Программа концерта, который пройдет 4 мая, представляет юбиляра в трех ипостасях - как дирижера балетного, оперного и симфонического - и отмечает основные вехи его творческого пути.
На протяжении восемнадцати лет маэстро был дирижером Большого театра (пять из них - главным дирижером) и в течение одиннадцати лет руководил Камерным музыкальным театром под руководством Бориса Покровского. В Большом театре он дирижировал операми П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Ж. Бизе.
Был дирижером-постановщиком опер "Оптимистическая трагедия" А. Холминова, "Моцарт и Сальери" Н. Римского-Корсакова, "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича, "Обручение в монастыре" С. Прокофьева (Большой театр), "Нос" Д. Шостаковича и "Похождения повесы" И. Стравинского (театр Покровского). При его участии (в качестве дирижера-постановщика) впервые на русской сцене были поставлены оперы "Человеческий голос" Ф. Пуленка и "Сон в летнюю ночь" Б. Бриттена, под его управлением состоялась мировая премьера первой редакции "Игрока" С. Прокофьева (все - в Большом театре).
За пультом 4 мая - Геннадий Рождественский. В концерте участвуют оркестр, солисты и артисты оперы и балета, хора и мимического ансамбля Большого театра.
За 14 лет своего существования международный конкурс певцов - исполнителей итальянской оперы "Competizione dell’opera" стал одним из крупнейших вокальных конкурсов в мире. Это единственный певческий конкурс, участники которого исполняют исключительно итальянский и италоязычный оперный репертуар во всем его многообразии: от старинной музыки до музыки XX века. Конкурс ведёт свою историю с 1996 г., когда профессор Герман Рауэ, в то время президент Гамбургской высшей школы музыки и театра, организовал оперный конкурс "I Cestelli". С 2001 г. конкурс проводился в Дрездене. 2011 год станет поворотным в истории конкурса: впервые его полуфинал и финал будут проходить за пределами Германии, и первой страной, куда "выедет" конкурс, станет Россия. С апреля руководители конкурса вместе с делегациями представителей культуры и бизнеса будут путешествовать по Европе, России и странам СНГ, США, Азии и Латинской Америки, отбирая вокалистов для участия в полуфинале. В сентябре 2011 г. десять финалистов предстанут перед жюри. Концерт финалистов пройдет в Москве в Большом театре.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайтах Большого театра России, Екатеринбургской оперы, конкурса "Competizione dell’opera".
1 мая исполнилось 225 лет со дня мировой премьеры моцартовской «Свадьбы Фигаро». И, хотя, юбилей не очень «круглый», но умолчать об этом событии нельзя. Опус стал в какой-то мере поворотным пунктом в оперном творчестве композитора. Он стоит в ряду самых выдающихся сочинений в истории оперного искусства. Несмотря на все достоинства предыдущих «Идоменея» и «Похищения из сераля», их стилистическая палитра, хотя и совершенно различна, но все-таки значительно уже, нежели тот «универсализм», который был явлен зальцбургским гением впервые именно в «Свадьбе Фигаро». Здесь Моцарт добился феноменального для своего времени «перетекания» и слияния комического, лирического и драматического начал. Достойны восхищения и мелодические находки композитора. Эстетика «Свадьбы Фигаро» оказала влияние на все последующее развитие музыкального театра.
Критика благожелательно встретила премьеру «Валькирии» на сцене Мета в рамках двухлетнего цикла вагнеровского Кольца (первая часть цикла, опера «Золото Рейна», была представлена публике в начале сезона). Агентство Associated Press отмечает, что постановщик Робер Лепаж несколько переделал тяжелую металлическую конструкцию с мобильными панелями, которая затрудняла движение исполнителей по сцене в первой части тетралогии. Теперь они получили больше свободы для игры и вокала. Среди солистов агентство выделяет Брина Терфеля. Партия Вотана является испытанием для любого певца, но уроженец Уэльса отлично с ней справился, его вокального ресурса для этого более чем хватило. Всяческих похвал удостоился и Кауфман, который впервые пел Зигмунда. Впрочем, критики отмечают, что эта партия для него «низковата», а он не всегда чувствует себя достаточно комфортно в нижнем регистре.
Не повезло сопрано из Голландии Еве-Марии Вестбрук (Зиглинда). Обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» пишет, что, выступая впервые на сцене Мета, она пела в первом акте вполне сносно, но затем была заменена «из-за болезни» американкой Маргарет Джейн Рей, уже выступавшей в этой партии ранее. Дебора Войт дебютировала в роли Брунгильды. Хотя, замечает критик агентства АП, ее вокал уже «не той свежести», как 10 лет назад, амплитуда и звучание голоса по-прежнему поражают. Меццо-сопрано Стефани Блит (Фрика) пела и играла « с огоньком». Ганс-Петер Кёниг продемонстрировал роскошный бас в партии Хундинга. Все критики единодушно отмечают замечательную игру оркестра под управлением Ливайна, хотя кое-кому показалось, что эпизодами темпы чересчур замедлялись.
Руководство Метрополитен-оперы взвешивает за и против запланированной на лето поездки в Токио. Дело в том, что некоторые певцы и музыканты оркестра выразили опасения в связи с нынешней ситуацией в Японии. Директор Гелб направил коллегам по театру письмо, в котором заверил, что руководство продолжает вести мониторинг ситуации в Японии и в случае ее ухудшения готов пересмотреть планы. В то же время он подчеркнул, что жизнь в Токио вернулась в нормальное русло, не преминув заметить, что гостиница, где должны остановиться артисты, находится рядом с американским посольством. В целом Гелб настроен оптимистично и считает, что поездка должна состояться: «Она поднимет дух японцев, нуждающихся в поддержке и солидарности».
Музыкальный обозреватель Guardian Тим Эшли съездил в город Лидс, чтобы послушать премьеру «Фиделио» в Северной опере Лидса. Впечатление от спектакля было смазано двумя продолжительными отключениями света в первом же акте. В конце концов, неисправности были устранены, и спектакль возобновился, однако критик обратил внимание, непредвиденная авария плохо повлияла на солистов и дирижера Ричарда Амстронга, который, видимо, от расстройства замедлил темпы в ряде сцен. Джереми Уайт (Рокко) после вынужденного перерыва не смог настроится на правильную интонацию. Эмма Белл (Леонора) не проявила присущего ее голосу и темпераменту огня, распелась только во втором действии. Больше всего критику понравились в этот вечер Эндрю Фостер-Уильямс (Пизарро) и Стивен Харрисон (Флорестан), которые, впрочем, появились на сцене уже после возобновления спектакля.
Режиссерская работа Т. Албери, уже известная по спектаклю «Фиделио» в Шотландской опере (1994 год), вызвала у критика смешанные чувства. С одной стороны, ему удалось передать ощущение тюремной клаустрофобии, показать Пизарро не столько душителем и палачом, сколько вкрадчивым бюрократом. Но с другой стороны, его модернистски исполненная заключительная сцена, мрачная и пессимистическая, в корне противоречит жизнеутверждающему финалу Бетховена.
Англичанин Энтони Фрейд назначен генеральным директором Оперы Чикаго, одного из ведущих музыкальных театров Америки с бюджетом $53 миллиона долларов. До этого он возглавлял оперную труппу Хьюстона, куда перешел в 2006 году с поста руководителя Национальной оперы Уэльса. При нем театр Хьюстона смог за три года привлечь $72 миллиона спонсорских средств и довести продажу билетов до 90 процентов, что для провинциального театра в период экономического кризиса – очень недурной результат.
29 апреля исполнилось ровно 50 лет со дня первого выхода великого тенора на оперную сцену. Случилось это в театре Валли ди Реджо Эмилия, где он исполнил партию Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. Этому памятному событию посвящен вечер в том же театре и в тот же день полвека спустя. Рассказ о жизни выдающегося певца сопровождался концертом молодых итальянских певцов.
Международный круглый стол театроведов, проведенный недавно в столице Дании, резко негативно высказался относительно нового здания Королевской оперы, выстроенном в 2005 году на крохотном островке. Средства предоставил богатейший судовладелец М. Маккини Мёллер, чем собственно и объясняется островное месторасположение оперы по соседству с доками. Здание, по мнению экспертов, выглядит как «неприступная крепость» и к тому же страдает множеством функциональных недостатков, главный из которых – его труднодоступность для зрителей. Директор театра Эрик Якобсон охотно согласился со всеми критическими замечаниями: «Действительно, многие гости жалуются, что сюда непросто добраться, а еще сложнее выбраться. Мы работает над устранением недостатков, но, к сожалению, работа потребует еще много времени». Театроведы отмечают, что гримерные и многие другие служебные помещения «далеко не адекватны», что не проводятся концерты, детские мероприятия, творческие встречи.
Директор все это горестно признает, и совсем как русский Манилов мечтает возвести мост, который бы соединил театр с материком.
В Нью-Йорке объявлены лауреаты Пулитцеровские премии, присуждаемой в 95-й раз. В категории «музыка» впервые премию получил композитор из Китая Жу Лонг за оперу «Госпожа Белая Змея» («Madame White Snake»). В основе либретто - народное китайское сказание. Опера, считают критики, «глубоко экспрессивна» и сочетает в себе как западные, так и восточные музыкальные традиции.
Пулитцеровскими премиями распоряжается Колумбийский университет. Они вручаются ежегодно журналистам, публицистам, деятелям культуры.
Южнокорейская газета Korea Herald опубликовала небольшую заметку о премьере «Тоски», которая впервые здесь поставлена. К сожалению, газета забыла упомянуть постановочную группу, все внимание уделив певцам и оркестру. Дирижер - иностранец, Марк Гибсон, а солисты и хор – свои. В заметке отмечается, что в центральном дуэте Тоски и Каварадосси сопрано Ким Ын Чо «затерла» своим вокалом тенора Пак Ки Чхона. Игра и пение баритона Ко Сунг Хёна (Скарпиа) произвели очень хорошее впечатление. Сеульская опера планирует летом показать еще одно произведение Пуччини – оперу «Джанни Скикки».
Подготовили В. Светозаров и Е. Цодоков