Нью-Йоркский театр «Метрополитен» любезно предоставил нашему журналу свой весьма информативный пресс-релиз на сезон 2011-12 гг. Мы публикуем его с некоторыми сокращениями.
О репертуаре «Метрополитен-оперы» в сезоне 2011-2012 рассказали генеральный директор театра Питер Гелб и главный дирижер Джеймс Ливайн.
«Наша цель, - заявил Гелб, - представить обширный ассортимент новых и возобновленных спектаклей, которые бы поддерживали у наших зрителей высокий интерес на протяжении всего сезона». Он при этом упомянул данные социологических опросов, свидетельствующих о снижении среднего возраста аудитории Мета с 60,4 лет в 2005 году до 57,7 лет в 2011 году. «Наша публика претерпевает изменения, и мы стараемся учитывать интересы как пожилых, так и более молодых зрителей».
Ливайн, в свою очередь, отметил, что Мет будет продолжать приглашать исполнителей мирового уровня, в том числе и представителей молодого поколения певцов, предоставляя им возможность проявить свой талант во всем блеске.
Сезон откроется 26 сентября оперой Доницетти «Анна Болейн» с Анной Нетребко в титульной партии, Элиной Гаранчей (Джейн Сеймур), Стивеном Костелло (лорд Перси), Ильдаром Абдразаковым (Генрих VIII). За дирижерским пультом – Марко Армилиато. Одна из лучших опер Доницетти, «Анна Болейн» ранее никогда не ставилась в Мет. Эта первое произведение в трилогии композитора, посвященной эпохе королев династии Тюдоров, которые будет здесь ставить Дэвид Мак-Викар. В будущем планируются премьеры опер «Мария Стюарт» и «Роберто Деверо». Сам режиссер подчеркивает свое желание сделать основной акцент на романтизме произведения. В его постановочной группе – английский сценограф Роберт Джонс, художник по костюмам Дженни Тирамани, художник по свету Пол Констебл, хореограф Джордж Эндрю.
На 13 октября запланирована премьера моцартовского «Дон Жуана» в постановке дебютирующего на «метовской» сцене режиссера Майкла Грендейджа. У него свой, особый взгляд на главного героя: «Дон Жуан – страстный жизнелюб. Его не надо смешивать с примитивными серийными маньяками. Это сложный, хотя и мрачный характер». Для оперы предусмотрены два состава исполнителей.
В одном составе находим имена дирижера Ливайна, а также певцов Мариуша Квеченя в заглавной партии, латвийской сопрано Марины Ребекки (дебютирующей в Мет в роли донны Анны), немецкой сопрано Мойки Эрдман - (Церлина), Рамона Варгаса (Дон Оттавио), Луки Пизарони (Лепорелло), Штефана Кочана (Командор), Барбары Фритолли (Донна Эльвира), Джошуа Блума (Мазетто).
В другом составе дирижировать будет Эндрю Дэвис, а петь Джеральд Финли (Дон Жуан), Аннетта Даш (Донна Эльвира), Изабель Леонард (Церлина), Мэтью Поленцани (Дон Оттавио), Джон Релайя - (Лепорелло), Шеньян (Мазетто), Джеймс Моррис (Командор). В обоих составах партию Донны Анны будет исполнять Марина Ребекка. В постановке заняты сценограф Кристофер Орам, он же – художник по костюмам, а также хореограф Бен Райт. Художник по свету уже знакомый нам Констебл.
Вагнеровское «Кольцо» в режиссуре Робера Лепажа продолжится оперой «Зигфрид». 27 октября – первый спектакль. Маэстро Ливайн на дирижерском подиуме и Гари Леман в титульной партии. Вновь на сцену выйдут артисты, которые пели в первых двух частях тетралогии: Дебора Войт (Брунгильда), Патрисия Бардон (Эрда), Брин Терфел (Странник – Вотан), Эрик Оуэнс (Альберих), Герхард Зигель (Миме). Впервые будет использована технология 3D в качестве дополнения к декорациям и визуальной трансформации сцены в реалистически воспринимаемую картину лесного убежища Зигфрида.
Комментирует Лепаж: «В опере «Зигфрид» можно в полной мере оценить сложность и подлинность лейтмотивов, которые использовал Вагнер, создавая здесь волшебный мир, заселенный драконами, дикими медведями, насекомыми и прочим живыми тварями, мир, в котором Зигфрид заявляет о себе как сильный и бесстрашный герой. Вот мы и хотим этот мир воссоздать и показать на сцене». В постановочной группе – художник по свету Этьен Бушер, специалист по видеоэффектам Педро Пирес.
Ровно через три месяца, 27 января 2012 года, - премьера заключительной части тетралогии – «Гибель богов». Дебора Войт и Катарина Далайман будут поочередно петь партию Брунгильды, Гари Леман и Стивен Гульд разделят между собой роль Зигфрида. В числе исполнителей также Вальтрауд Майер (Вальтраута), Эрик Оуэнс (Альберих). Ганс-Петер Кёниг (Хаген), Уэнди Брин Хармер (Гутруна), Йен Патерсон (Гунтер).
«Особенность заключительной оперы в отличие от других частей цикла, - делится своим мнением Лепаж, - в том, что она преимущественно рассказывает об обществе людей. На протяжении всей тетралогии можно проследить, как повествование о мире богов постепенно перетекает в рассказ о людях. «Гибель богов» - это сказ о Брунгильде в человеческом обществе, о характере и поведении героини, призванной восстановить в мире желанные покой и равновесие».
А весной 2012 года Метрополитен опера трижды повторит все «Кольцо». Всеми спектаклями будет дирижировать Ливайн. Кроме упомянутых выше исполнителей выступят Ева-Мария Вестбрук (Зиглинда), Стефани Блит (Фрика), Карен Каргилл (Вальтраута), Йонас Кауфман и Стюарт Скелтон (Зигмунд), Штефан Маргита (Логе), Роберт Брубейкер (Миме), Ричард Пол Финк (Альберих), Франц-Йозеф Зелиг (Фазольт). Первое исполнения цикла намечено на 7-24 апреля, второе на 26 апреля – 3 мая и третье на 5-12 мая 2012 года.
В репертуар театра возвращается «Фауст». Его будет ставить Дес Мак-Ануфф, дебютирующий в Мет. В составе исполнителей первого представления, которое пройдет 29 ноября, Кауфман (Фауст), Анжела Георгиу (Маргарита), Рассел Браун (Валентин), Рене Папе (Мефистофель). Дирижировать будет Янник Незет-Сегюн. В последующих спектаклях выступят Марина Поплавская, Роберто Аланья, Джозеф Каллейя, Ферруччо Фурланетто. Впервые в Мет будут работать художник-сценограф Роберт Брилл и художник по костюмам Пол Тазевелл. Хореограф - Келли Дивайн. В новогоднюю ночь театр покажет оперу «Заколдованный остров» (можно перевести и как «Очарованный остров», «Волшебный остров» - «The Enchanted Island»), представляющую собой дивертисмент из произведений Генделя, Рамо, Вивальди и некоторых других, менее известных композиторов эпохи барокко. Либретто оперы (на английском языке) сочинил Джереми Сэмс, которому помогал дирижер, считающийся крупным специалистом по барочной музыке, - Уильям Кристи. В опере представлены персонажи двух пьес Шекспира: «Сон в летнюю ночь» и «Буря». Состав звездный - Даниеле де Ниезе, Лизетт Оропеза, Джойс Ди Донато, Дэвид Дэниэлс, Энтони Рот Костанцо, Люка Пиразони. Пласидо Доминго исполнит партию Нептуна. Коллаж из произведений 18 столетия в интерпретации 21 века предложит постановочная группа, возглавляемая Фелимом Мак-Дермоттом. Идея попурри из разных опер – не нова. Она была весьма популярна на театральных подмостках в 18 веке, а корнями восходит к Италии конца 17 столетия. Известно, что подобные оперные дивертисменты особенно любили в Англии, где их нередко практиковал сам Гендель. Объявляя о мировой премьере, Гелб заметил, что, наконец-то, воплотится его давняя мечта «по современному осмыслить произведения барокко с помощью музыкантов, зарекомендовавших себя виртуозными исполнителями этой музыки. Я верю, что опера-гибрид продемонстрирует великие достижения той эпохи, сохранив уважение к традициям барокко и вместе с тем вдохнув в эту музыку дух современности».
«Манон» Массне станет для Анны Нетребко второй в новом сезоне Мет премьерой. Также впервые на этой сцене в «Манон» выступят Петр Бечала (Де Грие), Пауло Шот - (Леско), Дэвид Питтсингер - (Граф де Грие). Для дирижера Фабио Луизи это тоже будет первое сценическое представление оперы Массне. Постановка (режиссер Лоран Пелли) заимствована у «Ковент-Гардена», где она имела в прошлом году огромный успех, не в последнюю очередь благодаря блистательному выступлению Нетребко. Возглавляемая Пелли команда – та же самая, которая участвовала в постановке «Дочери полка» в 2008 году: сценограф Шанталь Тома, художник по свету Жоель Адам, хореограф Лионель Гоша.
Кроме семи премьер в репертуаре будущего сезона более дюжины возобновленных спектаклей. Остановимся на каждой из них.
Опера «Сатьяграха» современного композитора Питера Гласса. Постановка Фелима Мак-Дермотта и Джулиана Крауча. Дирижер Данте Анзолини. В партии Ганди выступит Ричард Крофт. В ведущих ролях также заняты Рейчел Даркин, Ким Джозефсон и Альфред Уолкер.
«Средство Макропулоса» Яначека вернется в Мет спустя десять лет с Каритой Матиллой в главной партии и дирижером Иржи Белоглавеком. Еще одна опера 20 столетия, «Билли Бадд» Бриттена, впервые с 1997 года прозвучит под сводами Мет. В титульной партии выступит Натан Ганн. Дирижер Дэвид Робертсон.
В генделевской «Роделинде» вновь блеснет Рене Флеминг. Как и на премьере, за дирижерский пульт встанет Гарри Бикет.
«Хованщина» не шла здесь с 1999 года. Состав, конечно, обновится. Впервые в этой опере перед зрителями Мет предстанут Анатолий Кочерга и Михаил Дидык. Вместе с ними продемонстрируют свои таланты Ольга Бородина, Владимир Галузин, Георгий Гагнидзе, Ильдар Абдразаков, дирижер - Кирилл Петренко.
Поклонники творчества Пуччини не останутся в обиде. Их ждет встреча с тремя возобновленными операми любимого композитора. В сногсшибательной постановке «Мадам Баттерфляй» (режиссер Энтони Мингелла) выступят Патрисия Рэсет и Липинг Жанг (Чио-чио-сан), Марчелло Джордано и Роберт Дин Смит (Пинкертон). В трех запланированных спектаклях будут разные дирижеры – Доминго, Армилиато и Ив Абель. Вернуть спектакль на сцену Мет поможет помощник режиссера и хореограф оригинальной постановки Кэролин Хоа.
Патрисия Рэсет также споет в «Тоске». Ее партнерами будут теноры Роберто Аланья и Александр Антоненко. Для последнего это будет дебютная роль в Мет. Партию Скарпиа исполнят Ганидзе и Моррис.
Молодой финский дирижер Микко Франк впервые поднимется на дирижерский подиум Мета. Ему предстоит управлять «Богемой» в шикарной постановке Дзеффирелли. В списке солистов: Хибла Герзмава и Хей-Кунг Хонг (Мими), Димитри Питтас (Рудольф), Сьюзен Филипс (Мюзетта), а также Алексей Марков, Патрик Карфицци, Мэтью Роуз – друзья Рудольфа. Для дирижера Луи Лангре это будет первое появление в Мет.
Бесшабашно смелая постановка оперы Россини «Севильский цирюльник» (Барлетт Шер) собрала два состава звезд во главе с дирижером Маурицио Бенини. Осенью 2011 года на сцену выйдут Петер Маттеи (Фигаро), Изабель Леонард (Розина), Хавьер Камарена (Граф Альмавива), Маурицио Мураро (Дон Бартоло), Паата Бурчуладзе и Сэмюэль Рэми (Дон Базилио). А весной 2012 года зрители встретятся с Дианой Дамрау (Розина), Родионом Погосовым (Фигаро), Колином Ли (Альмавива), Джоном Дель Карло (Дон Бартоло), Феруччо Фурланетто (Дон Базилио).
Наряду с «Цирюльником» будут представлены еще две комические оперы. На партии главных героев «Любовного напитка» приглашены Дамрау и Флорес. Их партнерами будут Квечень (Белькоре), Алессандро Корбелли (Дулькамара). За пультом – Донато Ренцетти.
В третий раз театр обращается к постановке Лорана Пелли - опере «Дочь полка». Заявлены грузинская сопрано Нино Мачаидзе и американский тенор Лоуренс Браунли. Кири де Канава исполнит разговорную роль герцогини фон Кракенторп. За пультом – Ив Абель.
Как всегда, внушительно представлены произведения Верди – ожидается пять возобновлений.
«Травиата» (режиссер Вилли Деккер, 2010). Французская сопрано Натали Дессей впервые споет в Мет Виолетту. Вместе с ней выступят Поленцани (Альфред), Хворостовский (Жермон). Дирижер Фабио Луизи.
«Макбет». В титульной партии - Томас Хэмпсон. Леди Макбет – Надя Михаэль. Дирижирует Джанандреа Нозеда.
«Аида». Большой стиль режиссера Сони Фризелл. Виолета Урмана – Аида, Стефани Блит в партии Амнерис, Марсело Альварес – Радамес. Дирижер Марко Армилиато.
«Эрнани». Сальваторе Личитра в заглавной партии, Анжела Меаде – Эльвира, Хворостовский – Дон Карлос и Фурланетто – Де Сильва. Дирижер Армилиато.
«Набукко». Будет дано двенадцать спектаклей с участием Марии Гулегиной и Марианн Корнетти (Абигайль). В других партиях - Желько Лучич (Набукко), Юонгун Ли (Исмаэль). Всеми спектаклями продирижирует Паоло Кариньяни.
Перевод с английского В. Светозарова и Е. Цодокова
На фото:
Метрополитен-опера