Российские и зарубежные вокалисты от семи до восемнадцати лет собрались в Петербурге, чтобы отдать дань уважения оперному искусству. Они исполнили на языке оригинала произведения выдающихся композиторов в рамках Четвертого международного детского вокального конкурса «Мы поем оперу!». Его главной задачей является приобщение детей и юношества к оперному и музыкальному искусству, выявление юных дарований и создание нового поколения слушателей оперного искусства XXI века. Кроме сольных выступлений конкурс подразумевает участие дуэтов и детских оперных театров. В каждой возрастной группе и категории свой победитель; специальные призы вручают за исполнение народной песни. Жюри конкурса во главе с народным артистом России, солистом театров «Ковент-Гарден» и «Метрополитен-опера» Сергеем Лейферкусом также определяет лучшего концертмейстера и лучшего педагога.
В состав жюри входят Татьяна Новикова (Санкт-Петербургская консерватория), Семен Скигин (Высшая школа музыки им. Ганса Эйслера, Германия), заслуженная артистка России Елена Миртова (Мариинский театр) и заслуженная артистка России, профессор Карина Лисициан (Академия им. Гнесиных). В нынешнем сезоне на победу в конкурсных номинациях претендовали 50 человек.
На сцену Сибирского Колизея возвращается чешская опера о русской жизни – «Катя Кабанова» Леоша Яначека по драме Александра Островского «Гроза». 3 марта на большой сцене оперного театра Новосибирска вновь зазвучит музыка «славянского Пуччини». 90 лет назад, в ноябре 1921 года премьера оперы с триумфальным успехом прошла в Национальном театре г. Брно. С тех пор «Катя Кабанова» с неизменным успехом шла на многих мировых сценах, но по странному стечению обстоятельств долго не получала сценического воплощения на родине своей героини.
Новосибирский театр оперы и балета второй раз в своей истории оказался первооткрывателем Яначека для русской публики (в 1958 году здесь впервые в СССР увидела свет рампы «Ее падчерица») – 3 февраля 2007 состоялась российская премьера «Кати Кабановой». Режиссер-постановщик – Томаш Шимерда, известный чешский режиссер и телережиссер, в течение нескольких лет возглавлявший Национальную оперу имени Л. Яначека в Брно. Визуальный образ спектакля создали главный художник новосибирской оперы Игорь Гриневич и художник по свету Дамир Исмагилов.
В Красноярск приехали главный режиссер Санкт-Петербургского театра "Зазеркалье" Александр Петров и народный артист России дирижер Евгений Бражник (Москва, "Геликон-опера"). Их приезд связан с грандиозным проектом "Парад звезд в Оперном", который открылся 25 февраля премьерой комической оперы Г. Доницетти. Эта веселая история, положенная на музыку в середине 19 века, в наши дни пользуется большой популярностью. В Красноярском театре действие оперы из 19 века перенесено в середину 20-го столетия, когда зарождался новый итальянский кинематограф Феллини. Именно это время, по мнению режиссера-постановщика спектакля А. Петрова, очень созвучно главному шлягеру оперы - романсу Неморино. В соответствии с оригинальной трактовкой сделана новая редакция оперы с измененными разговорными диалогами, более близкими современному слушателю.
В последние годы ни одна оперная премьера (пожалуй, кроме неоднозначной «Тоски» шведского режиссера Бонди в Мете) не пользовалась таким огромным вниманием прессы, как «Анна Николь», которую недавно представил лондонский «Ковент-Гарден». Автор либретто - Ричард Томас, музыку написал Марк-Энтони Тернейдж, постановщик Ричард Джонс. Титульную роль спела сопрано Ева-Мария Вестбрук. Опера повествует о жизни скандально известной порно-звезды Анны Николь Смит. За 89-летнего нефтяного магната Говарда Маршалла звезда «Playboy» вышла замуж в 1994 году. 13 месяцев спустя овдовела и потратила оставшиеся годы в судебных баталиях, добиваясь прав на наследство в полмиллиарда долларов. В феврале 2007 года Анна Николь была найдена в одном из отелей Флориды в бессознательном состоянии, модель скончалась по дороге в больницу. Выпущенный к премьере проспект Королевской оперы предупреждает, что в представлении содержатся ненормативная лексика, сексуальные сцены и эпизоды, связанные с употреблением наркотиков, однако и зрители, и критики, присутствовавшие на премьерном показе "Анны Николь", встретили постановку благосклонно.
19 февраля народный артист СССР Леонид Болдин отметил свой 80-летний юбилей в родном для него Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В этот вечер он исполнил партию Томского в опере "Пиковая дама". Вместе с юбиляром в спектакле приняли участие: Ольга Гурякова (Лиза), Дмитрий Полкопин (Герман), Ирина Чистякова (Графиня), Анатолий Лошак (Елецкий), Наталья Владимирская (Полина). После спектакля Л.И. Болдина с юбилеем поздравили оперная и балетная труппы театра, хор, оркестр, постановочная часть.
Последняя неделя февраля принесла сразу два юбилея русских опер. 21 февраля исполнилось 125 лет со дня первого представления «Хованщины» М. П. Мусоргского, которое состоялось в Петербурге, в Зале Кононова силами музыкально-драматического кружка любителей (1886 г.). На профессиональную сцену один из шедевров русской музыки попал только спустя несколько лет – в 1892 году состоялась премьера в Киевском городском театре, а в 1897 году опера впервые прозвучала в Москве, в Частной русской опере С. Мамонтова с участием Ф. Шаляпина. После этого опера прочно вошла в репертуар русского оперного театра, став одним из его краеугольных камней. После Дягилевских сезонов «Хованщину» открыли и на Западе, где и сегодня она является одной из репертуарных русских опер. В сезоне 2010-2011 годов «Хованщина» звучит на сценах Петербурга, Екатеринбурга, Минска, Гамбурга, в следующем сезоне ожидается ее возобновление в нью-йоркской «Метрополитен-опере».
23 февраля исполнилось 150 лет со дня премьеры оперы А. Г. Рубинштейна «Дети степей» («Die Kinder der Heide»), которая состоялась в 1861 году в Вене. Сегодня творчество Рубинштейна на отечественной и мировой сцене представлено практически только оперой «Демон» (исключение последних лет – постановка в Перми духовной оперы «Христос»), в то время как композитор является автором 18-ти опер (из них пяти духовных), многие из которых впервые были поставлены не в России, а в Европе (например, «Фераморс» в 1863 г. в Дрездене, «Маккавеи» в 1875 г. в Берлине, «Нерон» в 1879 г. в Гамбурге).
«Дети степей» были написаны на немецкое либретто С. Мозенталя по роману в стихах К. Бека «Янко, венгерский табунщик». После венской премьеры опера исполнялась в Веймаре (1861), Данциге (1885), Касселе (1886), Праге (1891), Берлине и Дрездене (1893). Русская премьера состоялась в московском Большом театре в 1867 г. Процитируем знаменитый оперный словарь Абрама Гозенпуда, где можно сегодня почерпнуть информацию о забытой опере Рубинштейна.
«Либретто предназначалось для Ф. Листа, но после его отказа темой заинтересовался Рубинштейн. Действие развертывается на Украине (куда перенесены события из Венгрии). По степям кочуют цыгане. Они собираются ограбить дом графского управителя, немца Конрада. Однако цыганка Избрана, любящая пастуха Ваню (Янко), предупреждает его об этом. Пастуху удается спасти управляющего и его дочь Марию. Конрад в награду готов отдать за спасителя свою дочь, хотя та любит графа Владимира. Ваня бросает Избрану. Цыганка узнает, что граф хочет похитить Марию, и извещает об этом Ваню. Тот в приступе ревности убивает графа. Цыгане, которыми предводительствует Избрана, спасают Ваню. Он попадает в табор и разбойничает вместе со своими новыми друзьями. Ему удается освободить захваченных в плен Конрада и Марию. Тем временем солдаты окружают табор. Избрана закалывается, а Ваня схвачен.
Либретто перегружено ужасами и драматургически очень слабо. Музыка, в которой щедро используется украинский, русский и цыганский фольклор, значительно выше текста. Автору удался образ Избраны — страстной, искренней, самоотверженной и пылкой; замечательная русская артистка В. Петрова-Званцева вдохнула в него сценическую жизнь. Однако в целом «Дети степей» — произведение, устаревшее уже в пору создания».
Подготовили Владимир Светозаров и Александр Матусевич