Среди всех восточноевропейских стран, наших недавнишних собратьев по социалистическому лагерю, Чехия особенно привлекательна для туристов - удобно расположенная небольшая страна, органично сочетающая немецкую аккуратность и славянскую меланхолию, имеет живописные природные ландшафты (не зря её нередко сравнивают со Швейцарией) со средневековыми замками на вершинах холмов и многочисленными готическими или барочными церквами в качестве доминант маленьких городков. Но для туриста, ориентированного на академическую музыку, богемская земля – просто клад. Причём клад ещё мало известный, мало разрекламированный как на Западе, так и у нас в России. Бытует мнение, что наиболее продвинутыми в музыкальном отношении являются немецкоговорящие страны Европы – Германия, Австрия, отчасти Швейцария, где что ни город (пусть самый маленький и заштатный), так обязательно музыкальный центр, со своими театром, консерваторией и оркестром (а то и не одним).
По количеству музыкальных театров достойную конкуренцию этим странам составляет и родина оперы Италия, где сохраняется традиция постоянных оперных трупп даже в самой глухой провинции. В России это кажется вообще какой-то фантастикой - у нас не то что небольшие города, но и крупные областные центры с почти миллионным (или даже более того) населением далеко не все обзавелись оперными театрами, а залы даже столичных опер (за исключением, быть может, разве что Большого и Мариинки) нередко имеют проблемы с посещаемостью.
Чехия в этом отношении живёт по среднеевропейским стандартам: «Злата Прага» обладает тремя оперными сценами (оперная труппа Национального театра помимо своего основного здания на берегу Влтавы даёт спектакли также и в Сословном театре - уникальной постройке 18 века, где в своё время прошли мировые премьеры моцартовских «Дон Жуана» и «Милосердия Тита», кроме того, в здании бывшего Немецкого театра, переименованного коммунистами в Театр имени Сметаны, выступает образованная в 1992 году Пражская государственная опера), но и в каждом областном центре или мало-мальски значимом городке есть свои оперные труппы - в Брно, Остраве, Оломоуце, Пльзене, Карловых Варах, Либерце, Опаве и т.д. К сожалению, краткость пребывания в чешских землях не позволила вашему покорному слуге сделать репрезентативный срез богемской музыкальной жизни, и в своем рассказе я вынужден ограничиться пражскими впечатлениями. Но и они дают определенный обзор чешской оперной жизни, поскольку мне довелось побывать на спектаклях не только столичных трупп. Сегодня наш краткий рассказ посвящен спектаклю в одном из театров Праги.
Пражская государственная опера – театр, ориентированный в большей степени на международный репертуар, преимущественно итальянский: оперы Верди и Пуччини составляют его основу, хотя за 18-летнюю историю труппы было поставлено немало и национальных опер, и произведений современных композиторов. Именно с вердиевским «Риголетто» мне довелось повстречаться в бело-золочёно-малиновом, богато декорированном зале бывшей Немецкой оперы.
Это достаточно старая постановка в репертуаре театра (1988 год) вечного шедевра Верди весьма традиционна, причем традиционна в худшем понимании этого слова. Возможно, когда-то она и была, по крайней мере, если не оригинальной, то свежей, но за почти четверть века своего бытования на пражской сцене изрядно поизносилась. Роскошные декорации спектакля (сценограф З. Коларж) не могли скрыть той пустоты, которая зияла на сцене - режиссер Карел Ернек не только не предложил никакой сколько-нибудь заслуживающей внимания идеи, но не смог сделать даже более-менее грамотных разводок солистов, которые были предоставлены сами себе и отрабатывали роли согласно собственному пониманию актерских задач. Иногда это получалось относительно неплохо, порой - абсолютно нелепо: например, уходящий во внутренние покои, вожделеющий Джильду Герцог Мантуанский лоб в лоб сталкивается с несчастным горбуном, занятым поисками своей дочери. И подобных "находок" в спектакле - хоть отбавляй.
Образ Джильды, созданный артисткой Дагмар Ванкатовой, вызывает большие вопросы - на сцене мы видим не молоденькую, наивную девочку, а видавшую виды матрону; и дело не в том, что актрисе уже давно не двадцать - жесты, позы, манера общения с партнерами говорят скорее о даме полусвета а ля Виолетта Валери, но никак не о чистом и юном создании. Под стать исполнительской манере было и пение Ванкатовой - голос с какими-то провалами, проблемной регистровкой с головой выдавал "маму Джильды".
Исполнитель заглавной партии Рихард Гаан очевидно имел когда-то крупный и интересный голос, но сегодня от него остались одни руины: певец постоянно пытался заменить декламацией собственно пение, количество фальши и неоправданных портаменто зашкаливало за все разумные пределы, в верхнем регистре качка грозила разнести в щепу стены театра, и если бы не трогательная и искренняя игра, понимание образа, то исполнение основной роли спектакля вполне можно было бы назвать по-настоящему провальным. Весьма слабым оказался и наш соотечественник Валентин Пролат в партии Герцога Мантуанского: маленьким, бестембренным «голоском» артист пропищал (или, как говорится, отоварил) все ноты (крайние верхние – не без проблем), но впечатления, честно говоря, не оставил никакого.
На фоне не вполне адекватных протагонистов куда более впечатляюще показались исполнители партий второго плана. Роскошной Маддаленой, с ярким, сочным меццо предстала россиянка Галия Ибрагимова. Отлично прозвучал и другой наш соотечественник Олег Коротков – его мощный и ровный бас по-настоящему вселял ужас в проклятиях Монтероне. Убедителен был и Иво Граховец в роли Спарафучиле.
В целом музыкальный уровень данного спектакля оказался весьма средним. В первую очередь это касается оркестра (дирижёр – Франтишек Дресь), который звучал корректно, но весьма пресно и заурядно. Не отличалось слитностью и пение хора. Уровень, продемонстрированный столичной труппой, в целом был достаточно низким. Возможно, одна из причин этого – финансовые проблемы театра, о которых перед спектаклем публике со сцены поведал директор оперной труппы. Конечно, лишь по одному спектаклю не стоит делать скоропалительных выводов о театре в целом, но в то же время и он о чем-то говорит. Тем удивительнее был контраст уровню столичной труппы, который продемонстрировали две провинциальные чешские компании, выступившие в эти же дни в Праге. Но рассказ о них – в следующем выпуске нашего журнала.
Прага — Москва