Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

125 лет Надежде Обуховой

3 марта исполнилось 125 лет выдающейся русской певице Надежде Обуховой (меццо-сопрано). Родилась в 1886 году Феодосии в дворянской семье. Ее предком был поэт Е.Баратынский. В детстве много лет провела за границей. В 1906-12 (с перерывами) училась в Московской консерватории (класс У.Мазетти). Всю свою жизнь посвятила работе в Большом театре, солисткой которого была в 1916-43 гг. (дебют в партии Полины в «Пиковой даме»). Среди лучших партий певицы Любаша в «Царской невесте» (впервые выступила в этой роли 18 ноября 1916 года), Марфа в «Хованщине», Кармен, Любава в «Садко». Была также замечательным интерпретатором камерной вокальной музыки. Народная артистка СССР (1937). Последнее концертное выступление певицы состоялось 26 июня 1961 года в Москве (при подготовке материала использованы сведения из словаря «Отечественные певцы» А.Пружанского).

24 марта с. г. Большой театр посвящает свой спектакль «Царская невеста» этому славному юбилею.

«Mариинка» празднует Масленицу

(по материалам сайта openspace.ru)

С 28 февраля по 6 марта в Петербурге прошел VII фестиваль «Масленица». Открытие «Масленицы» состоялось на двух сценах одновременно: в Концертном зале прозвучала опера Стравинского «Соловей» на сюжет сказки Андерсена, а в Мариинском театре прошел балетный вечер с «Петрушкой» Фокина на музыку Стравинского и «Пробуждением весны» на музыку Лядова, сочиненным для прошлогоднего фестиваля танцовщиком и хореографом Юрием Смекаловым.

Также на фестивале представлены оперы «Снегурочка» и «Сказка о царе Салтане», «Любовный напиток», «Волшебная флейта», балеты «Золушка», «Анна Каренина», «Щелкунчик». Кроме того, афиша фестиваля включает симфонические концерты, вечер русских романсов, представление для детей «В мире древних легенд и преданий» по мотивам тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга».

Бурятские театры сотрясают революции

(по материалам сайта infpol.ru)

28 февраля министр культуры Бурятии уволил директора Бурятского театра оперы и балета Людмилу Намсараеву. Новым директором с 1 марта назначена теперь уже бывший директор Музея истории Бурятии Аюна Цыбикдоржиева.

Людмила Намсараева сообщила «Информ Полису», что причиной увольнения министр Тимур Цыбиков назвал несовпадение взглядов на стратегию развития театра. Она возглавляла театр оперы и балета 12 лет. Конфликт между Министерством культуры и директором театра случился не в последний момент. Сложившаяся ситуация назревала долго. Осенью прошлого года восемь ведущих солистов балета, не согласных с политикой директора театра и методами работы балетмейстера Екатерины Самбуевой, написали заявления об уходе. Накануне приезда в Бурятию министра культуры России Авдеева тлеющий конфликт разгорелся с новой силой. После отъезда федерального чиновника Т. Цыбиков подписал приказ об отставке директора театра.

Это решение стало неожиданным для многих. Мало кто верил, что такая глыба, как Намсараева, покинет свой пост против своей воли. Но это состоялось. На должность директора театра оперы и балета приходит не новый для коллектива человек. Аюна Цыбикдоржиева уже знакома театру — в середине 90-х годов прошлого века она работала здесь коммерческим директором.

Испания: кризис бьет по оперным театрам

Ввиду финансовых трудностей администрация барселонского театра Лисео объявила, что начало нового сезона (2011-2012) откладывается на месяц: заявленная на сентябрь премьера «Фауста» состоится октябре. Государственное финансирование за два последних года сократилось на 10 миллионов евро. Министерство культуры финансов на 30% урезает субсидии для театров страны. На региональном уровне правительство Каталонии в свою очередь объявило о 15%-ом сокращении финансирований этой сферы. Кроме того, снижаются поступления от спонсоров. Образовавшийся дефицит барселонская опера предполагает частично покрывать за счет повышения цены на билеты. Правда, речь идет о спектаклях, пользующихся у публики повышенным спросом. Прежние цены сохранятся на некоторые, не очень популярные спектакли, а на балет они будут даже снижены.

Аналогичные трудности переживают все оперные театры Испании, включая мадридский Театро Реал. Решать финансовые проблемы в столичной опере собираются как повышением стоимости билетов, так и привлечением дополнительных спонсорских средств.

Оперные певцы Италии пишут президенту

Около 4 000 оперных певцов Италии поставили свои подписи под открытым письмом президенту страны Наполитано. В нем они протестуют против политики властей в сфере культуры, в результате которой каждый десятый театр будет вынужден прекратить свое существование. Они подчеркивают, что в условиях финансового кризиса не против пересмотра нынешней системы, в которой работают театры, но решительно возражают против действий правительства, подрывающих значение оперного искусства для нации. В письме напоминается, что опера как искусство рождена в Италии, неразрывно связана с ее национальной культурой, и для ее защиты необходимо мобилизовать все политические институты страны.

«Свадьба Фигаро». Венская государственная опера

Премьера моцартовского шедевра в Вене стала пиршеством для тех, кто полагает, что в этой опере достаточно одной гениальной музыки. Но были разочарованы все, кто пришел на премьеру в надежде помимо музыки увидеть кое-что и на сцене. Минималистские установки режиссера Жан-Луи Мартиноти и сценографа Ганса Шаверноха превратили спектакль фактически в концертное исполнение, пишет обозреватель Associated Press Джордж Джахн. Это тем более удивительно, что режиссура в основном повторила постановку, осуществленную тем же Мартиноти 13 лет в Париже. Воспринятый тогда весьма благосклонно, спектакль показался обозревателю «преждевременно увядшим». Зато с музыкальной стороны венская премьера выше всех похвал. Даже в звездном составе Сильвия Шварц сверкала самой яркой звездой - и вокально, и визуально, и драматически. Л. Пизарони (Фигаро) критик поставил на второе место, заметив сбой, допущенный певцом при исполнении знаменитого наставления, адресованного Керубино, «Non piu andrai farfollone amoroso». Прекрасно пели все солисты при замечательной поддержке оркестра, управляемого дирижером Францом Вельзер-Мёстом – Изабель Леонард (Керубино), Эрвин Шротт (граф), Доротея Рёшманн – (графиня), Донна Эллен (Марселина), Бенджамин Брунс (дон Базилио).

«Ромео и Джульетта». Метрополитен-опера

3 марта на сцене Мета возобновился спектакль «Ромео и Джульетта» Гуно (постановка 2005 года). В составе исполнителей предполагались Анжела Георгиу, Петр Бечала, Джеймс Моррис. За дирижерским пультом – Пласидо Доминго. Однако в последний момент выяснилось, что планировавшаяся на роль Джульетты международная звезда Анжела Георгиу по болезни не сможет принять участие в спектакле: ее заменила китаянка Хей-Кюнг Хонг, которая уже выступала в этой партии в 1996 году на сцене Мет. Бечала также успешно исполнял партию Ромео в разных театрах, в частности, в Ковент-Гардене и на фестивале в Зальцбурге. Здесь он выступил в ней впервые. Моррис в этом году отмечает 40-летие своего первого выступления в Метрополитен-опере. В партии Лоренцо он выходит на эту сцену впервые за 30 лет.

«Лоэнгрин». Опера Чикаго

Вагнеровский шедевр не шел в чикагской опере более 30 лет. Причиной тому, как считает независимый критик Уин Делакома, являются вокальные трудности – от певцов требуются мощные голоса, способные «сносить крышу театра». Но, отмечает журналист, побывав на премьере в опере Чикаго, эту оперу можно успешно исполнять крепкими, но не обязательно «стенобитными» голосами. Южноафриканский тенор Йохан Бота (титульная роль) обладает именно таким голосом – большим и в то же время мягким, особенно в лирических эпизодах. Как и ее партнер, Эмили Мэги, исполнительница партии Эльзы, кстати, выпускница стажерской группы оперы Чикаго, продемонстрировала «бархатную окраску своего голоса, легко преодолевающего трудности вокала, парящего и сильного, но отнюдь не резкого». Как пишет критик, и все остальные исполнители были на достойном уровне. Постановщик Э. Мошински и художник Дж. Напьер сохранили на сцене эпоху средневековья, обойдясь скромными изобразительными средствами, что, в свою очередь, позволило публике полностью сосредоточиться на драматической и музыкальной сторонах спектакля.

«Трубадур». Национальная Опера Уэльса

Газета Guardian поместила небольшую рецензию Райана Эванса на премьеру «Трубадура» в Кардиффе. Это третья постановка в уэльской опере режиссера Питера Ватсона за последние несколько лет. Трудно себе вообразить более мрачную и суровую картину, которую он представил на сцене. Четыре массивные стены в разных конфигурациях являют публике то солдатский лагерь, то цыганский табор, то женский монастырь, то тюремный вал. Среди исполнителей обозреватель выделяет Веронику Симеони (Азучена) и Дэвида Кемпстера (граф ди Луна). Симеони отошла от шаблонного образа полубезумной старухи, придав своей героине глубокую психологическую характеристику, в чем ей помогал прекрасный вокал. Кемпстер, окончательно излечившись от долго мучавшего его бронхита, был в отличной форме. Катя Пеллегрино в партии Леоноры обладает достаточно экспрессивным голосом, но ей не хватало той энергии, которую излучал дирижер Андрей Ликата. Гуин Хьюджес Джонс дебютировал в титульной роли. Он пел уверенно и с чувством, хотя и однообразным по окраске голосом.

Большая опера возвращается в Балтимор

Мы уже писали о банкротстве и ликвидации в результате финансовых проблем компании Опера Балтимора. Похоже, что большая опера возрождается в этом городе в лице новорожденной компании Lyric Opera Baltimor (в русском переводе звучит точно так же как и прежняя компания – Опера Балтимора). Ее первый сезон (2011-2012) пройдет на сцене капитально модернизированного и по последнему слову техники оснащенного театра с длинным названием Patricia and Arthur Modell Performing Arts Center (Центр исполнительских искусств Патрисии и Артура Моделл). Первый спектакль – «Травиата». В афише также «Свадьба Фигаро» и «Фауст». В сопровождении Балтиморского симфонического оркестра будут даны по три представления каждого из наименований при очень скромном постановочном бюджете в размере около полутора миллионов долларов.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ