Интенсивность оперной жизни в странах бывшей единой Югославии, конечно, не может сравниться с аналогичным показателем, например, в Германии или Италии – странах, где музыкальная культура достигла необычайно высокого уровня, где оперное исполнительство процветает и распространено достаточно широко. Тем не менее, и на Балканах наличествуют оперные театры, а голоса из стран Юго-Восточной Европы всегда занимали важное место в мировой табели о рангах звездного вокала. Оперные театры существуют во многих крупных городах бывшей Югославии, не только в столицах, а постоянные труппы столичных Белграда, Загреба и Любляны имеют свою продолжительную, более чем вековую историю.
В столице Сербии на сегодняшний день находится две постоянные оперные труппы. Одна принадлежит Национальному театру, в котором помимо нее имеются еще балетный и драматический коллективы, - старейшему театральному учреждению самой крупной югославской республики. Но значительный интерес представляет и другой театр, о котором стоит сказать особо.
В 1997 году, в очень непростое для этой балканской страны время (еще не завершен процесс распада Югославской федерации, противоречивое правление Слободана Милошевича, проблемы с албанцами в Косово, санкции со стороны ООН, угрозы НАТО, двумя годами позже вылившиеся в бомбардировки Белграда, и пр.) в Земуне, большом промышленном районе сербской столицы, влившемся в нее только в послевоенное время, а до того бывшим самостоятельным городом на противоположном берегу реки Савы, создается первый и единственный до сих пор частный музыкально-драматический театр. Воистину это – удивительное событие, когда в стране, обремененной столькими проблемами, находятся люди, которые думают о культуре, об искусстве, о развитии классической музыки. Мадлена Цептер, меценат и благотворитель, супруга основателя всемирно известной транснациональной корпорации «Цептер Интернэшнл» Филипа Цептера (настоящее имя миллиардера, серба по происхождению – Милан Янкович), строит в Земуне небольшое, но достаточно вместительное современное театральное здание, превратившееся со временем в центр классического и современного искусства. Госпожа Цептер дает новому театру свое имя, и вот в уже в течение четырнадцати сезонов в Белграде существует это удивительное учреждение под названием «Мадленианум», объединяющее оперную, балетную и драматическую труппы, а также большой выставочный зал.
Прекрасное, светлых тонов, в мраморе и стекле современное здание располагается на главной улице (она так и называется - Главна) в недалеком прошлом самостоятельного города-спутника сербской столицы, а ныне её крупнейшего и динамично развивающегося района. Вместительное фойе, сквозь огромные стеклянные панели парадно сияющее по вечерам яркими огнями, представляет собой выставочный зал, где постоянно размещаются различные экспозиции. На момент моего посещения театра в марте этого года там располагалось сразу две выставки: первая, представляющая классику сербской живописи 19 века, а вторая – национальный авангард нашего времени. Зал театра удобен и функционален, оформлен в неброских светло- и темно-коричневых тонах, производит впечатление комфортности и ухоженности, каковую столь ценит современный городской житель. Большой партер, один балкон и боковые ложи – конструкция, схожая с московской «Новой оперой», но более внушительная, с более широкой сценой.
Оперная труппа «Мадленианума» имеет в своем репертуаре произведения самых разных жанров, помимо оперы это оперетты, мюзиклы, сценические кантаты, но оперный репертуар составляет его сердцевину, кроме того, в названии коллектива (по-сербски – Opera i teatar Madlenianum) слово опера стоит на первом месте. Оперный репертуар труппы небольшой, но разнообразный, среди премьер последних сезонов такие произведения как «Травиата», «Мадам Баттерфляй», «Рита» Доницетти, вообще же за четырнадцать лет своего существования на сцене «Мадленианума» были поставлены оперы Чимарозы, Россини, Моцарта, Оффенбаха, Сметаны, Орфа, Бриттена, Менотти и других композиторов.
Значительное место занимает и современный репертуар. Как раз одну такую оперу довелось послушать и вашему покорному слуге. Это совсем новая работа труппы – постановка прошлого сезона: современная сербская опера появилась по инициативе Мадлены Цептер. Хозяйка театра несколько лет назад заказала новое произведение известному композитору Ивану Евтичу, предложив в качестве литературной основы комедию Николо Макиавелли «Мандрагора»: знаменитый мыслитель и философ эпохи Ренессанса подвизался еще и на поприще литературно-театрального творчества.
Сюжет «Мандрагоры» созвучен мотивам «Декамерона» Боккаччо с его жизнеутверждающим пафосом, прославлением плотских радостей и едкой социальной сатирой. Действие происходит в средневековой Флоренции. Юный Калимако возвращается в родной город после двадцати лет отсутствия в нем: еще ребенком он был увезен для обучения в Париж. Во Флоренции он очень скоро влюбляется в прекрасную Изабеллу, которая также отвечает ему взаимностью. Лишь одно обстоятельство омрачает их чувства: Изабелла замужем за старым и богатым купцом Ничей. О своем горе Калимако рассказывает другу Лигурио, в хитроумной голове которого рождается отличный план. Он находит слабое место в мезальянсе четы: господин Нича давно и страстно хочет наследников, но его супруга никак не подарит ему желанных отпрысков. Тогда Лигурио знакомит Ничу и Калимако, и выдает последнего за известного парижского врача, специалиста по бесплодию, который будто бы врачевал и весьма помог ни больше, ни меньше, а самому королю Франции! Мнимый доктор называет средство: он даст Изабелле выпить настой мандрагоры, после чего она непременно забеременеет. Но действие снадобья столь сильно, что оно непременно убьет того мужчину, кто разделит ложе с Изабеллой после принятия ею напитка. Выход один – «подложить» молодой жене какого-нибудь проходимца, а действие снадобья-яда устранит ненужного свидетеля. В заговор вокруг купца Ничи вовлечена мать Изабеллы старая сводница Сострата, а также плутоватый монах Фра Тимотео, за известную сумму готовый благословить любую аферу. Счастливый Калимако в процессе «лечения» проводит с Изабеллой не одну ночь, а счастливый Нича получает беременную супругу. Все довольны, в награду за успешное «врачевание» Нича приглашает Калимако в крестные будущему ребенку и на радостях вручает ему ключи от собственного дома – здесь он теперь всегда желанный гость!
Более чем фривольный сюжет положен композитором Евтичем на вполне удобоваримую, преимущественно тональную музыку. Как и практически любая из современных опер «Мандрагора» развивает речитативно-декламационный стиль, в котором оркестровая партитура всегда интересней вокальных партий. В опере есть и подобие арий (или ариозных монологов), однако их не отличает яркая индивидуальность, куда больший интерес представляют диалоги героев и многочисленные ансамбли. В ключевые моменты оперы Евтич неоднократно вводит цитаты, в частности, не единожды использована музыка различных частей «Времен года» Вивальди, а также мотивы из пуччиниевской «Турандот» (например, в первую ночь «врачевания» Изабеллы разумеется звучат легко узнаваемые фразы Калафовой «Nessun dorma»). Помимо тональной музыки в стиле Прокофьева и Шостаковича встречаются и атональные фрагменты а ля Софья Губайдуллина – например, для характеристики природных явлений, а также нагнетания атмосферы в «роковую» ночь и пр. В то же время есть и весьма банальные в музыкальном плане страницы, напоминающие слишком легкую для академического контекста полуэстрадную манеру Микаэла Таривердиева. Словом, эклектическое начало в «Мандрагоре» достаточно велико, что, впрочем, вполне ожидаемо от композиции начала 21 века.
Спектакль – плод усилий творческих личностей из разных точек балканского полуострова. В постановке македонского режиссера Слободана Унковского действие перенесено в наше время, что в комической опере с изложенным выше «аморальным» сюжетом воспринимается совершенно органично. Сценография словенской художницы Меты Гоцевар схематично рисует урбанистический пейзаж современного города, справа на сцене доминирует красный кубический подъезд-портал дома Ничи, а на заднике – черно-белое нагромождение современных домов-коробок. Стихия комической оперы близка опереточно-мюзикльной эстетике, поэтому герои много танцуют, вообще в спектакле изрядно представлено движение разного рода, за постановку которого отвечал греческий хореограф Димитрис Сотириу.
В необремененной вокальными сложностями современной опере собственно пение оценить достаточно сложно, скорее вырисовывается картина общего артистического уровня труппы. И итог после прослушивания / просмотра «Мандрагоры» вполне позитивный: труппа театра абсолютно профессиональна, певцы обладают приятыми голосами, их сценическое поведение вызывает интерес публики. Среди вокалистов, тем не менее, стоит выделить исполнителей основных партий – нежное лирическое сопрано Дубравки Арсич (Изабелла), брутальный баритон Владимира Андрича (Калимако), густой бас Ненада Яковлевича (Фра Тимотео) и пронзительный тенор Горана Стргара (Лигурио). Оркестр театра под управлением Весны Шоуц-Тричкович достойно справляется со стилистически неоднородной партитурой современного произведения, давая адекватное ее воплощение.
На фото:
театр "Мадленианум"
Мадлена Цептер
сцены из спектакля