И все-таки она существует - любовь с первого взгляда. «Вертер» - трагичный, инакомыслящий и непонятый, вернулся на сцену Royal Opera House, чтобы встретить свою любовь и умереть!
Но «Вертер» французского композитора Массне и «Страдания молодого Вертера» Гете – это не одно и то же. В опере все просто: Вертер любит Шарлотту, Шарлотта любит Вертера, но слово, данное матери на ее смертном одре, не позволяет влюбленным быть вместе. Шарлотта выходит замуж за Альберта. «Я другому одна и буду век ему верна». Вертер от отчаяния убивает себя.
Но это не все! Никогда раньше я не слышала так много столь красивой, восхительной музыки сразу, как в этой лирической опере. Я ощутила себя пленницей этой музыки - от первой ноты до последнего звука!
Массне написал Вертера в 1886 году. Опера камерна – в ней задейстованы всего восемь исполнителей, и главная нагрузка ложится на «голос» Вертера, которого исполнял мексиканский тенор Роландо Виллазон. Совсем недавно он перенес операцию на горле, поставившую его оперную карьеру под сомнение, но в тот вечер в «Ковент-Гардене» он был великолепен. Как нельзя лучше имидж певца соответствовал внешности и характеру этого романтического героя. Именно таким представлялся мне Вертер и внешне.
Софи Кох в роли Шарлотты оказалась достойной главного героя. Мы могли наблюдать, как зарождается в ее сердце любовь, как борются в ней чувства долга и слово, нарушить которое она не в силах. Как старательно пытается она выстроить свою ровную, правильную, безупречную жизнь с Альбертом (норвежский баритон Ойдун Иверсен, которому удалось показать абсолютно противоположный страстной натуре Вертера тип достопочтенного немецкого буржуа), как вскипает кровь и пробуждается в молодой женщине страсть, как не в силах она более сдерживать признание в любви, но... поздно, слишком поздно. Вертер умирает на ее руках!
Игривая, излучающая счастье и жизнерадостность сестра Шарлотты Софи (ее пела японка Эри Накамура, обладающая красивейшим сопрано), напомнила мне пушкинскую Ольгу.
В этой опере мало героев, нет хора, не задействована балетная труппа. Декорации неброски (дизайн Чарльза Эдварда), просты, но изысканны – двор ли это дома вдовца-судьи, отца Шарлотты, обучающих своих малолетних детей Рождественским гимнам, в голубовато-синих ли тонах набережная в пригороде Франкфурта, засыпанная осенней листвой, дом ли Альберта, совсем небедный («Спасая себя, погубила его!») и одинокая, убогая, совсем как у Достоевского, комнатушка Вертера в последнем акте, медленно выдвигающаяся из глубин сцены, как небольшая картина в рамке - на фоне основных декораций. Непретенциозны одеяния героев (дизайнер Кристиан Джаск), отражающие, однако стиль и эпоху старой Германии.
В опере мало что происходит, мало действия, и наверно кому-то это не пришлось по душе, потому что после перерыва соседнее со мной кресло оказалось пустующим. Лично мне тоже показались слегка затянутыми, лишенными динамики первые два акта и совершенно неоправданными два перерыва.
Но – музыка Массне и голоса солистов компенсируют все! Музыка, наверное, самая главная героиня этой оперы. Она - великолепная, она беспечная, взволнованная, нежная, страстная, волнующая, грозная... не столь популярная, может быть, или даже малоизвестная, но совершенно чарующая. Массне удалось то, что удается далеко не каждому композитору – его музыка не отпускает на протяжении всего представления, безрадельно властвуя над сердцами зрителей во время представления (и не только!). В чем, полагаю, и заключается мощь и сила настоящей оперы.
В «Вертере» много незабываемых эпизодов: от полных надежд «О, мой светлый идеал», «Счастьем я упиваюсь» до вдохновенного романса погибающего героя, утратившего последние иллюзии: «О, не буди меня!».
В этот вечер совершенно потрясающе играл оркестр Королевского театра. И хотя всеми представлениями «Вертера» дирижирует сам Антонио Паппано, а он находится сейчас на пике своей карьеры, мне хочется верить, что именно наш вечер был самым необыкновенным!
В зале еще продолжали раздаваться аплодисменты, приветствующие Паппано, а музыканты, повинуясь резкому взмаху дирижерской палочки, мощными аккордами начали оркестровое вступление... И звуки лились, и замирали...неожиданно, и струнные нежно подхватывали мелодию, все более и более наполнясь выразительными, изящными, но в то же время мощными оркестровыми красками...Как можно описать эту игру словами! Было ощущение какой-то нереальности происходящего: так нельзя играть. А они играли!
Крики «Браво» и «Бис» буквально взорвали секундную паузу после того, как отзвучала последняя нота. Непрекращающаяся лавина аплодисментов просто обрушилась на главных героев, завершивших финальную сцену. Они, не получившие возможности выйти за кулисы, стояли на сцене счастливые и растерянные...и целовали друг друга, словно продолжая играть, но теперь уже - оперу со счастливым концом, что происходит не часто!
Я никогда не слышала, чтобы в опере... топали ногами! В прошедший субботний вечер в Королевской опере стоял грохот от сотен топающих ног! И это-то английские манеры?
Наших «звезд» в этой опере нет. Кроме маленького мальчика, исполняющего роль одного из малолетних братьев Шарлотты. Я ничего не знаю о нем, но его имя – в программке. И мне приятно назвать его - это Валерий Захаров, чей голосок вместе с другими детьми, славящими Рождество, резким контрастом прозвучал на фоне усталой отрешенности умирающего Вертера.