У Королевы нет возраста — особенно, у Королевы бельканто!

Gran Teatre del Liceu

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Барселона, столица испанской автономии Каталония, просто не может не притягивать к себе взоров путешественников, неустанно ищущих познавательно-эстетических впечатлений. Этот город – словно продолжение моря, но неизбежному, казалось бы, величию водной стихии всё же пришлось немного спасовать перед неповторимой «заповедностью» соседствующей суши с ее причудливо-гористым пересеченным ландшафтом. Этот город – словно продолжение архитектурной сказки в стиле «модерн», сочиненной Антонио Гауди. Этот город – словно воплощение абстрактной виртуальной мечты, свой весомый вклад в наполнение которой, в частности, внесли мятежные художественные искания Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Этот город – не только один из крупных мегаполисов мира, но и одна из мировых музыкальных столиц. И как может быть иначе, когда ласкающие слух слова «Gran Teatre del Liceu» с трепетом произносятся сегодня любым уважающим себя меломаном в любой точке земного шара.

1/2

Барселона манила давно, но лишь совсем недавно, в конце января этого года, вашему покорному слуге наконец-то впервые удалось прогуляться по барселонской Рамбле и побывать в «Gran Teatre del Liceu» на одном из спектаклей премьерной серии новой постановки оперы Доницетти «Анна Болейн». Первый спектакль прошел 20 января, второй – 25-го. Основой же для нижеследующего обзора послужили собственные впечатления автора этих строк от третьего спектакля, состоявшегося 30 января. Вообще же, в прокатной серии новой музыкально-театральной продукции «Анны Болейн» «афишно» заявлено десять представлений (первые семь – с премьерным составом исполнителей, последние три – со вторым). Момент публикации настоящего обзора почти совпадает с датой шестого представления (14 февраля), а последнее (десятое) состоится только 5 марта. И прежде чем, занять место в зрительном зале, вполне уместным представляется сначала познакомиться с самим театром, ибо его совсем недавняя, можно сказать, «новейшая» история полна рокового провидeния и подлинного драматизма.

Нынешнее (каталонское) название Gran Teatre del Liceu унаследовано от испанского названия Liceo Filodramatico de Montesion – любительского театра, построенного в 1837 году на территории женского монастыря. Его обиходное название того времени – Teatro de Montesion (или Teatro del Liceo de Montesion). Первоначальная цель этого учреждения состояла в том, чтобы, с одной стороны, поднять уровень музыкальной образованности публики (отсюда и название Liceo, Liceu – Лицей), с другой, организовать сценические представления опер силами участников студенческой труппы. Первой оперой, увидевшей свет на этих подмостках, была «Норма» Беллини (3 февраля 1838). Репертуар был итальянским (Доницетти и Меркаданте, Беллини и Россини). На этой сцене состоялась и барселонская премьера оперы Герольда «Зампа». В том же 1838 году театральное общество сменило свое название на Liceo Dramatico Filarmonico Barcelones de S. M. la Reina Isabel II, заявив о своей профессиональной специализации. Однако через шесть лет под давлением собственников монастырских владений, театр вынужден был покинуть свою резиденцию (последнее представление состоялось 8 сентября 1844 года). Когда же в 1845 году здание женского монастыря в центре Рамблы (La Rambla – большой барселонский бульвар, протянувшийся от порта до площади Каталонии) было выкуплено инвесторами для целенаправленного строительства на этом месте нового театра Liceu, необходимые средства на его постройку стали поступать от двух специально созданных акционерных обществ, за вкладчиками которых были пожизненно закреплены ложи и прочие места в будущем театре. Поскольку, в отличие от других европейских городов, где содержание оперных театров было привилегией королевских фамилий, строительство Liceu финансировалось только частным акционерным капиталом, то в названии обновленного театрального сообщества имя королевы было упразднено. Это не преминуло найти свое отражение и в планировке интерьера зрительного зала: в центре его пятиярусной «подковы» нет привычной для классического оперного театра царской ложи. Строительство театра началось 11 апреля 1845 года, а его инаугурация состоялась 4 апреля 1847-го. Архитектором, с которым театральным обществом был заключен контракт на строительство здания, стал Мигель Гаррига-и-Рока (Miquel Garriga i Roca).

Но уже 14 апреля 1861 года театр пережил свой первый пожар. Почти год Liceu восстанавливал другой архитектор Хосе Ориоль Местрес. От прежнего строения театра остался только фасад в псевдоренессансном стиле, центральная лестница и зеркальный зал – большое фойе, которое сейчас украшают портреты великих оперных гениев (музыкантов и творцов музыки). Театр был открыт после реконструкции 20 апреля 1862 года оперой Беллини «Пуритане». На открытии сезона 7 ноября 1893 года во время представления второго акта оперы Россини «Вильгельм Телль» в зале взорвались две бомбы, заложенные террористом-анархистом Сальвадором Сантьяго. Двадцать человек погибли, многие были ранены. Из-за взрывов, буквально потрясших Барселону, театральный сезон был возобновлен нескоро – 18 января 1894 года, но кресла, унесшие жизни зрителей, еще долго оставались пустыми. Второй пожар случился в 1994 году: представление оперы «Турандот» Пуччини, назначенное на 31 января 1994 года, так и не состоялось. От неосторожной искры загорелся занавес – и вскоре пламя перекинулось на весь театр. На этот раз Liceu был уничтожен практически полностью, однако незатронутыми огнем оказались те же самые части здания, что и уцелели при пожаре 1861 года. Серьезно даже обсуждался вопрос о целесообразности восстановления театра, но, благодаря общественному мнению, Liceu удалось отстоять, а в его восстановлении принимала участие вся Барселона, если не сказать, вся Испания. Многие известные певцы – в их числе Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, ныне уже покойный Альфредо Краус – давали специальные концерты в фонд воссоздания театра. Сама же труппа театра все эти годы не прекращала своей деятельности, выступая на других площадках Барселоны. Возрожденный и обновленный Gran Teatre del Liceu распахнул свои двери для публики 7 октября 1999 года именно постановкой той самой оперы («Турандот» Пуччини), представление которой не состоялось в злополучный день пожара 31 января 1994 года.

Именно в 1994 году и был учрежден государственный фонд (Fundacio del Gran Teatre del Liceu), вскоре принявший полномочия собственности и управления театром Liceu от бывшего Общества театральных акционеров (Societat del Gran Teatre del Liceu), известного как Societat de Propietaris (Общество собственников). Ратификация передачи прав собственности от Societat de Propietaris к Fundacio del Gran Teatre del Liceu состоялась в 1997 году. Таким образом, от промежуточной стадии управленческой государственной надстройки над Societat de Propietaris – от государственного консорциума Каталонии, влиявшего на деятельность театра с 1986 года – управление компанией полностью перешло в руки государственного фонда. Здесь необходимо упомянуть о том, что в годы Второй Испанской Республики, во время гражданской войны, Liceu был национализирован и превращен в Национальный театр Каталонии (Teatre Nacional de Catalunya), однако, с установлением в 1939 году диктатуры Франко, он вновь был возвращен его бывшим владельцам с реставрацией первоначальной системы собственности и управления. В 1999 году Liceu, который к этому времени полностью стал государственным учреждением культуры, был восстановлен на основе разработанного еще в 1986 году проекта восстановления и расширения театра. Архитекторы Игнази де Сола-Моралес и Хавьер Фабре-и-Люис Дильме (Ignasi de Sola-Morales и Xavier Fabre i Lluis Dilme) бережно сохранили его уцелевшие части, вписав их в новый архитектурный ансамбль. Новый театр – практически копия своего предшественника, но он расширил свои площади, заняв смежные территории на Рамбле, и был начинен современной сценической машинерией и техническим оборудованием. Новый зрительный зал рассчитан на 2292 места и имеет ту же самую форму подковы, он восстановлен с тем же самым расположением, пропорциями и декором, за исключением росписи потолка, которую выполнил каталонский художник, известный под именем Перехайме (Perejaume = Pere Jaume Borrell i Guinart). В Liceu появились два новых камерных зала, просторные помещения для репетиций. Внутреннее убранство главного театрального зала осталось таким же роскошным, как и прежде: золотая лепнина-«инкрустация» лож, массивные медные светильники, красный монохромный занавес и обитые красным бархатом кресла. Не оставляет равнодушным и весь комплекс архитектурной «инфраструктуры» с фасадом, выходящим на Рамблу (1847), центральным холлом и главной лестницей (1861) со статуей Музыки (1901), зеркальным фойе (1847, 1877 – частичная реконструкция), лекционной аудиторией, а также с «внешними объектами» – театральным кафе и музыкально-сувенирным магазинчиком, которые составляют единое целое с основным зданием.

продолжение ->

Gran Teatre del Liceu (фото автора):
Вид с Рамблы
Центральная лестница со статуей Музыки

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ