1 апреля в фойе бельэтажа Мариинского театра Валерий Гергиев провел пресс-конференцию, посвященную юбилейному Московскому Пасхальному фестивалю. Московский Пасхальный фестиваль в этом году отметит свое десятилетие, будет проходить с 24 апреля по 9 мая в 5 столицах (включая ближнее зарубежье) и 40 городах России. Фестиваль включает симфоническую, хоровую, камерную и звонильную программы.
Важная составляющая Пасхального фестиваля – благотворительные концерты. 4 мая в Москве в память о пострадавших от землетрясения и цунами в Японии будет исполнен «Реквием» Джузеппе Верди с участием Симфонического оркестра, хора и солистов Мариинского театра: Ольги Бородиной, Ильдара Абдразакова, Виктории Ястребовой и Сергея Семишкура.
Как подчеркнул Валерий Гергиев, «катастрофа в Японии должна послужить человечеству напоминанием, поводом задуматься о будущем планеты, о необходимости ограничений на использование природных ресурсов, призывом к ответственности». Другой трагической дате – 25-летию со дня Чернобыльской катастрофы – будет посвящен сольный концерт Михаила Петренко, в исполнении которого 26 апреля в Концертном зале им. П.И. Чайковского прозвучат популярные русские романсы.
Чувашский государственный театр оперы и балета представил новый фестивальный проект, посвящённый году Италии в России. В течение нескольких дней на его сцене шли шедевры оперного искусства: «Риголетто» и «Бал-маскарад». Завершил программу фестиваля 9 апреля большой гала-концерт. На сайте театра читаем: «Концерты Театра оперы и балета давно перестали быть рядовыми событиями, это настоящие праздники музыкального искусства. Уровень оперной труппы театра очень высок, это подтверждено многими конкурсами и фестивалями. Всегда полный зал театра красноречиво говорит о востребованности солистов и их искусства».
Метрополитен-опера вернулась к опере Рихарда Штрауса 13 лет спустя после ее первого исполнения на этой сцене. Тогда в ней блистала Кири де Канава (графиня Мадлен), а спектакль поставил Джон Кокс. Сегодня заглавную партию поет Рене Флеминг. Музыкальный обозреватель Associated Press Mайк Силверман пишет, что «изящество и харизма певицы покоряют, и хотя высокие ноты даются ей уже не с той свободой, как прежде, нежный, тающий средний регистр как нельзя лучше подходит к мелодической линии, предложенной композитором для этой партии». Как считает критик, баритон Рассел Браун (поэт Оливье) провел спектакль уверенно, хотя и чересчур сдержанно. Тенор Джозеф Кайзер (композитор Фламан) пел, напротив, пылко, с неотразимым энтузиазмом. Бас Питер Роуз в роли театрального директора Ла Роша играл и пел «смачно» («with gusto»), но вокального ресурса явно не хватало при исполнении арии, рассказывающей о закулисной жизни театра. Меццо-сопрано Сара Коннолли резкими штрихами обрисовала образ актрисы Клерон. Мет может позволить себе роскошь на роли итальянских певцов, персонажей второго плана, пригласить таких замечательных вокалистов как тенор Барри Бэнкс и сопрано Ольга Макарина. Эндрю Дэйвис, как и 13 лет назад, управлял оркестром, который играл с подкупающей теплотой и нежностью.
Второй по значению оперный театр Нью-Йорка предложил публике три одноактные оперы композиторов ХХ - начала ХХI столетия, которые объединил названием «Монодрамы».
Вечер открылся сочиненной в 2000 году композицией Джона Цорна «Машина бытия» («La Machine de l'etre»). Как сам композитор отметил в проспекте к спектаклю, у его произведения нет ни текста, ни сюжета, ни постановочных предпосылок. Певица исполняет без слов 10-минутную арию, завершая ее пронзительным криком.
Наибольшее впечатление на обозревателя Силвермана произвело «Ожидание» Арнольда Шёнберга. Он расценил это произведение как «сильную психодраму», где в течение получаса растерянная женщина ищет своего любимого в лесу, и находит, в конце концов, его безжизненное тело. Критик предполагает, что, возможно, героиня сама и убила возлюбленного, уличив его в измене.
Самым длинным сочинением, прозвучавшим вечером 28 марта в Городской опере, стал опус композитора Мортона Фелдмана «Neither» (neither в английском языке – частица «ни», используемая в самых разных смыслах и сочетаниях). Написанная на десять строчек текста С.Беккета одноактная опера длится целых 40 минут, когда, по мнению Силвермана, вполне могла бы уложиться в 20. Ну что еще можно ждать от композитора, который как-то сочинил квартет для струнных длительностью более 6 часов! Критик отмечает группу сопрано, которые не устрашились вставших перед ними задач и справились с ними вполне достойно: Ану Комси, Кара Томпсон, Синдия Сиден.
Музыкальному критику Financial Times Мартину Бернхеймеру совсем не понравилась работа режиссера Барлетта Шера, «противоречащая тексту и партитуре». Вместо остроумной комедии – «дешевая клоунада, эротические карикатуры, ничем не мотивированные маневры хора по сцене». И все это сомнительное действо заключает финал, где постановщик превратил изысканное трио в вульгарную постельную сцену.
Зато солисты, сплошь звезды мирового уровня – Флорес, Дамрау, ДиДонато и другие – удостоились высоких оценок (см. рецензию на эту постановку в сегодняшнем выпуске журнала).
Совет по искусствам (Arts Council of Great Britain – ACE) объявил о 15% сокращении ассигнований на учреждения культуры и искусства, поскольку грант от правительства, составляющий львиную долю общего бюджета Совета, урезан почти на треть. Всего 638 организаций подавали заявку на финансирование. Из них 206 в прошлом регулярно получали поддержку от Совета. В результате существенно пострадали крупнейшие форпосты британской культуры, в их числе Национальный театр, Королевская опера, Королевский театр Шекспира. Все они недополучат 15% ассигнований в течение 2012-2015 годов. Английская национальная опера теряет немного меньше – 12% финансирования. А вот маленькая оперная труппа «Tete a Tete Opera» впервые получит средства от Совета за «свои инновационные работы». Тони Холл, директор Королевской оперы великодушно заметил: «Совет поступил справедливо и мудро, сократив ассигнования крупным организациям, чтобы дать возможность выжить и развиваться другим представителям культуры».
В новой опере современного композитора Бруно Мантовани «Ахматова» ни главной героине, ни другим персонажам петь практически нечего. Так считает обозреватель Financial Times Фрэнсис Карлин, побывав на премьере в парижской Опера Бастий. Уже в первой опере 36-летнего композитора «L’autre cote» (2006) бросался в глаза дисбаланс между изобретательной оркестровой партитурой и скудной вокальной диетой для певцов. Хотя в новом своем опусе Мантовани немного добавил мелодических линий, однако, яростные вспышки духовых и прочие оркестровые «красоты» заглушают, вытесняют на второй план, временами сводят на нет происходящую на сцене драму взаимоотношений героини с ее сыном. В принципе и такой концептуальный подход к оперному жанру имеет право на существование, пишет критик. Но едва ли он годится для такого театра как Бастий. Скорее - для небольшого камерного зала.
О солистах. Даже звучного и сильного меццо исполнительницы титульной роли Янины Бэхле не хватало, чтобы перекрыть рев медных труб. Атилла Кисс-Б как «гвозди забивал» высокие ноты в партии Льва Гумилева. Запомнился и контратенор Кристоф Дюмо в роли мягкотелого председателя СП. Удачная сценография Вольфганга Гуссманна – скользящие панели в серых, черных и белых тонах – раскрывает драму Ахматовой намного лучше, чем музыка, заключает критик.
Тенор Роберт Тир в своем поколении, несомненно, входил в элиту представителей британской вокальной школы. Уроженец Уэльса, певческую карьеру он начинал в хоре кафедрального собора Святого Павла в Лондоне, где в начале шестидесятых годов обратил на себя внимание Бенджамина Бриттена и известного певца Питера Пирса. Последнего он подстраховывал и со временем успешно заменил во многих операх Бриттена. Дебютировал в 1963 в Олдборо в опере «Поругание Лукреции» Бриттена. При очевидном предпочтении творчества своего друга и наставника Роберт Тир пополнял свой оперный и концертный репертуар многими именами: Чайковский (партия Ленского), Прокофьев (Мефистофель в «Огненном ангеле»), Верди (Реквием), Малер, Бетховен, Яначек, Р.Штраус… Завершил свою сценическую карьеру в 2009 в Ковент-Гардене (партия императора Альтоума в «Турандот» Пуччини). Участвовал в мировых премьерах ряда опер Бриттена, Типпета, Тавернера и др. В 1979 пел в Париже в мировой премьере 3-х актной версии «Лулу» Берга.
В середине восьмидесятых годов решил попробовать себя на дирижерском поприще (впервые выступил как дирижер в 1985 в Миннеаполисе). Но не сложилось. В прессе писали, что «не нашел общего языка с музыкантами». Вообще Роберт Тир – личность незаурядная. Писал и публиковал стихи. Выпустил несколько томов мемуаров, которые привлекли внимание критиков. Увлекался живописью, собрал прекрасную коллекцию английских акварелей. После себя оставил супругу Хиллари, на которой был женат с 1961 года, двоих детей и столько же внуков.