с семьей находился в ложе балкона, где принимал поздравления и слушал выступления коллег. Вечер транслироваться на гигантской экран, установленный на мадридской площади Plaza de Oriente, а также в 20 стран мира.
«Это огромная привилегия для меня петь в 70 лет и доставлять людям радость», - сказал Пласидо Доминго журналистам. «Возможно, что при хорошем самочувствии и сохраняющейся способности убеждать зрителей я еще буду петь в оперных спектаклях какое-то количество лет. Однако, подготовка к спектаклям очень утомляет, заставляя работать по 10 часов в день. Выступать с концертами легче, и я надеюсь им уделять все больше внимания». Продолжая певческую карьеру, Доминго возглавляет оперные театры в Вашингтоне и Лос-Анжелесе.
Одна из известных опер К. В. Глюка будет возобновлена на сцене «Метрополитен-опера» 12 февраля – театр повторяет свою постановку 2007 года. В главных партиях выступят Сьюзен Грэм (Ифигения), Пласидо Доминго (Орест) и Пол Гроувз (Пилад). Серией спектаклей продирижирует Патрик Саммерс. Постановка 2007 года – второе в истории Мет обращение к известной, но не часто появляющейся на сценах опере великого реформатора музыки: до того «Ифигения в Тавриде» звучала здесь очень давно – в сезоне 1916-1917 годов. Нынешняя постановка Стивена Водсворта обошла весь мир на ДВД, поскольку спектакль был записан на одном из представлений в Мет.
Сьюзен Грэм уже неоднократно перевоплощалась в античную жрицу, она пела в постановках этой оперы в Зальцбурге, Лондоне, Чикаго, Сан-Франциско и Мадриде. Доминго участвовал в премьере 2007 года в Мет. Саммерс – частый гость в Мет, на его счету не одна постановка: от «Роделинды» до «Саломеи»; вскоре он также продирижирует здесь возобновлением «Лючии ди Ламмермур».
(по страницам издания The Japan Times)
Новый национальный театр Токио (New National Theatre, Tokyo - NNTT) дает в феврале несколько спектаклей оперы «Журавлиные перья» японского композитора Икумы Дана (р.1924). Это, пожалуй, самая известная и популярная национальная опера в стране Восходящего Солнца. Со дня премьеры в 1952 году она звучала не менее 700 раз. Ее сюжет рожден японским фольклором.
Деревенский житель по имени Иохио спасает и выхаживает раненого журавля. Очарованная его добротой, птица принимает человеческий облик и становится его женой. Из собственных перьев она шьет супругу одежду необычайной красоты. Когда два жадных соседа убеждают героя заставить жену отдавать все больше своих перьев, все больше шить одежды, она вновь обращается в птицу и улетает. Назидательная сказка, перекликающаяся с нашей «Сказкой о золотой рыбке».
«Эта опера отражает фундаментальные основы этики нашего народа», - говорит живущий в Латинской Америке японский музыкант Юрико Куронума, которому удалось впервые за рубежом поставить оперу в Мексике с местными певцами, - «Что же касается музыкальной стороны, то здесь можно уловить народные мотивы, но в основе своей опера написана в традициях западной классики».
Смешение национального фольклора и традиций классической музыки при доминировании последних характерно для всех оперных произведений, написанных японскими композиторами. Музыковеды в Японии объясняют это тем, что в их стране национальная опера появилась почти через 300 лет после рождения этого жанра в Италии. Художественный руководитель NNTT Тадааки Отака настаивает, что японцам «необходимо создавать и утверждать собственную музыкальную идентичность». Но это произойдет, по его словам, не раньше, чем когда музыка японских композиторов получит мировую признательность и оценку. Он надеется, что наступит время, когда японские национальные оперы зазвучат в ведущих театрах мира в интернациональном составе. Пока же ситуация к оптимизму не располагает, отмечает редактор онлайнового журнала «The Opera Critic» М.Синклэр: «Несмотря на успешно проводимую в Японии политику музыкальной интернационализации (приглашение со всего мира ведущих музыкантов, певцов), за рубежом по-прежнему японская национальная опера остается terra incognita».
Некоторые эксперты связывают надежды на продвижение японской музыкальной культуры с помощью современных технологий, в частности, имея в виду кино и теле трансляции спектаклей через спутники на широкую международную аудиторию. Как образно выразились журналисты из газеты Japan Times, пришла пора «поднять итальянский занавес, открыв зарубежным зрителям японскую национальную оперу».
Необходимо отметить, что опера «Журавлиные перья» уже известна российской публике. В сентябре 1998 года она были показана в Москве, на сцене тогда только открывшегося театра «Новая опера» в постановке Токийской оперной ассоциации "Никикай" (режиссер - Кэйсукэ Судзуки). В главных партиях выступили солисты из Страны восходящего солнца, за пультом оркестра «Новой оперы» стоял японский дирижер Котаро Сато.
Оперные театры Латвии и Эстонии обменялись гастролями. Во второй половине января эстонцы показали в Риге «Любовь к трем апельсинам», «Так поступают все» и два балета. В это же время жители Таллинна смогли увидеть спектакли Рижской национальной оперы: «Евгений Онегин», «Мадам Баттерфляй» и тоже два балета. Еще в ноябре 2009 года оперные театры всех трех балтийских республик подписали протокол о намерениях регулярно обмениваться своими постановками. Каждый из театров должен ежегодно представлять соседям три оперных и два балетных спектакля.
Корреспондент английской газеты Телеграф Руперт Кристиансен сходил в Оперу Лиона на «Вертера» Массне, главным образом из-за режиссера, в каковом качестве впервые опробовал себя Роландо Виллазон. Молодой тенор решился на столь отважный, если не сказать отчаянный, поступок из-за длительного вокального простоя после операции, который к счастью, кажется, завершается. Во всяком случае, по имеющейся информации, он собирается петь в мае Вертера в Ковент-Гардене.
Руперта разочаровали режиссерские решения Виллазона: элементы циркового представления, Шарлотта в клетке для птиц, внутреннее «я» героя, олицетворенное в фигуре маленького мальчика, «отвратительные», дисгармонирующие с музыкой белые деревья с пластиковыми листьями, белые же рюшевые занавеси, опять же белая мебель….По мнению журналиста, «за деревьями леса не видать» и упущено главное – романтическая мелодрама на основе вечной темы любви.
Зато с музыкальной точки зрения спектакль был превосходен. Дирижер Леопольд Хагер предложил мягкую, без «перегрева», трактовку музыкального материала. Артуо Чакон-Крус, молодой, с привлекательной внешностью тенор, титульную партию исполнил страстно, хотя и не с идеальной элегантностью. Вокально уверенная в себе Карин Дейе (Deshayes) в роли Шарлотты также предстала в вихре чувств. Софи в исполнении Анны-Катрин Жилле доставила корреспонденту настоящую радость. Лионель Лот (Lhote) предложил образ был весьма симпатичного Альберта.
Опера Вагнера с Брином Терфелем в ведущей партии Ганса Сакса завоевала для Национальной оперы Уэльса международный приз South Bank Sky Arts Awards. О престижности награды говорит тот факт, в соревновании за нее участвовали многие нашумевшие в Британии постановки, включая «Собачье сердце» Английской национальной оперы (о ней мы уже писали), «Билли Бадд» в Глайндборне. И все они уступили почетный приз театру Уэльса, который обрел уже вторую награду за «Мейстерзингеров». В прошлом году спектакль был удостоен очень престижной на Британских островах премии ТМА Achievements в оперной номинации.
Новозеландская сопрано выбрана председателем международного конкурса BBC Cardiff Singer of the World, заняв пустующее кресло скончавшейся в прошлом году Джоан Сазерленд. Она также войдет в состав жюри конкурса, который намечен в этом году в июне. Соревнование вокалистов проводится с 1983 года. На одном из них победил Брин Терфель. На своей родине, в Новой Зеландии, Кири Те Канава учредила и возглавляет фонд в поддержку молодых певцов.
Подготовили В.Светозаров, Е.Цодоков и А.Матусевич