С 22 мая по 3 июня в Саратовском академическом театре оперы и балета состоится 24-ый по счету Собиновский музыкальный фестиваль. В его программу вошли 8 концертов и 7 спектаклей, включая оперы, балеты, оперетту.
В день открытия фестиваля впервые в Саратове прозвучит сюита «Планеты» английского композитора Густава Холста, творчество которого приходится на первую половину 20 века. Исполнение сюиты приурочено к 50-летней годовщине первого полета человека в космос. Также в этот вечер гостей фестиваля ждет знакомство с ярким и масштабным произведением классика современной музыки Александра Чайковского — «Русский реквием».
В концерте открытия примут участие ведущие солисты и симфонический оркестр театра оперы и балета, Губернский театр хоровой музыки, Концертный детский хор, хор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Дирижировать будет лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев.
Одним из самых интересных событий фестиваля станет спектакль «Директора театра». «Классическое отравление в 2-х действиях» по произведениям А. Пушкина, В. А. Моцарта, А.Сальери» в постановке Дмитрия Бертмана разыграют народные артисты России Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Михаил Янушкевич, ведущие солистки театра «Геликон-Опера», камерный ансамбль «Petit Opera». Интрига проекта заключается в том, что в захватывающее драматическое действие вплетаются оперные арии, а главных персонажей спектакля — Моцарта и Сальери — играют Костолевский и Филиппов по очереди.
Поклонники оперы получат возможность послушать «Евгения Онегина» и «Травиату» с участием солистов Музыкального академического театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко и театра «Новая опера» (Москва). Запланирована премьера оперы Сергея Танеева «Орестея» по трилогии Эсхила (дирижер-постановщик — Юрий Кочнев, режиссер — лауреат Международных конкурсов Вадим Милков, художник — Иван Совлачков).
Найдет своего зрителя концерт уникального «Терем-квартета» и солиста Мариинского театра, народного артиста России Василия Герелло. На Собиновском выступят и молодые солисты саратовской оперы. Концерт с их участием называется «Молодость театра». Народный артист СССР Леонид Сметанников свою концертную программу посвятил 105-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича.
В 13-ый раз в рамках фестиваля пройдет Конкурс Конкурсов вокалистов — лауреатов Всероссийских и Международных конкурсов. Конкурсная программа традиционно состоит из двух этапов: в 1 туре молодые участники споют народные песни и романсы, во 2 туре — померятся талантами в исполнении шедевров оперной классики.
Фестиваль завершится большим гала-концертом.
С 26 апреля по 4 мая 2011 года в Чебоксарах пройдет второй Республиканский православный фестиваль «Пасхальная радость». В фестивале наряду с другими коллективами республики примет участие театр оперы и балета, который покажет спектакль «Иоланта». Камерный оркестр Чувашии предложит премьерное исполнение «Мессии» Генделя, концерты для детей. Заключительный концерт фестиваля объединит детей и взрослых, церковные и светские коллективы, любителей и профессионалов.
С марта месяца Эстонская национальная опера открыла продажу билетов на новый, 106 сезон, который откроется в августе оперой «Парсифаль» (немецкий режиссер Никола Рааб). Этот спектакль четыре раза пройдет в Noblessner Foundry, а затем труппа вернется на родную сцену с оперой «Кармен», премьера которой состоялась в октябре прошлого года. Новым репертуарным спектаклем сезона станет «Манон Леско» Пуччини, поставить которую приглашен из Латвии Андрис Жагарс. 17 сентября в ознаменование столетия со дня рождения выдающегося певца Тийта Куузика в оперном театре будет дан большой гала концерт.
Руководство театра объявило о своих планах на будущий сезон, который стартует по традиции 7 декабря 2011 года. В этот вечер будет дан «Дон Жуан» Моцарта с супер-звездным составом исполнителей – Нетребко, Гаранча, Терфель, Маттеи. На подиуме – маэстро Баренбойм.
В репертуарном списке нового сезона значатся «Сказки Гофмана» (дебют в Ла Скала режиссера Карсена), «Женщина без тени» Р.Штрауса, «Фальстаф» Верди, «Набукко», «Троянцы» Берлиоза, «Питер Граймс» Бриттена. Натали Дессей выступит в «Манон» Массне, а дирижер Нозеда встанет у пульта на премьере новой постановки оперы «Луиза Миллер». Также ожидается премьера «Риголетто» шведского режиссера Бонди, чью неоднозначную «Тоску» также увидят в Милане. Среди возобновлений стоит отметить постановку «Аиды» Дзеффирелли (1963 год) и его же более позднюю «Богему».
(по материалам журнала Il Giornale della Musica)
Газета Financial Times опубликовала небольшую рецензию на премьеру «Вольного стрелка» в парижском театре Opera Comique. Рецензент Фрэнсис Карлин уведомляет читателя, что к премьере этой оперы Вебера в 1841 году в Парижской национальной опере композитора Берлиоза попросили заменить разговорные диалоги музыкальными речитативами. Он это сделал неохотно, но, осознавая, что кто-то другой, получив такое предложение, возможно, отнесется менее бережно и уважительно по отношению к автору произведения, согласился. Именно эта музыкальная версия, то есть с дополнениями Берлиоза и на французском языке, предложена ныне парижанам в театре, который по иронии как раз охотно использует в своих музыкальных спектаклях разговорную речь.
Режиссер сэр Джон Элиот Гардинер попытался освободить оперу от ее «тевтонской тяжести», приблизить к традициям легкой французской комической оперы. К сожалению, пишет критик, его задумка пришла в противоречие с концепцией спектакля, действие которого разворачивается в тридцатые годы прошлого столетия с их зловещей, мрачной подоплекой. Сопрано из Бельгии Софи Картхойзер в партии Агаты затмила всех своим бархатным верхом и изящной фразировкой. Среди других солистов критик упоминает Эндрю Кеннеди (Макс), который, несмотря на неважный французский, продемонстрировал экспрессию, и Гидона Сакса (Каспар), чье драматическое дарование отчасти компенсировало далеко не идеальное пение и ошибки в произношении.
Обозреватель онлайнового журнала Il Giornale della Musica Изабелла Мария в своей короткой рецензии не упомянула никого из певцов, ограничившись замечанием, что все они молоды и соответствуют своим героям по внешнему виду, чего не скажешь о вокале, который оставляет желать лучшего. Внимание она сконцентрировала на работе постановочной команды (режиссер Фабио Банфо, сценограф Лука Джирардози, художник по костюмам Валентина Каспани). Зрителей погружают в сюжет с первых звуков увертюры. Поднимается занавес и на сцене появляется Джильда. Она убегает от преследователей в масках, но безуспешно. Ее догоняют, хватают, бросают к ногам герцога, который, впрочем, с грустным видом протягивает руку, чтобы приласкать, успокоить девушку и отпускает ее. Постановщики явно тяготеют к неоднозначному образу герцога в духе первоисточника (Гюго) и отличающегося от несравненно более зловещей фигуры, каковой этот герой предстает в произведении Верди и либреттиста Пьяве.
Дворец герцога Мантуанского изображен как нагромождение больших и раскрытых шкафов, посеребренных внутри, но видно, что серебро старое, поблекшее, потускневшее. Таковы и костюмы – роскошные, но сношенные, потертые временем.. Все это напоминает обозревателю итальянского издания «старую пожелтевшую фотографию». По ее мнению, постановка очень статична, солисты и хор движутся вяло. Дирижеру Фурнийе с большим трудом удавалось координировать игру оркестра с пением хора и солистов. Несмотря на «недоделки», И.Мария рекомендует посмотреть спектакль, которому она обещает долгую жизнь в репертуаре туринского театра.
Администрация Метрополитен-оперы объявила о планах проведения летних бесплатных концертов в Нью-Йорке. С 11 по 28 июля в пяти крупнейших парках города выступят солисты театра, которые в сопровождении концертмейстера исполнят арии и сцены из популярных опер, идущих на сцене Мета. Такое мероприятие проводится уже третий год подряд совместно с городским управлением парками.
Также с 27 августа по 5 сентября пройдет фестиваль открытого показа HD записей ряда спектаклей Мета на огромном экране, установленном рядом с театром, на площади Центра Линкольна. Посмотреть спектакли, тоже без приобретения билетов, смогут тысячи жителей Нью-Йорка. Какие из опер будут показаны, станет известно позднее.
Для своего первого выступления в Карнеги-холле в качестве главного дирижера Чикагского симфонического оркестра Риккардо Мути избрал концертное исполнение оперы «Отелло» Верди. Несколькими днями ранее опера прозвучала в том же исполнении в Чикаго (см. рецензию в сегодняшнем выпуске журнала). На сцене едва разместились более двухсот музыкантов, включая хор и солистов. Как замечает агентство AP, «Мути твердо знает, как надо трактовать «Отелло», и эта его уверенность вдохновляющим образом действовала на исполнителей. Сцена бури в самом начале оперы прошла в вихревом темпе, но даже здесь оркестр не смазал ни единой ноты и всю оперу звучал на редкость прозрачно и тонко».
Критики выделяют исполнителя титульной роли, тенора из Латвии Александра Антоненко, который, по их мнению, вправе претендовать на звание «великого Отелло» в нынешнем поколении певцов, выступающих в этой партии. «Его крепкий голос с легкостью перелетал через мощное звучание оркестра, и высокие ноты давались без видимого труда». Болгарская певица Крассимира Стоянова, обладательница сильного и в то же время лиричного сопрано, отлично провела партию Дездемоны, убедительно передавая трансформацию чувств и переживаний своей героини - от преданной любви к смятению, а затем и к отчаянию. Итальянский ветеран оперной сцены баритон Карло Гуэльфи пел Яго уверенно, но его голосу в виду возраста уже не хватало свежести и звучности. Кроме оперы Риккардо Мути дал в Карнеги-холл два концерта симфонической музыки.
Для своего весеннего турне по Великобритании Английская гастрольная опера выбрала два опуса из триптиха Пуччини, оставив за бортом «Сестру Анжелику» («слишком много монашек», иронически заметила газета Guardian). Действие в «Джанни Скикки» сохранено во Флоренции, но трансплантировано в эпоху первой мировой войны, когда опера сочинялась. А вот местность, где живут персонажи «Плаща», так и не определена, пишет в Guardian журналист Эндрю Клементс. Причал, где развивается сюжет, может располагаться где угодно. Постановщик «Плаща» Джеймс Конвей не стал ничего изобретать, сохранив многое, если не все от оригинала. Зато солисты подобрались как на подбор, все хорошего класса: Чарни Рокфорд, Саймон Торпе, Джули Анвин.
В постановке «Скикки» заметно больше режиссерской работы. Режиссер Лиам Стил убедительно для критика обрисовывает семью Буозо как «алчных гротесковых персонажей, чьи бесцветные лица наводят на мысль о кровосмешении, продолжавшемся столетия». Состав исполнителей здесь не такой ровный как в «Плаще». Впрочем, Ричард Мосли-Эванс поет Джанни Скикки не утрировано, а Паула Сайдс (Лауретта) исполнила знаменитую O mio babbino caro с трогательной искренностью. Дирижера Майкла Роузвелла можно пожурить разве лишь за чересчур медленные темпы.
Этому спектаклю уже без малого два десятка. Поставленный режиссером Федерико Тиецци, он успешно шел на сцене оперных театров Бари, Болоньи, Триесте. И вот теперь представлен на суд израильтян. По мнению автора заметки в журнале Il Giornale della Musica Франко Соды, спектакль «не заржавел», по-прежнему «зрел и актуален». Титульную партию доверили петь Димитре Теодоссиу, обладательнице сильного голоса, которому, однако, по мнению журналиста, не хватает мягкости и нежности. Ее соперницей по сюжету, да и по сцене, выступила блестящая Даниэла Барчеллона (Адальжиза). Главные мужские партии также на очень приличном уровне исполнили Роберто Скандьюцци (Оровез) и Роберто Ароника (Поллион). Дирижер Даниель Орен быстрым темпам и героическому пафосу предпочитает лирическое звучание оперы, подчеркивающее драму человеческих чувств. Ему в этом здорово помогал Израильский симфонический оркестр, игравший прозрачно, тонко и с блеском.
Публика с энтузиазмом восприняла спектакль. Но, как часто бывает на Востоке, недолго вызывала исполнителей на поклоны. Пара минут и все заторопились домой, пишет журналист.
Итальянские СМИ сообщают о смерти известного тенора. Винченцо Ла Скола ушел из жизни 15 апреля на 53 году жизни. Инфаркт застал его в Турции, где он проводил мастер-класс. Винченцо учился у таких известных музыкантов как Карло Бергонци, Арриго Пола, Родольфо Челетти. Он дебютировал в оперном театре Пармы в спектакле «Дон Паскуале» в 1983 году. На протяжении своей карьеры выступал в Ла Скала, Ковент Гардене, Метрополитен, Венской опере и многих других знаменитых театрах. Его обширный репертуар включал в основном итальянскую классику (Доницетти, Беллини, Верди, Пуччини), но также и произведения некоторых современных композиторов Италии.
В 2007 гастролировал в Москве, где выступил с рядом других итальянских артистов в КЗЧ.
Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов» станет десятой в репертуаре Центра оперного пения и откроет цикл мероприятий, посвященных предстоящему в октябре юбилею Галины Вишневской. В постановке примут участие многие из ведущих солистов Центра, которые с огромным успехом участвовали в постановке «Бориса Годунова» в Валлонской Королевской опере в Льеже и на Международном фестивале в Сантандере (Испания) летом 2010 года. В роли Бориса выступал всемирно известный итальянский певец Руджеро Раймонди, признававшийся, что ему «доставило большое удовольствие работать с талантливыми учениками Галины Вишневской».
По словам художественного руководителя постановки Галины Вишневской, «Бориса Годунова» нельзя сопоставить ни с одной оперой мира, ее отличает невероятная духовная глубина. Трудно представить, что «Бориса Годунова» написали в середине XIX века, только гений способен на такое прозрение. Если по-настоящему вслушиваться в архигениальную музыку Мусоргского и читать Пушкина, перед слушателем открываются невероятные глубины. Эта работа дает молодым певцам опору для дальнейшего творчества, которая поможет в дальнейшем петь в самых сложных операх, открывает перед ними совершенно невероятные актерские и певческие возможности».
Музыкальный руководитель новой постановки – Гинтарас Ринкявичус (Литва), режиссер – Иван Поповски (Македония), ранее с успехом поставивший на сцене Центра оперного пения «Царскую невесту» Н.Римского-Корсакова, «Риголетто» Дж. Верди и «Кармен» Ж.Бизе. Автор сценографии и костюмов легендарный художник Валерий Левенталь использует в оформлении спектакля уникальную технологию тканевых декораций, продолжающую традиции русского исторического оперного театра, практически утраченные в наше время.
Главный приглашенный дирижер «Метрополитен-оперы» Фабио Луизи впервые выступит в главном американском театре в опере Р. Штрауса «Ариадна на Наксосе». Ее возобновление на сцене Мет состоится 10 мая с.г. Вместе с ним в опере дебютируют Джойс ДиДонато (Композитор) и Роберт Дин Смит (Вакх), в то время как Виолетта Урмана (Ариадна), Кэтлин Ким (Цербинетта) и Томас Аллен (Музикмейстер) выдут на сцену в давно знакомых образах.
Для ДиДонато это первая штраусовская роль – ранее она блистала на этой сцене в моцартовском и белькантовом репертуаре. Смит уже покорил нью-йоркцев в последних сезонах в таких партиях как Тристан и Пинкертон. Что касается Луизи, то он выступал в Мет в самом различном репертуаре, включая штраусовский.
Волшебная сказка Жюля Массне «Золушка» – редкий гость на российских оперных подмостках. Когда-то, в конце XIX века, она стремительно взлетела на волне успеха своего творца – и столь же быстро подверглась забвенью, так и не войдя в постоянный репертуар мировых театров. Этот факт достаточно удивителен, ведь прижизненная популярность Массне во Франции не уступала популярности П.И.Чайковского в России. Автор 26 опер, трех балетов, двух оперетт, кантат, ораторий, симфонических фантазий и сюит, Массне в лучших своих работах предстает мастером «синтетического универсализма»: «впускает» в свои произведения довольно смелые для своего времени ритмы, возгласы, крики и, разумеется, разговорную «прозу». Вместе с тем, у Массне мы слышим и «барочные» фокусы со звукоподражаниями, и изысканные пейзажные зарисовки в духе Дебюсси. Психологическая виртуозность, умение выписать мелодией внутренний портрет душевного состояния героя делают оперы Массне пусть не зрелищными, но очень сценичными.
Премьерный показ «Золушки» оперной студией Академии им. Маймонида – фактически первая постановка оперы на московской сцене и второй случай обращения к этой опере в истории российской музыкальной режиссуры (первая постановка была осуществлена Пермским театром оперы и балета в 2007 году). Спектакли пройдут 22 и 23 мая в Театральном зале ММДМ.
Маэстро Ян Латам-Кёниг принял предложение театра Новая Опера и с 16 апреля 2011 года занял пост главного дирижёра. Сотрудничество Яна Латама-Кёнига с театром началось в 2008 году, когда он был приглашен на постановку спектакля "Лоэнгрин" Р. Вагнера. После триумфальной премьеры он стал постоянным приглашенным дирижером театра. В репертуар маэстро вошли спектакли "Набукко" и "Риголетто" Дж. Верди, которые он с успехом исполнил на фестивалях "Крещенская Неделя". Среди других значительных проектов дирижера совместно с театром Новая Опера - исполнение "Военного реквиема" Б. Бриттена и "Рождественской оратории" в рамках Фестиваля музыки И.С. Баха (с хором Академии хорового искусства им. В.С. Попова).
Подготовили В. Светозаров и А. Матусевич