21 апреля 2011 Центр оперного пения Галины Вишневской подарил московским любителям оперного пения большой концерт студентов, солистов и выпускников Центра, приуроченный к готовящейся премьере оперы Мусоргского «Борис Годунов» в мае.
Хозяйка Центра – непревзойденная Галина Павловна Вишневская – лично присутствовала на концерте. Трудно сказать, придавала она певцам своим присутствием и царственным спокойствием больше уверенности, или напротив, тот факт, что слушает Сама Великая Дива, заставил их изрядно поволноваться, как на экзамене. Но зрители в зале были очень довольны фактом совместного слушания с примадонной, и наградили ее не меньшим шквалом аплодисментов, чем тех, кто стоял на сцене.
Ответственную миссию открывать концерт поручили студентке центра Вишневской Любови Молиной. Хрестоматийная сцена и ария Вани из оперы «Иван Сусанин» в ее интерпретации прозвучала очень строго и академично, в традициях русской вокальной школы. Эмоционально исполненная «Песня девушки» из кантаты «Александр Невский» приблизила зрителя к предстоящим празднованиям Дня победы, к теме памяти павших героев. «Голос что колокол» - слова из текста этого номера - очень подходящие для характеристики этой певицы. Ее низкое, глубокое меццо-сопрано, приближающееся к контральто, исключительно подходит для исполнения партий в русских операх. Возможно, предстоит еще немного поработать над интонацией в верхнем регистре и сценической пластикой, но мощь и наполненность голоса, звучный тембр и, в хорошем смысле, молодежная энергичность - составляющие ее актива сегодня.
К слову сказать, и второй выход Молиной пришелся на крайне ответственную точку концерта – финал первого отделения перед антрактом. Благодаря ей, исполнившей с солистом «Новой оперы» Сергеем Поляковым дуэт Марины и Самозванца из оперы «Борис Годунов» (к слову сказать, единственный номер из «Бориса» в концерте, увы, слишком мало приоткрывший тайну грядущей премьеры) зрители ушли на антракт воодушевленные и заинтригованные. К сожалению, столь же убедительным ее партнер не показался - возможно, это издержки концертного исполнения, отсутствия оркестра и фрак вместо кафтана, но его Самозванец выглядел несколько водевильным, с излишне упрощенной трактовкой замысла партии. Вокальная выучка певцу почти не изменила, но, к примеру, разборчивость слов, увы, стопроцентной назвать нельзя, а на русском репертуаре это всегда заметно. Тот же подход отчасти перетек потом и в его сольный номер – ариозо Германа из «Пиковой дамы». Но зато эмоционально слова «Прости, небесное созданье», обращенные, естественно, к находящейся в ложе величайшей исполнительнице партии Лизы, зрителя равнодушными не оставили.
Другой тенор Станислав Мостовой – студент Центра, уже активно включившийся в концертную деятельность на серьезных площадках - выступил со смешанной русско-итальянской программой. На наш взгляд, пока романсы Рахманинова ложатся на его голос значительно лучше, чем партия Герцога из «Риголетто» Верди. Мировые оперные хиты, к которым относится исполненная в концерте песенка Герцога, опасны тем, что у всех на слуху эталонные исполнения и выиграть подобное «заочное соперничество» при такой базе сравнения – практически невозможно. Певец берется преимущественно за лирический репертуар, тому объективно способствует хорошая техника, легкий, светлый тембр, да и – чего греха таить – извечный дефицит хороших лирических теноров в России. Иногда, впрочем, в голосе Мостового заметно мелкое вибрирование-дребезжание в стиле Ивана Козловского, что наводило бы на мысли о большей целесообразности для него характерных партий, если бы не определенные проблемы по драматической части. К сожалению, целостных образов у певца пока не вырисовывается, в большей мере мы видим старательного артиста, сверкающего глазами в стороны и примеряющего разные маски, нежели самих его героев. Исключением, пожалуй, стал дуэт Герцога и Джильды (сцена «знакомства»), исполненный с другой воспитанницей центра Альбиной Файрузовой – здесь гармония возобладала над недостатком опыта.
Сама Файрузова взялась за сложнейшую арию Джильды «Caro nome», для которой, пожалуй, ей пока что не хватает исполнительской виртуозности. Временами просто хотелось добавить темпа, иногда пение казалось тяжеловатым и натужным, но к чести певицы, как бы труден ни был материал, она ни разу не оступилась за грань дозволенного, справилась и выдержала, и ее, как минимум, надлежит похвалить за смелость. Есть и еще момент, актуальный для сегодняшнего дня, когда в опере не последнюю роль играет сценическое шоу: перед нами была действительно Джильда, юная и хрупкая, с точеной фигуркой практически балетных габаритов, в меру наивная снаружи и страстная внутри, в общем, почти идеальное попадание в образ.
Еще один учащийся Центра Вишневской Леонид Кучумов исполнил каватину Валентина из оперы «Фауст» Шарля Гуно. Слушателям был продемонстрирован довольно мощный голос, который певец пока не научился приводить в соответствие специфике конкретного зала и музыкального материала (впрочем, зал был «маловат» практически всем солистам концерта, готовым к более масштабным оперным площадкам). И если несколько неустойчивую интонацию можно списать на неопытность (тем более, что низкие голоса «созревают» долго) и издержки предшествующей работы в неоперных жанрах, то крайне неаккуратное отношение к французскому произношению ничем, кроме исполнительской небрежности объяснить, увы, нельзя.
Бас «Новой оперы» Максим Кузьмин-Караваев получил право на исполнение аж 4-х сольных номеров – больше всех в концерте: два произведения Чайковского (ария короля Рене из оперы «Иоланта» и романс «Благословляю вас, леса») и два произведения Глинки (ария Ивана Сусанина и романс «Северная звезда»). Возможно, хотя бы одно из четырех стоило заменить на западный номер – русские оперы в большей мере рассчитаны на совсем низких басов, к коим данного певца трудно отнести. Зато ему свойственна проникновенная, лиричная манера пения, обдуманность формирования музыкальных фраз, очень аккуратное и чувствительное отношение к музыкальному материалу. В целом, исполнение романсов было практически блестящим, а арий – менее удачным. Лирику, доходящую порой до сентиментальности, он передает легче и достовернее, нежели предписываемые оперным басовым персонажам величие, мощь и героизм. И качественное, с музыкальной стороны, исполнение можно испортить парой наигранных жалобно-безумных взглядов, возможно, логичных даже для Бориса Годунова, но никак не для осознанно идущего на жертву Сусанина.
Его коллега по «Новой опере» – меццо-сопрано Агунда Кулаева также выбрала сольные номера Чайковского (ариозо Воина из кантаты «Москва» и ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева»). Помимо безусловных достоинств голоса этой певицы, в последние годы довольно часто выступающей не только в театре, но и на концертных мероприятиях с самым разным материалом – от классического до современного, следует отметить и свойственную ей свободу и раскованность манеры держаться на сцене, выгодно отличавшую от стажеров Центра, все еще скованных рамками «ученичества».
Целую первую картину из оперы «Война и мир» Прокофьева представили Сергей Плюснин (князь Андрей), Мария Пахарь (Наташа) и Агунда Кулаева (Соня). В преддверии 200-летия Отечественной войны, которое наша страна будет отмечать в следующем году, в связи с чем вероятны многократные обращения постановщиков к этой опере, наверное, можно считать данное исполнение первым в предстоящей юбилейной серии. Тройка в общем-то равных исполнителей выдвинула легкую, молодежную концепцию произведения, с ощущением полета не только у желавшей взлететь Наташи, но и у всех остальных, включая зрителей – а это, собственно, и задумывал автор. Тем контрастнее воспринимался другой ансамбль с Марией Пахарь – сцена Иоланты и Водемона (исполненная ею в финале концерта с Олегом Долговым). Там, напротив, транслировалось трагическое настроение, покорность и бессилие чистоты перед волей обстоятельств.
Совсем другую сторону искусства сопрано продемонстрировала Оксана Лесничая. Исполненное ею «Болеро» Елены из оперы Верди «Сицилийская вечерня» стало образцом зрелого мастерства и виртуозности вокала, прозвучало очень темпераментно, солнечно, по-весеннему. Алябьевский «Соловей» в ее исполнении понравился меньше – романс, как объект камерного жанра, вообще не всегда нуждается в утрированном внимании к техническим приемам, иначе за ними может потеряться эмоциональный посыл, хотя, конечно, виртуозная часть кунстштюка Алябьева провоцирует на это. К тому же певица слишком старалась представить свое индивидуализированное прочтение, изрядно удалившееся от канонов исполнения этого романса. Тем не менее, надо ли говорить, что это то произведение, которое практически при любых обстоятельствах воспринимается залом «на ура», что, разумеется, произошло и здесь.
И наконец, лучшим в данный вечер стал тенор Олег Долгов, совмещающий сегодня должности приглашенного тенора в Большом, штатного солиста в Симфонической капелле России под управлением Валерия Полянского и работу в ряде концертных проектов. Помимо уже упомянутого дуэта с Марией Пахарь, он исполнил арию Хозе из оперы Бизе «Кармен» и арию Калафа из «Турандот» Пуччини. Обязанность критика – искать недостатки, но в данном случае эта задача ставит в тупик: как не силься, в этих номерах их не найти. Исполнение было не просто глубоко продуманным и прочувствованным, оно было буквально выстраданным от лица героев. Вне критики и вокальная подготовленность номеров, певец продемонстрировал исключительное сочетание полетности звука и насыщенного лирико-драматического тенорового тембра. Особенно покорила трактовка образа Калафа: в отличие от большинства теноров, у которых в «Nessun dorma» герой предстает несколько эгоцентричным и самовлюбленным героем-шапкозакидателем, у Долгова Калаф – серьезный, вдумчивый, с грустинкой, осознающий, сколько жизней зависит от него, искренне погруженный в романтическую влюбленность. Жаль, что партия полностью в репертуар певца пока не вошла, хотя бы в концертном исполнении.
Концертмейстеры Валерия Петрова и Анна Ситникова уверенно поддержали исполнителей. Приятно разбавили насыщенную оперную программу и дети-учащиеся Школы Вишневской – они очень трогательно исполнили пастораль из оперы «Пиковая дама». Как видим, смена подрастает, и без продолжателей традиций русская опера не останется.
Подводя итоги, хотелось бы поблагодарить певцов, персонал Центра и лично Галину Павловну Вишневскую за концерт и пожелать успешной предстоящей премьеры, которая пройдет 12 и 14 мая. Обращение к русской музыке для нашего оперного слушателя всегда несет особенный смысл. А в сегодняшних условиях, когда на оперной сцене в чести преимущественно западный репертуар, концерт, более чем на две трети состоящий из произведений русских композиторов – это реальная редкость и настоящий подарок для ценителей.
На фото:
Центр оперного пения Галины Вишневской